Психологические особенности профессионального самоопределения личности



Скачать 321.03 Kb.
страница1/7
Дата19.03.2018
Размер321.03 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


Психологические особенности профессионального самоопределения личности

Цели и задачи профессиональное ориентации учащейся молодежи. Этапы профессионального самоопределения. Активизация профессионального самоопределения учащихся

 

Профессиональное самоопределение личности является социальным процессом, основным содержанием которого выступает выбор человеком своей профессии. Выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения и “условной единицей” этого процесса, в психологическом плане означая “примеривание” индивида к требованиям профессии, оценку объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельностей и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение ценностно-мотивационной сферы личности с требованиями социальной среды.



Выбор профессии - это всегда критический момент в жизни человека, требующий разрешения целого комплекса противоречий, в первую очередь, между индивидуальным и социальным, между желаемым для личности и необходимым для общества. Престижность и привлекательность профессии в контексте ситуации выбора являются факторами, обусловливающими поведение субъекта, и одновременно социальными механизмами регуляции профессиональной мобильности личности.

Престиж и привлекательность профессии имеют сходные черты, но по сути - различные явления. Если оценка привлекательности всегда в большей степени субъективна и выражает интересы, ценности, отношения и другие особенности конкретного человека, то престиж профессии - отражение в его сознании положительной общественной оценки. Привлекательность профессии можно представить, как “примеривание” профессии на себя, как принципиальное или абстрактное согласие ее приобрести, как прожективное решение, принимаемое личностью на основе анализа, соотнесения и согласования собственных свойств и различных характеристик профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения личности – явление многофакторное, престижность и привлекательность профессии выступают одними из множества детерминант поведения субъектов выбора.

Несмотря на очевидность присутствия ограничений при выборе профессии (да и сам профессиональный выбор можно понимать как самоограничение от других видов деятельности), это, в первую очередь, личностный выбор.

В трудах С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской суть самоопределения видится в способности человека не только находиться в каком-то отношении к реальности и в некоторой степени определяться ею, но и самостоятельно при этом формировать свое отношение. Из этого следует, что отношение человека к самому себе - ключевой момент в понимании процесса самоопределения.

Потребность в самоопределении, как считает Л.И.Божович, возникает на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста, предполагая профессиональную идентификацию личности. В работах Т.В.Кудрявцева сформулированы основные этапы этого процесса:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение как целенаправленная подготовка к избранной деятельности;

3) профессиональная адаптация - этап “вхождения в профессию”, что характеризуется ее активным освоением и поиском своего места в коллективе;

4) полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде.

Значимыми факторами выбора профессии выступают ее эмоциональная привлекательность, интерес к этому виду деятельности, который появляясь в учебе, в дальнейшем перерастает в намерение освоить определенную профессию. В работах В.Д.Брагиной, А.Е.Голомшток, Е.А.Климова, И.В.Михайлова утверждается, что профессиональные или/и познавательные интересы мотивируют субъекта к выбору профессии.

Вопросы мотивации профессионального выбора широко представлены в концепциях зарубежных психологов, в известных работах отечественных специалистов, посвященных исследованию особенностей формирования профессиональных намерений у школьников, рабочей молодежи.

В широко известной теории Дж.Холланда выбор профессии описывается как поиск каждым того окружения, которое совпадает с его личностной ориентацией, типом личности, полагая, что в период становления у человека складываются собственные методы взаимодействия с окружением, формируются предпочтительные пути решения поставленных перед ним задач. Соответственно выделяются шесть типов личности: практический, интеллектуальный, общественный, обычный, предприимчивый, артистичный. В основе классификации лежат ряд характеристик людей, предпочитающих именно эти виды деятельности. По мнению Ш.Бюлер, профессионализация личности есть сложный, длительный процесс, состоящий из периодов: фантазий (6-9 лет); пробных выборов (10-17 лет); реалистичных выборов (старше 17 лет).

В многочисленных работах отечественных специалистов формируется понимание предопределенности выбора профессии социальным происхождением личности, условиями ее воспитания и жизни, наконец, признаком пола. Среди основных, личностных факторов, определяющих процесс выбора профессии, обычно выделяют следующие: а) познавательные, профессиональные интересы и склонности; б) общие и профессиональные способности, как психологические механизмы, определяющие уровень успешности в какой-либо деятельности; в) темпераментальные (нейродинамические) особенности; г) характерологические черты; д) профессиональная мотивация; е) эмоционально-волевые особенности. Кроме того, на выбор профессии могут оказывать влияние и такие объективные факторы, как уровень общеобразовательной подготовленности, состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение и т. д.

Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.

Четвёртый этап - практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности.

Профессиональное самоопределение личности – сознательное выявление и утверждение собственной позиции в решении проблемы профессионального выбора. Технология профессионального самоопределения учащихся традиционно связана с понятием «профессиональная ориентация».

Для успешного вхождения человека в мир профессий и продвижения к желаемой цели, его необходимо информировать о мире профессий, предоставить ориентиры, отражающие востребованность разных профессий на рынке труда, рассказать об особенности конкретного вида труда и этапах профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация – это система научно–практической деятельности по решению социально–экономических, психолого–педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в квалифицированных кадрах.

Профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему взаимодействия личности и социального окружения, направленную на удовлетворение потребностей личности в профессиональном развитии и потребности общества в обеспечении своей социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать профессиональное самоопределение, которое осуществляется в раннем юношеском возрасте, и выбор учащимся профессии.

Профессиональное самоопределение рассматривают как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста, что позволяет подготовить человека в будущем к смене профессии, адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, требованиям ситуации на рынке труда. Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии у старшеклассников являются:

получение знания о себе (образ «Я»);

знания о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);

соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

положительное отношение к трудовой деятельности;

потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;

сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений.

Основной целью профориентационной работы со старшеклассниками является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбор сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и объективной ситуации на рынка труда. Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения. Основными направлениями профессиональной ориентации в школе являются:

профессиональная информация – ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионального роста в процессе деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении;

профессиональный подбор – предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям.

Занятия по формированию профессионального самоопределения в школе проходят в следующих формах:

лекция позволяет за короткий срок предоставить максимум информации большому числу слушателей, является предисловием к активным формам освоения материала;

групповые обсуждения – обсуждение заданной темы и обеспечение заранее определенного руководителем результата;

активизирующие профессиональные методы, включая профориентационные игры и тренинговые упражнения.

Цели и задачи профориентации учащейся молодежи отличаются с учетом особенностей возрастного развития:

у подростков средних классов важно сформировать осознание собственных интересов, способностей, мотивационно-ценностных ориентаций, связанных с профессией. Им требуется определить свое место в обществе, развивать интерес к профессиональной деятельности и сформировать потребность в выборе профессии.

школьников старших классов необходимо информировать о профессиях, перспективах профессионального роста, научить оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии; оказывать им индивидуальную психологическую помощь.

В результате проведения профориентационных мероприятий у них должны быть сформированы представления о классификации профессий, профессиональных интересах, склонностях, самооценке, профессионально важных качествах. Их следует познакомить с профессиограммами как источником объективных данных о профессии, помочь в составлении индивидуального профессионального плана и планировании карьеры.

С учащимися выпускных классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании важных качеств в избранном виде деятельности; контроле и коррекции их профессиональных планов; ознакомление их со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности, подготовки к избранной сфере профессиональной деятельности.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница