Психологическая компетентность педагога



страница1/5
Дата08.01.2018
Размер139 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5


ГОУ Педагогическая академия Московской области

Проект


«Психологическая компетентность педагога»

Слушателя курса «Образования и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»

Руженцевой Е.Н.

Руководитель проекта кандидат педагогических наук, доцент

Гоглова М.Н.

Москва


2011г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Теоретические основы педагогической компетенции педагога………………………………6

Модель повышения уровня психологической компетенции педагога……………………….8

Результаты выявления психологической компетентности педагогов………………………..9

Рекомендации по использованию модели «Психологическая компетентность педагога»………………………………………………………………………………………...11

Заключение….…………………………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………………………………..17



Введение

Решение социальных, экономических и культурных проблем определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Проводимые изменения в системе образования ориентированы на личность обучаемого. Современному ученику нужно передать не только информацию, сколько метод ее получения, анализа и прогнозирования. Психологическая компетентность педагога играет огромную роль в процессе образования и на сегодняшний день эта тема очень актуальна.

Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.

Педагог в совершенстве  владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.

В первую очередь выделю различия между понятиями: компетентность и компетенция.

Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий - толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова, где авторы словаря впервые попробовали выделить разницу понятий.

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого- педагогической компетентности педагога, Работы А. Анстази, В. С Аванесова показывают методы диагностирования и средства, которые можно использовать в различных областях образовательного пространства. Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении образовательных и социальных задачах, в практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал по методике проведения занятий с учетом психологической компетенции учителя, необходимый для повышения качества образования.

Возникает противоречие между назревшими потребностями в наличии достижения понимания учебного материала в среднем образовании, реализации обучения с учетом психологической компетенции педагога и отсутствием исследований по выявлению и теоретическому обоснованию дидактических условий, средств и механизмов активизации мыслительных процессов учащихся в процессе обучения с учетом психологической компетенции педагога.

Актуальность исследования определяется:



  • Социальным заказом на творческую личность учащегося, выпускника школы способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи;

  • Важностью созданию психолого-педагогических условий и средств, способствующих повышению качества образования;

  • Потребностью в разработке целостной педагогической модели обучения учетом психологической компетентности педагога в общеобразовательном учреждении;

  • Необходимостью определения способа оптимального взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения с учетом психологической компетентности педагога в условиях образовательного учреждения.

Проблема исследования: поиск путей и средств, для повышения уровня психологической компетентности педагога.

Цель исследования: выявить и обосновать психологические условия, которые позволяют повысить уровень психологической компетентности педагога.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средних и старших классах общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Кашира-8.

Предмет исследования: условия повышения уровня психологической компетентности педагога.

Гипотеза исследования: уровень психологической компетентности педагога повысится, если будут соблюдены следующие условия:


  • Выявлены уровни психологической компетентности педагога;

  • Разработана модель повышения уровня психологической компетентности педагога.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы повышения уровня психологической компетентности педагога в отечественной и зарубежной психологии;

  2. Выявить организационно-психологические условия для повышения уровня педагогической компетентности педагога;

  3. Разработать модель повышения уровня психологической компетентности педагога;

  4. Предложить и реализовать методические рекомендации учителям по использованию модели повышения уровня психологической компетентности педагога;

  5. Проверить эффективность разработанной методики в учебном процессе.

Методы исследования:

    1. Теоретический метод: анализ документов по вопросам образования, программ, учебно-методической, педагогической, психологической и философской литературы.

    2. Экспериментальный метод: констатирующий, пробный, обучающий и контрольный эксперимент по материалам исследования.

Этапы исследования:

1 этап – констатирующий эксперимент.



  • Изучение отечественного и зарубежного опыта по осуществлению повышения уровня психологической компетенции педагога.

  • Разработка и проверка модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

2 этап – пробный эксперимент.

  • Выявление особенностей процесса обучения с учетом повышения уровня психологической компетентности педагога.

  • Уточнение структуры и содержания модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

  • Создание методических разработок для реализации модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

3 этап – обучающий эксперимент.

  • Уточнение и корректировка основных положений модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

  • Проверка эффективности разработанной модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

4 этап – контрольный эксперимент.

  • Проверка разработанной модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

  • Внедрение полученных результатов в учебный процесс.

Предполагаемая научная новизна исследования.

  1. Сформулированы психологические условия реализации применения модели повышения уровня психологической компетентности педагога.

  2. Обоснованы и экспериментально проверены принципы отбора психологических методов и приемов, необходимых для осуществления повышения уровня психологической компетентности педагога.

  3. Разработана и внедрена в учебный процесс модель повышения психологической компетентности педагога.

Практическая значимость результатов исследования.

  • Теоретически смоделирована и практически реализована модель повышения психологической компетентности педагога.

  • Предложена и реализована методика проведения занятий с учетом психологической компетентности педагога.

  • Разработана модель повышения психологической компетентности педагога.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница