Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 Философские проблемы естествознания Укрупненная группа 020000 Естественные науки



страница1/7
Дата02.01.2018
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБиБТ Директор ГИ

_____________/ В.А.Сапожников / ___________/М.В. Румянцев/

«_____» _____________2011 г. «_____» _____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина М1.Б1 – Философские проблемы естествознания
Укрупненная группа 020000 – Естественные науки
Направление 020400.68 – Биология
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

Квалификация (степень) выпускника


Магистр

Красноярск
2011


Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________020000 – естественные науки______________________________


направления (профиля) ___________020400.68 – биология________________
Программу составили ст. преподаватель М.М. Уткина
Заведующий кафедрой _____д.ф.н., профессор В.И. Кудашов
«_____»_______________201_ г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ___________

_________философии_____________________________

«______» _________________ 201_ г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.И.Кудашов _
Рабочая программа согласована кафедрой ______________________

___________________________________________________________

Заведующий кафедрой ______________________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)


Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии «____» _____________ 201__г. протокол № ________


Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________ Гуманитарного института

(фамилия, и. о., подпись)


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Состояние постмодерного общества характеризуется идеей тотального кризиса научной рациональности и критикой современной науки. В этих условиях естествознание вынуждено переопределять свое место и статус в системе человеческого мировоззрения, что абсолютно не возможно без особой философской рефлексии как в содержательном, так и методологическом ракурсах. Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.
Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:


  • сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

  • изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

  • определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

  • использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;




  • формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

  • рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

  • уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

  • формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции:


ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.


1.3 Межпредметная связь
Курс призван подготовить студентов к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВПО к преподаванию в высших учебных заведениях. Курс «Философские проблемы естествознания» осуществляется в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1).

Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках таких вузовских учебных курсов как «Философия», «История биологии» и «Методология научного творчества». Магистр, приступающий к изучению учебной дисциплины «Философские проблемы естествознания» должен иметь представление о логике становления философской мысли и уже свободно оперировать абстрактными категориями. Знания по истории биологии помогут в понимании общей логики становления научного познания. Знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, являются базовыми для будущей исследовательской деятельности. Углубленное изучение основ методологии научного знания осуществляется уже в рамках подготовки к кандидатскому экзамену.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Курс «Философские проблемы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета.


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,45 (16)

0,45 (16)

семинарские занятия (СЗ)

0,45 (16)

0,45 (16)

Самостоятельная работа:

1,55 (56)

1,55 (56)

изучение теоретического курса (ТО)

1,11 (40)

1,11 (40)

творческие задания

0,44 (16)

0,44 (16)

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)


№ п\п

Модули и разделы дисциплины

СЗ зачетных единиц (часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц (часов)

Реализуемые компетенции

1


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница