Рабочая программа антропология и эволюционая психология направление подготовки



Скачать 217.17 Kb.
страница1/2
Дата01.08.2018
Размер217.17 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


Филиал ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИОНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

37.03.01. ПСИХОЛОГИЯ

Квалификация выпускника

бакалавр

Калининград

2015
Антропология и эволюционная психология: Рабочая программа/


Автор-составитель: Романчук А.Ю., Калининград, 2015.

Изменения утверждены на заседании кафедры психологии филиала


ИВЭСЭП в г. Калининграде,
Протокол № 1 от 08.09.2015г.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в г.


Калининграде,
Протокол № 1 от 10.09.2015г.



  1. Наименование дисциплины

«Антропология»
Пояснительная записка

В курсе «Антропология» вниманию обучающихся предлагается четыре основных раздела.

Первый раздел «Эволюционная антропология» - изучает особенности строения человека, как представителя особого зоологического семейства, на основе данных сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии (палеоантропологии), в целях выяснения места, занимаемого человеком в зоологической системе, эпохи и территории его обособления, а также истории и факторов становления человека с учетом его специфических особенностей (значение орудий, роли труда).

Второй раздел «Возрастная и конституциональная антропология» рассматривает вопросы, связанные с проблемой соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Раскрываются основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития. Вскрываются факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе. Обоснование конституциональной концепции как качественного единства организма невозможно вне связи ее эволюционного аспекта. Другая существенная сторона современного этапа конституциологии – признание необходимости диалектического подхода к взаимоотношениям генотипа и фенотипа: конституциональные признаки рассматриваются как результат сложного взаимодействия наследственных и средовых факторов в ходе реализации генетической программы развития.

Раздел «Экологическая и медицинская антропология» рассматривает вопросы биологической адаптации человека в условиях различных климатических зон, урбанизации и искусственных экосистемах. Раскрываются понятия социального и биологического здоровья.

В разделе «Популяционная и этническая антропология» современного человека изучается его индивидуальная изменчивость, которая весьма велика. По данному параметру человек относится к видам с повышенным полиморфизмом. Практически во всех изучаемых системах признаков зафиксирован полиморфизм. Однако сравнительно немногие из них применяются для традиционных расовых классификаций. Курс «Антропологии» завершается рассмотрением вопросов происхождения полиморфизма и политипии у Homo sapiens. В данном разделе показаны ведущие силы внутривидовой эволюции, как у древнего, так и у современного человека.



Цель дисциплины - дать обучающемуся современное толкование антропологии как универсальной науки о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, физической организации, материальной, духовной культуре, психологии, языке и т. д.

Задачи дисциплины:

- определить место человека в системе животного мира;

- проследить основные этапы эволюции человека;

- изучить основные этапы постнатального онтогенеза; факторы роста и развития; эпохальные колебания темпов развития;

- изучить морфофункциональные, психофизиологические, медицинские и экологические аспекты конституций;

- рассмотреть географическую локализацию и характеристику антропологических типов.



2.Перечень планируемых результатов по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Антропология» обучающийся должен:

знать: целостную систему антропологических знаний, направленных на комплексное представление о человеке; антропологическую проблематику и феномены антропологического измерения; понятийно-категориальный аппарат современной антропологии; ведущие научные школы антропологии; уровни и методы антропологического исследования.

уметь: свободно ориентироваться в антропологической проблематике и интерпретировать феномены антропологического измерения; выявлять сущность и природу феноменального мира антропологии; самостоятельно анализировать феномены антропологического измерения; самостоятельно работать со специально-научной литературой; осуществлять обобщения и классификацию проблемного круга антропологии.

владеть: понятийно-категориальным аппаратом антропологии; теоретико-практическими методами антропологического исследования; современными методами и технологиями социально-антропологического анализа и их реализации на практике; навыками социально-антропологического консультирования по различным проблемам социальной жизни людей.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС с указанием кода компетенции)

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

- способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

3.Место учебной дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Антропология» относится к дисциплинам по выбору к вариативной части Блока 1. Для успешного изучения дисциплины в соответствии с ее целью и задачами, перечнем профессиональных компетенций, подготовка обучающегося должна включать базовые знания по общей биологии, анатомии человека, экологии.



4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных в контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 часов (2 семестр)



Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

108

Аудиторные занятия (всего)

12

Лекции

4

Практические занятия

8

Самостоятельная работа

92

в том числе:




Контрольная работа




Подготовка к зачету

4

Вид итогового контроля

зачет


5.Содержание учебной дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий, включая интерактивную форму обучения

Тема 1. Введение. Эволюционная антропология

Антропология – наука о человеке как биологическом виде и одновременно – биосоциальном феномене, сформировавшаяся на стыке естественных и гуманитарных наук и характеризующаяся комплексным многоплановым подходом к основным проблемам биологии человека. Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования: естественнонаучный и биосоциальный подходы. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, педагогической и медицинской практике.



Эволюционная антропология. Место человека в природе: антропоцентризм и биоцентризм. Положение человека в системе приматов. Общая морфофизиологическая и эколого-географическая характеристика отряда приматов. Человек как примат: данные сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, кариологии, молекулярной биологии, этологии. Биологические предпосылки очеловечения и симиальная теория антропогенеза. Основные этапы эволюции приматов в третичном периоде. Выделение человеческой линии эволюции. Древнейшие представители гоминид – австралопитеки Восточной Африки. Ранние представители рода гомо; гомо хабилис и олдувайская культура. Основные факторы и гипотезы гоминизации. Критерий гоминизации: таксономический и философский аспекты. Состав семейства гоминид. Прародина человечества. Эволюция гоминид в четвертичном периоде (антропогене). Человек прямоходящий (гомо эректус, архантроп): хронология, география, морфология, археология. «Классические эректусы» Африки и Азии. Проблема заселения Европы. «Переходный пласт» между гомо эректус и гомо сапиенс в Афроевразии (палеонтропы, архаические сапиенсы). Неандертальцы: проблема «неандертальской фазы» в эволюции человека. Происхождение анатомически современного человека (гомо сапиенс, неантроп): время, место предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Социогенез. Реконструкция ранних этапов становления общества.

Тема 2. Возрастная и конституциональная антропология

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза. Перипубертатный период и его специфика у человека; фазы адренархе и гонадархе. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, экологические, социологические. Аномалии роста и развития. Понятие о биологическом возрасте: его морфологические, физиологические, психологические критерии. Общая характеристика периода старения. Долгожительство как модель естественного физиологического старения. Старение и продолжительность жизни. Понятие о видовой продолжительности жизни человека. Природа, механизмы и критерии старения: основные гипотезы. Особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития. Эпохальные изменения темпов развития, старения и продолжительности жизни. Феномен акселерации: основные гипотезы. Демографическое старение как важнейшая биомедицинская и социально-экономическая проблема. Половой диморфизм человека: генетические, морфофункциональные, психологические аспекты. Конституция человека – комплексная биомедицинская проблема. Понятие об общей конституции и парциальных конституциях. Морфологическая конституция. Основные координаты и схемы телосложения: принципы их построения и методы оценки. Функциональная конституция и биохимическая индивидуальность человека (Р. Уильямс). Взаимоотношения морфологической и функциональной конституции. Конституция и психологические характеристики: психосоматичсекие схемы. Генетические основы конституции. Оценка сравнительной роли наследственности и среды по данным близнецовых, посемейных исследований и изучение хромосомных аномалий. Конституция и норма реакций. Медицинские аспекты конституции. Экологическая и медицинская антропология Экологическая дифференциация человечества. История экологических исследований человека и его популяций. Значение трудов В.И. Вернадского и его концепции ноосферы в развитии идеи о целостности человека и природы. Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения. Роль антропогенного фактора. Экологический кризис. Социальная адаптация человека. Полиморфизм вида гомо сапиенс. Популяционно-экологические аспекты нормы. Региональная изменчивость основных морфофизиологических параметров. Экологические градиенты. Понятие об адаптивных типах (арктический, высокогорный, тропический, аридный, умеренный и др.). Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экостистем. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз. Древнейшая адаптация гоминид (палеоэкологическая реконструкция). Адаптация и здоровье. Понятие здоровья в биологии и медицине; основные определения. Проблема грани нормы и патологии. Общебиологическая сущность болезни. Болезнь как особое состояние адаптации. Здоровье и патология как элементы внутреннего противоречивого единства жизненного процесса. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения: биологические (наследственные) предпосылки и экологические факторы. Физическое развитие («санитарная конституция»); основные критерии и способы оценки.

Тема 3. Морфология человека

Антропометрия – метод измерения размеров человеческого тела. Определение антропометрических точек на теле: на голове, туловище, конечностях. Измерение продольных и обхватных размеров тела, диаметров, веса и поверхности тела (по Бойду, Бунаку). Частная морфология – изучение индивидуальных и половых, этнических и территориальных изменений роста и развития человека в онтогенезе.



Тема 4. Популяционная и этническая антропология

Биологические и социальные термины человеческих общностей. Раса, популяция, этнос. Понятие о расах человека и их специфике. Классификация рас: типологический и популяционный подходы. «Большие расы», их характеристика и основные подразделения. Древность больших рас. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человеческих рас. Антропологический состав народов Земного шара. Популяционный полиморфизм, механизмы его появления и поддержания. Полиморфизм и политипия. Отбор и адаптация в популяциях современного человека; значение изоляции, миграции, смешений как формообразующего и стабилизирующего факторов у современного человека.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Книга в других форматах Бергер П., Лукман т социальное конструирование реальности
2013 -> Рабочая программа психология общения по специальности 030301 (020400) Психология Калининград 2010г
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Макаров В. В., Макарова Г. А
2013 -> Напутствие
2013 -> В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница