Психологическая компетентность учителя. Лепихова Нелинна Николаевна



Скачать 83.57 Kb.
Дата08.01.2018
Размер83.57 Kb.

Психологическая компетентность учителя.

Лепихова Нелинна Николаевна,

Учитель английского языка

высшей категории

МБОУ Тучковская СОШ № 3,

Рузский район, Московская область

2012 г.


Переход человечества к информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, новые социальные реалии формируют инновационные направления в системе российского образования. Жизнь в постоянно изменяющемся мире требует умения решать нестандартные проблемы, предъявляет повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Модернизация современного общества требует наличие высококвалифицированных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами должны стать инициативность, способности и творческие умения нестандартно мыслить.

Эти изменения охватывают и систему образования. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетенции. На первый план выходит практика гуманистического личностно – ориентированного подхода обучения и воспитания детей, система психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания, система поддержки и помощи ребенку, что требует от учителя высокой профессиональной компетенции и в первую очередь психологическую компетентность.

Динамика социально – экономических, социально – политических и социально – психологических преобразований в современном мире предъявляет особые требования к психологическим ресурсам учителя.

Это определяется как насыщенностью жизненного пространства времени жизни человека в 21 веке, так и кардинальностью трансформации когнитивной, смысловой, эмоциональной и поведенческой плоскостей развития личности.

В контексте реализации компетентного подхода в образовательном процессе психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма.

В словарях практикующих психологов социально – психологическая компетентность определяется, как способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений. В состав психологической компетенции входят следующие компетенции: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять особенности личности и эмоциональное состояние ее, умение выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе взаимодействия.

О бучение и воспитание должно опираться на всестороннее знание личности. « Личность не равна индивиду, это особое качество, которое приобретается индивидуумом в обществе ив совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивидуум вовлекается. Личность есть системное и поэтому « сверхчувственное «качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» /А.Н.Леонтьев/. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством является направленность – совокупность устойчивых мотивов, интересов, склонностей, убеждений, идеалов и ценностей. Важно знать, что ценностные ориентации участвуют в регуляции волевых, мыслительных и познавательных процессов. Ценностям нельзя обучить их можно создавать и тем самым усваивать. Они создаются в процессе деятельности ребенка и взрослого, ученика и учителя.

Выявлено, что различные формы организации обучения по- разному опосредуют процесс формирования ценностной системы. Вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса, важным звеном остаются личность учителя. Поэтому учитель должен обладать психологической компетентностью.

Сегодня в психологии проблема психологической компетенции принадлежит к классу мультинаучных проблем и рассматривается в философии, социологии, акмеологии, психологии и педагогике.

Несмотря на актуальность и востребованность изучения проблемы психологической компетентности, а также признание ее значимости для развития современного ученика, исследования в этой области носят фрагментарный характер.

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности на основе психологической грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения разных задач. В исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.Н. Метельского психологическая компетентность рассматривается как система знаний, умений т. навыков, которые обеспечивают учителю не только общепсихологическую подготовку, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями.

Деятельность учителя относится к типу деятельности « человек-человек « и особая роль в ее эффективности отводится психологической компетенции учителя.К.п.н. Д.А.Иванов отмечает, что компетентность определяется сложным комплексом умений. Учитель должен владеть своим предметом на уровне последних научных достижений, а также владеть организационными умениями, понимать философию своего предмета и психологию человека, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег.

Значительный интерес представляют исследования Н.В. Андроновой. Автор

Утверждает, что психологическая компетентность необходима специалистам сферы деятельности « Человек – человек», является частью психологической культуры специалиста, это своеобразный личностный инструмент специалиста и содержит два блока:

- интеллектуальный / когнитивный / - психологические знания и умения.

- практический / действенный / - психологические умения и навыки.

СТРУКТУРА психологической компетенции:

- компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками образовательного процесса.

- интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение реализовать это в педагогической практике.

- социально- психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности/ учебной, воспитательной, исследовательской, разрабатывать технологию и выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля.

Принятие психологической компетентности как ценности, обеспечивающей создание позитивной установки на восприятие психологической информации и мобилизация внутренних ресурсов, ее освоение очень важно для учителя. Освоение новых психологических знаний включает следующие этапы: восприятие психологической информации - анализ возможного применения в индивидуальном опыте - апробация – рефлексия опыта - тренировка – обретение способа компетентного действия.

Практика показывает, что наиболее « западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально- значимые качества личности учителя.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии с ФГОС четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает:

- осведомленность учителя в индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода,

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах между учащимися, так и между учителем и группами, знание того в какой мере процессы общения содействуют или мешают достижению педагогических результатов,

-осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно изменить, чтобы повысить качество своего труда.

ФАКТОРЫ, определяющие психологическую компетентность учителя:

-Индивидуальные особенности, тип личности и ее интеллект,

-психологическое состояние типичность настроения,

-эффективность социализации / нарушение социализации приводит к эмоциональной глухоте, комплексам, агрессии /,

-влияние культурных различий,

-специальная психологическая подготовка.

В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально – психическими особенностями учителя, например с такими, как интроверсия/ сосредоточенность на себе /, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что учитель – интроверт более полно и адекватно отражает личность учащегося по сравнению с учителем – экстравертом.

Говоря о специальной педагогической подготовке, уместно сказать и о необходимости помощи учителю со стороны психолога, социального педагога и администрации школы.

Расскажу как я, учитель английского языка, учитываю психологические особенности учащихся. Начинаю с того, что с помощью школьного психолога и специального анкетирования выявляю типы нервной системы в группе, это помогает мне строить парную и групповую работу. Большое внимание уделяю ролевой игре, где ребенок может испробовать на себе разные социальные роли. Я согласна с А.Г Асмоловым в том, что благодаря социальным ролям ребенок осваивает опыт культуры. Поэтому нужно больше давать возможность ребенку проявлять себя, принимать самостоятельный выбор.

С учащимися младших классов использую игровые приемы. Игра – это важное средство тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития ребенка, как первичная форма приобщения к социуму. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учеников. Продуманная игра обеспечивает развитие потребностей к мыслительной деятельности.

Знания о видах памяти, также помогают мне в работе. Память младших школьников имеет наглядно- образный характер, поэтому наглядность яркая и четкая способствует тому, что дети быстро запоминают названия животных, игрушек. У младших школьников неразвита долгосрочная память, поэтому неоднократное повторение на уроках очень важно.

Прием рассказа с использованием мимики, жестов, музыки предоставляет возможность передать информацию детям, используя все каналы восприятия, зрения, слуха, кинематики. В этом случае у каждого ребенка и аудиала и у визуала есть шанс освоить хотя бы часть информации.

Перегрузки, экология, социальные условия все это ухудшают нервно- психическое здоровье детей. Но больше влияют на успеваемость слабых учащихся социально – психологический фактор, я имею в виду тот факт, что часто слабоуспевающий выставляется на обозрение за свои ошибки. В своей работе я стараюсь не акцентировать внимание на ошибках при классе. Тогда ученик не испытывает страха при говорении.

Главное уметь хвалить ребенка, помогать ему и тогда успех будет обеспечен.

ВЫВОДЫ:


  1. Владение психологической компетенцией влияет на успешность педагогической деятельности, осуществляющееся за счет расширения информационного поля принятия профессиональных решений, организации позитивного сотрудничества учителя и учеников, грамотного использования личностного ресурса, создания ситуации комфорта в общении, формирования психологической безопасности образовательной среды.

  2. Психологическая компетентность помогает учителю ясно представить себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместной с детьми деятельности, чтобы это преобразование привело в итоге к образованию у них важной способности к развитию.

  3. Знание психологии ребенка помогает выявлять и учитывать в обучении и воспитании индивидуально – возрастные особенности, позволяющие не только успешно обучать, но и сохранять физическое и психологическое здоровье детей, что важно в модернизации новой школы.

  4. Необходимо организовать помощь учителю со стороны психологов, социальных педагогов для того, чтобы учитель мог эффективно использовать психологическую образованность на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов

Общего образования. – М. Просвещение ,2008

2.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. 2001

3.Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманистическая основа педагогического процесса. М.,1990

4.В.Д.Шадриков, И.Д. Кузнецова. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности учителя. М., 2010

5.Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализма. « Современные наукоемкие технологии».2008 №1.



6.Психологическое развитие младших школьников. Под редакцией В.В.Давыдова. Москва « Педагогика « 1990.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница