Рабочая программа дисциплины глобальные проблемы природопользования Направление



страница1/21
Дата14.05.2018
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Глобальные проблемы природопользования

Направление: 05.03.06. Экология и природопользование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Природопользование

Челябинск 2014

Лист согласования





Разработчики:




























Доцент каф. географии и МОГ









В.П. Пекин

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)





























































Программа одобрена на заседании кафедры

«

3

»

июля

2014

Протокол



11
















Заведующий кафедрой










А.В. Малаев







(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя










(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП










М.В. Панина







(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета










С.Г. Левина







(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра географии и методики обучения географии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Глобальные проблемы природопользования

Направление: 05.03.06. Экология и природопользование

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Природопользование

Челябинск, 2014 г




СОДЕРЖАНИЕ Рабочей программы



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дисциплина Б1.Б.25 «Глобальные проблемы природопользования» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (уровень образования «бакалавр»). Профильная направленность: Природопользование.

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц (144 часов). Дисциплина изучается в 7 семестре. Форма отчетности – экзамен в 7 семестре.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана:

Дисциплина «Глобальные проблемы природопользования» является синтезом отдельных аспектов связанных фундаментальностью и глобальностью проблем взаимодействия общества и природы и частично рассматриваемых в рамках дисциплин экологического профиля. При изучении дисциплины использует знания экологических и географических дисциплин (общая экология, геоэкология, учение о гидросфере, учение об атмосфере, почвоведение, биогеография, ландшафтоведение).


Цель освоения дисциплины:

Задачи дисциплины:

  • рассмотреть основные теоретические и методологические положения комплекса экологических дисциплин лежащих в основе решения глобальной проблематики природопользования;

  • формирование понятийного аппарата фундаментального и прикладного аспекта дисциплины на основе анализа фундаментальных понятий комплекса экологических дисциплин раскрывающих различные аспекты глобальной социально-экологической проблематики;

  • раскрыть содержание глобальных проблем природопользования, их историзм и объективность;

  • объективировать генезис важнейших проблем сферы взаимодействия природы и общества на глобальном уровне и их связь с национальным и региональным уровнями.;

  • показать роль экологического воспитания, экологического образования, экологической науки и политики в преодолении глобальных социально-экологических проблем ;

  • научить студентов проведению комплексного анализа основных глобальных проблем в области экологии и природопользования.


Планируемые результаты обучения

№ п/п


Компе-

тенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)



Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ПК-4:

З.1 Знать основные причины возникновения глобальных проблем

природопользования и методы их решения



У.1 Уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы

В.1 Владеть методами анализа глобальных проблем природопользования с целью выработки стратегии поведения во всех сферах деятельности человека направленной на их решение

2

ПК-10:

3.2 Знать проблемы глобальных изменений окружающей среды, глобальные пробле-мы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, био-сферы. Знать генезис важ-нейших проблем сферы вза-имодействия природы и об-щества на глобальном уровне и их связь с нацио-нальным и региональным уровнями;

У.2 Проводить сбор необходимой информации для оценки современного состояния ком-плекса социально-экологических проблем в том числе с примене-нием ЭВМ..

В.2 Владеть современными методами анализа развития глобальных проблем взаимодействия общества и природы;

методами ландшафтно-геоэкологического проектирования и мониторинга.





  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛЗ

ПЗ

СРС

Всего

1

2

4

5

6

7

8

1

Введение. Теоретические и методологические основы дисциплины

2

-

4

2

8

2

Связь глобальных проблем природопользования и экологических кризисов

2




2

4

8

3

3. Демографическая проблема как основа развития глобальных проблем.

2




4

4

10

4

Комплексный анализ глобальных проблем связанных с изменением климата

2




2

4

8

5

Сокращение биоразнообразия как глобальная проблема

2




6

6

16

6

Основные причины и возможные последствия истощения водных ресурсов земли.

2




2

4

8

7

Проблемы загрязнения вод мирового океана.

2




2

4

8

8

Комплексный анализ проблемы опустынивания.

2




4

4

12

9

Утрата лесного покрова планеты как глобальная проблема природопользования

2




2

2

10

10

Генезис важнейших проблем сферы взаимодействия природы и общества на глобальном уровне и их связь с национальным и региональным уровнями

2




4

2

6

11

Роль науки, образования, воспитания и политики в преодолении глобальных социально-экологических проблем.

2




4

2

6

12

Концепция устойчивого развития и её роль в решении глобальных проблем природопользования.

2




2

2

4

13

Исторический опыт стран и народов в решении масштабных социально-экологических проблем.







2

2

4




Экзамен













36




Всего

24



40

44

144


Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел 1 Введение. Теоретические и методологические основы дисциплины

1.1

Требования к результатам освоения раздела: ПК-4: З.1;У.1;В.1;

1.2

Содержание раздела: Особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе и актуальность проблемы охраны окружающей среды. Системный характер Глобальных проблем природопользования. Становление, развитие и современное состояние социально-экологической проблематики. Объект, предмет и задачи исследований глобальных проблем природопользования. Экология как теоретический фундамент анализа и решения глобальных проблем природопользования. Историзм глобальной проблематики природопользования

1.3

План лекционного курса

1.3.1

Введение. Теоретические и методологические основы дисциплины

1. Объект, предмет и задачи исследований глобальных проблем природопользования

2. Общая экология как теоретический фундамент решения комплекса глобальных социально-экологических проблем

3. Историзм глобальной проблематики природопользования


Основная литература:

1, 2, 3, 5, 6

Дополнит.

литература:

1, 2, 3, 4, 6, 7

Электронные ресурсы:1, 2, 3



1.4

Планы практических занятий

1.4.1

Теоретические и методологические основы дисциплины

Основные свойства живого как основа функционирования природных экосистем. Экология как теоретический фундамент решения глобальных экологических проблем. Понятия «Глобальная экологическая проблема», «Экологический кризис», «Экологическая катастрофа».

Понятие «Сукцессия». Отличие течения процессов природных сукцессий от процессов антропогенных экологических кризисов.

Понятие «Рациональное природопользование».


Основная литература:

1, 2, 3, 5, 6

Дополнит.

литература:

1, 2, 3, 4, 6, 7

Электронные ресурсы:1, 2, 3



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Теоретические и методологические основы решения глобальных проблем природопользования




Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-4

Собеседование,

тестирование



2




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница