Пути россии



Скачать 161.99 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата28.07.2018
Размер161.99 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ПУТИ РОССИИ
Леонид ПОЛЯКОВ
Логика русской идеи
1
Часть 2
Вл. Соловьев — тот мыслитель, которому удалось синтезировать основные ходы, сделанные его предшественниками и современниками в логике становления русской идеи. Одна из причин этой удачи кроется, по-видимому, в том, что он в своем духовном онтогенезе как бы повторил филогенез предшествующей и современной ему русской мысли. Начинал он как непосредственный преемники продолжатель философии славянофилов, развивая тему кризиса западного рационализма и пытаясь воплотить в философскую практику шеллингианско-славянофильский замысел цельного знания. Неудивительно поэтому, что начальный этап его размышлений о русской идее заключал в себе основные элементы славянофильского умонастроения, а также явные реминисценции тех мыслительных новаций, которые были внесены в славянофильскую парадигму II.
Данилевским, К. Леонтьевым и Н. Федоровым.
Наиболее показательной в этом смысле является написанная Вл. Соловьевым в 1877 г. статья Три силы. Тут есть и славянофильский (отчасти модифицированный почвенничеством Достоевского) призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский народный характер , и типично федоровское помещение России между Востоком и Западом с приданием ей решающей синтетической функции (воссоединение, соответственно, бесчеловечного бога и безбожного человека, и уже более самостоятельный взгляд на славянство и особенно на Россию как на идеального посредника третью силу) между Богом и человечеством — взгляд, в определенной степени гармонировавший с леонтьевской аскетической интерпретацией христианства. Это чувствуется хотя бы в таком описании посредничества От народа — носителя третьей божественной силы — требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтоб он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение»
3
Эту близость отмечали сам Леонтьев, характеризовавший в 1885 г. Вл. Соловьева как
«замечательного русского мыслителя, который выразил, по его мнению, одну основную, опять-таки — пессимистическую мысль бессилие нашего духа, необходимость боговластия, подчинение рационализма мистике, подчинение всего грубо-понятного и реально-доступного высшим началам, непонятным для самодовлеющего в мелочности своей рассудка, но жажде веры вполне доступными, можно даже сказать, осязательным»
4
Однако именно леонтьевское видение христианства, с одной стороны, и леонтьевосая же (основанная
Начало см. в № 3, 1992.
2 Соловьев В. С. Сочинения в х томах. Т. 1. Мс Там же, с. 29 (подчеркнуто мной.—Л. Я Леонтьев КН. Восток, Россия и славянство. Т. 1. Мс. 311.
Поляков Л. В кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института
философии РАН.
158


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница