Рабочая программа ( базовый уровень) учебного курса по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне



Скачать 308.58 Kb.
страница1/4
Дата30.01.2018
Размер308.58 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


фото1859.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа (базовый уровень) учебного курса по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, на основе образовательной программы МБОУ «Школа №127», на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, Программа составлена на основе федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Программа составлена на основе учебника, который входит в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009.




Общая характеристика учебного курса

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цели:

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  3. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, права необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  4. овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.


Место учебного предмета, в учебном курсе:

Согласно примерному учебному плану образовательного учреждения, на изучение обществознания в 10 классе отводится 2 час в учебную неделю согласно базовому компоненту, и 1 час в неделю для углубленного изучения сложных тем, то есть 105 часов за учебный год. Из них повторительно-обобщающих уроков: 7



Требования к уровню освоения предмета.

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен


знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Учебно-методическое обеспечение.

Список для учащихся:

1. Рекомендуемая литература (основная).


  • Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание. (базовый уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2009

  • Школьный словарь по обществознанию: 11 класс/Ю.И.Аверьянов и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.




    1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  • Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

  • Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: ЮНИТИ, 1996.

  • Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. – М., 1998

  • Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. – Харьков, 1998

  • Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. М:, Академия, 2006

  • Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии. 10-11 кл. М.: Дрофа, 1998.

Список для учителя:



  1. Рекомендуемая литература (основная).

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 кл., М.; Просвещение, 2007.

  • Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание. (профильный уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2012

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010

  • Задания и тесты по обществознанию; 10 класс, М.; 2000г

  • С.В.Краюшкина. «Тесты по обществознанию» 10 класс – М,: Экзамен,2009

  • Чеброва Р.Н. «Тесты по обществознанию» 10 класс, Саратов. – Лицей, 2003 г

  • Школьный словарь по обществознанию., М.;2002 г.

  • Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». М.; Просвещение, 1998.

  • Конституция РФ

  • Конституция РТ




  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).




  • Нижников С.А. Тесты по обществознанию. М.; «Экзамен», 2006.

  • Практикум по обществознанию. Под редакцией Князевой В.Н., М.; «Айриспресс», 2002.

  • Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010

  • Корнева Т.А.Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства – Волгоград: Учитель, 2006

  • Борисов С.В. Философские беседы. М.: Учебная литература , 2005

  • Обществознание в таблицах и схемах. Издание 20е, испр. и доп. ООО «Виктория плюс», 2009.




  1. Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).



  • Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com

  • Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/

  • E-mail: festival@1 september.ru

  • http://www.stepanat11.ru/kontrmat2.html

Содержание тем

Социально-гуманитарные знания. Философия (9 часов)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право



Общество как сложная динамическая система (14 часов)

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука (30 часов)

Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.



Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.



Человек в системе общественных отношений (15 часов)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

Правовое регулирование общественных отношений (37 часов)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.



Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Распределение тем по часам






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница