Пути россии философия «русской идеи»: Россия и Европа



Скачать 185.29 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата01.07.2018
Размер185.29 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПУТИ РОССИИ
Философия русской идеи Россия и
Европа
В январе 1991 г. при отделе социальной философии Института философии
АН СССР была образована лаборатория философских проблем агиологии.
Первая дискуссия, проведенная в рамках ее исследований, была посвящена
«русской идее. В дискуссии приняли участие руководитель лаборатории,
кандидат исторических наук Алексей Кара-Мурза, кандидаты философских
наук Наталия Любомирова, Владимир Малахов, Валерий Перевалов, Леонид
Поляков.
А. Кара-Мурза: Если мы хотим понять глубинные основы человеческой социальности, надо покончить с морализированием по поводу истории и не смешивать вопрос что есть прогресс в истории с вопросом что есть история как таковая. Трудность расшифровки судьбы России воспетая многими декларациями о принципиальной «непонимаемости России умом, есть проблема не истории России, а того общего аршина, которым ее пытаются измерить. Я зато, чтобы максимально социологизировать проблемы судьба России, Россия и Европа. Правда, подобные предельные формализации нынче не в моде на волне столь понятной критики жестких исторических генерализаций например квазимарксистской формационной теории) многие метнулись в иную крайность — цивилизационную описательность когда высшим смыслом изучения конкретных культур полагается выявление в них ни на что непохожести. Уверен, беда классической формационно-линейной теории (являющейся, кстати сказать, плодом коллективного творчества и Ф. Тенниса, и Э. Дюркгейма, и даже К Поппера а не только К. Маркса) — не в самой попытке предельно формализовать историю, а в вполне конкретных пороках — однолинейное истории и ее прогрессистско-телеологической заданности. И пороки эти связаны нес переизбытком, а, напротив, с недостатком формализации, с засоренностью ее субъективными ценностными предпочтениями. Я бы не хотел, чтобы возникло впечатление, будто философские проблемы этнологии есть просто анализ этнонационального бытия средствами социальной философии или социологии или даже полная редукция национального к социальному. Но мне хотелось бы попытаться выявить Далеко еще неиспользованный и не до конца выявленный эвристический потенциал социально-философского подхода. При этом я уверен, что применение других философских стратегий, всего инструментария современной философии (а он очень разнообразен) должно принести интересные результаты. И, кстати, сама постановка проблемы в нашей дискуссии есть уже некоторая первичная методологическая задача, которую можно по- разному решать, исходя из различных философских установок.
143


Каталог: data -> 771
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
771 -> Программа дисциплины «Современные течения в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница