Психология и физиология активности



страница1/12
Дата31.12.2017
Размер147 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»

Факультет психологии
Программа дисциплины
Физиология и психология активности

Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра
Автор: В.П. Зинченко (zinchRAE@yandex.ru)

Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2010 г.


Одобрена на заседании


кафедры обще и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


____________ А.К. Болотова

«___» __________ 2010 г.


Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко
«___» __________ 2010 г.




Москва 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы

Доктор психологических наук, профессор, член-корр РАО Зинченко Владимир Петрович (zinchRAE@yandex.ru)



Требования к студентам (пререквизиты)

Для освоения данной дисциплины студенты должны владеть знаниями по анатомии и физиологии, прослушать курс «Введение в профессию» и иметь начальные знания по «Общей психологии».

Аннотация

Задача курса состоит в демонстрации и обосновании того, что в XX веке на границах психологии и физиологии сформировалось особое направление, получившее наименование психологическая физиология. Она заняла место между психофизиологией и психологией деятельности и действия. Основными понятиями психологической физиологии являются понятие динамических функциональных органов-новообразований индивида и функциональных органов нервной системы и телесного организма, обеспечивающих работу первых. К числу функциональных органов индивида принадлежат сформированные действия, образы, воспоминания, мышление, личность, даже совесть. Функциональные органы рассматриваются как «строительный материал» духовного организма и как образующие сознания.

Оба типа органов определяются одинаково как временное сочетание сил, способное осуществить определенное движение. Это определение принадлежит выдающемуся российскому физиологу А.А. Ухтомскому. С ним согласны как представители, созданного Н.А. Бернштейном направления - «физиология активности», так и представители, созданного С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым направления - «психология деятельности».

Двуликость понятия «функциональный орган» освобождает психологию от физиологического и нейрофизиологического редукционизма, и создает для психологии общий предмет исследования – различные формы человеческой активности: от живого движения до предметного, перцептивного, вербального, знаково-символического, мнемического, умственного и других действий. Исследования генезиса, структуры и функций таких психических действий выступают для физиологии в качестве задания, поисковых образов, эвристик для изучения соответствующих физиологических механизмов – функциональных органов нервной системы. Успехи физиологии активности Н.А. Бернштейна и нейропсихологии А.Р. Лурия и их авторитет в мировой науке объясняются тем, что они следовали именно такой стратегии исследования.

Важной особенностью психологической физиологии является также то, что в ней используется единый подход как к функциональным органам, так и к его функциональным состояниям (бодрствование, утомление, напряженность, тревожность, стресс и т.п.). И те и другие рассматриваются как временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение.

В курсе будет дан краткий очерк истории взаимоотношений психологии и физиологии, определен предмет психологической физиологии, рассмотрены ее методологические подходы и методические средства исследования, представлены важнейшие результаты и перспективы дальнейших исследований.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница