Пути реализации краеведческого подхода



Дата03.01.2018
Размер52.5 Kb.
ТипУрок

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)




Крошкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9

г.Кулебаки Нижегородской области
Пути реализации краеведческого подхода

на уроках окружающего мира в начальных классах

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре…

Д.С. Лихачев.

Одной из черт современного российского общества является быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новая, молодая генерация хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

Нельзя переоценить всеобъемлющее значение малой родины для воспитания школьников как места, где они живут, учатся и непосредственно общаются с природой, так или иначе, получая от нее живительные силы и воздействуя на нее.

В связи с этим перед школой вообще и перед начальной школой в частности встали задачи, направленные на воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, с деятельностью и поведением человека в природной среде и в обществе.

Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Эта образовательная область предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.

Важнейшим в конструировании этой учебной дисциплины является краеведческий подход, основанный на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, полученного в результате изучения своего родного края. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Полученные знания о природных, социально-экономических, экологических и культурных особенностях малой родины комплексно воздействуют на все сферы сознания учащихся: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, возводят личность школьника на более высокую ступень возвышенного духа, делая его патриотом своей земли.

Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах, а именно:

-воспитание у школьников чувства гражданской ответственности, правового самосознания и любви к родине;

-всестороннее развитие личности учащихся в условиях национально-региональных традиций;

-формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

-защита системой образования национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

-формирование мировоззренческой, нравственной, социальной и экологической культуры школьников.

Этим предопределена актуальность темы. Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы, образовательных программ по данному вопросу показал, что эта проблема в большей степени разработана в дидактике и методике среднего и старшего звеньев школы и крайне недостаточно освещена в дидактике и методике начального образования.

Реализация краеведческого подхода на уроках окружающего мира будет способствовать формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир; углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях); развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах; воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют учителю богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников.

В любом случае использование краеведческого материала на уроках окружающего мира сталкивает учителя с противоречием – необходимостью изучения природы родного края с одной стороны, и содержанием учебников, единых для всей России и поэтому не могущих отразить региональные особенности, с другой стороны. Многие учителя, привыкшие следовать за учебником, изучают со школьниками не свой край, а усредненную природу средней полосы России. Выход из сложившейся ситуации заключается:

- в коррекции содержания темы, исходя из природных и экологических особенностей своего края (например, при изучении полезных ископаемых необходимо акцентировать внимание на тех, которые встречаются в окрестностях, а не изучать подробно все, включенные в учебник);

- в составлении учителем тематического планирования уроков «Окружающего мира» с учетом краеведческого материала;

- в выборе наиболее эффективных методов и приемов работы с краеведческим материалом;

- в подборе учителем необходимых учебно-наглядных средств краеведческого содержания и оптимальных форм организации работы с краеведческим материалом.

Организация работы на основе данного тематического планирования помогает учителю наиболее эффективно использовать краеведческий материал на уроках окружающего мира для решения таких важнейших задач как: раскрытие сущности изучаемых научных понятий с помощью фактов окружающей действительности, углубление и систематизация знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к своей малой родине.

Краеведческий материал изучается по концентрам («Мой дом», «Родная школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Мой район», «Моя область») в направлении расширения познания.

Первоклассники изучают свою семью, школу, микрорайон, город, область. Причем на уроках в первом классе мы чаще всего используется термин «наша местность», поскольку у детей в этом возрасте плохо сформированы пространственные представления, и они не могут четко представить границы изучаемых концентров. Во втором и третьем классах кроме данных концентров изучается наш район, а в четвертом и наша область. Краеведческие знания постепенно наслаиваются друг на друга, формируя в представлении младших школьников четкую картину родного края и, на ее основе, картину всего мира в целом. Картина родного края становится в сознании детей полной и насыщенной благодаря тому, что он изучается с разных сторон: исторической, географической, природоведческой, экономической, экологической, культурной.

Проследим, например, как постепенно расширяются представления учащихся о многообразии растений нашего края. В первом классе дети знакомятся с растениями школьного цветника, с деревьями своего микрорайона. Во втором классе младшие школьники расширяют представления о различных деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на территории нашего района. В третьем классе учащиеся систематизируют знания о видах растений Кулебакского района, о растениях, нуждающихся в охране и о мерах по их охране, а в четвертом классе они узнают о типах лесов Нижегородской области, об экологических проблемах леса, о растениях различных природных сообществ края, о редких растениях области.

Разнообразны приемы и методы работы с краеведческим материалом. Комплекс используемых педагогом приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, дидактических целей и содержания работы с краеведческим материалом, от имеющихся в распоряжении учителя краеведческих средств обучения, от педагогического мастерства учителя, его индивидуальных особенностей.

При изучении родного края предпочтение отдается наглядным методам обучения (наблюдению, демонстрации, опытам, моделированию), поскольку источником информации в них являются натуральные объекты и явления родного края. Особое место отводится фенологическим наблюдениям в природе, а также наблюдению за погодой по народным приметам. Важное место при работе с краеведческим материалом занимают проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский). Краеведческий материал как нельзя лучше способствует развитию активной познавательной деятельности детей, формированию исследовательских умений. Конечно, о самостоятельном проведении младшими школьниками исследования говорить рано, а вот частично-поисковая работа им по плечу. Дети с удовольствием участвуют в создании топонимического словарика, Красной книги своего края, книги рекордов нашего края, в составлении родословной семьи и т.п.

Нельзя недооценивать и словесные методы обучения при работе с краеведческим материалом – рассказ, беседу, работу с текстами книг. Так, например, яркий, эмоциональный рассказ учителя об истории родного города способствует пробуждению интереса школьников к ее изучению, а подготовка учащимися докладов о малой родине невозможна без работы с книгой. Именно в дополнительной литературе дети смогут найти ответы на многие краеведческие вопросы.

Большую роль в стимулировании познавательного интереса к изучению родного края занимают дидактические игры («Мы туристы», «Чистая река» и др.), организованные в форме путешествий, экспедиций, аукционов, а также загадки, кроссворды, викторины.

Краеведческий материал является благодатной почвой для воспитания экологической культуры у младших школьников. Изучая природу родного края, учащиеся одновременно знакомятся и с правилами поведения в ней. При выполнении практической работы по посадке саженцев деревьев в школьном сквере, изготовлению кормушек для птиц формируются навыки природоохранительной деятельности. Воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края способствуют также методы формирования отношений: метод экологической идентификации (Представь себя рыбой подо льдом, которой не хватает воздуха), метод экологической эмпатии (Что чувствует птица, которая вернулась в гнездо, а ее птенчиков нет?), метод экологической рефлексии (Что могли бы о тебе подумать луговые цветы, которые ты в охапке несешь домой?), метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком и т.д.

Наибольшего результата в усвоении учащимися краеведческих знаний можно добиться лишь при комплексном использовании всех этих методов на каждом уроке и в каждом классе. Так, например, изучая растения родного края в первом классе, используется метод рассказа, загадки о растениях, ребусы, игры. Во втором классе проводятся беседы, викторины по данной теме, конкурсы рисунков. В третьем классе дети пишут доклады о растениях, а в четвертом – составляют Красную книгу своего края.

Результатом краеведческой работы младших школьников на уроках окружающего мира может стать краеведческий справочник, в котором собраны все основные сведения о своей местности, добытые детьми. Учащиеся готовят презентацию этого справочника, на которую приглашают учеников из параллельных классов.

Развитию познавательной мотивации при работе с краеведческим материалом способствует также метод «сгущения» красоты природы средствами искусства, поэтому при подготовке к уроку с использованием краеведческого материала особого внимания заслуживают учебно-наглядные средства обучения краеведческого содержания. Это могут быть картины и фотоэтюды местных художников, изделия народных мастеров нашего района, народные песни, стихи и музыка местных поэтов и композиторов, гербарии растений и коллекции полезных ископаемых своего края, заметки из местных газет и т.д.

В наибольшей степени принцип наглядности в обучении проявляется во время проведения экскурсий по родному краю, Рассмотрим далее один из вариантов тематического планирования краеведческих экскурсий.

Экскурсия – это одна из ведущих форм учебной краеведческой работы, цель которой – формирование новых знаний, главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами окружающей действительности. Экскурсию по родному краю можно рассматривать как научную экспедицию.

Краеведческие наблюдения, проводимые в ходе экскурсии, позволяют не только познакомить младших школьников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, в хозяйственной жизни людей своего края, но и подвести их к пониманию природы как единого целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено.

Кроме этого, большое значение имеют производственные экскурсии и экскурсии по историческим местам родного города. Ведь глубокое знание своего города, своего района делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.

Реализация предложенных путей работы с краеведческим материалом на уроках окружающего мира в начальных классах основана полностью на педагогическом мастерстве учителя, его способностях, умениях и желаниях творчески работать с учебным материалом и организовывать учебный процесс, на том, в какой степени он сам является краеведом, искренне любящим свою малую родину.





Каталог: attachments
attachments -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attachments -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
attachments -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
attachments -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
attachments -> Эссе по обществознанию (№36)
attachments -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
attachments -> Ижевская государственная медицинская академия
attachments -> Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница