Психологическая компетентность педагога в работе с детьми



страница1/2
Дата08.01.2018
Размер38.5 Kb.
ТипРешение
  1   2

Чирятьева М. Б.,

педагог-психолог

ГБОУ Центр психолого-медико-

социального сопровождения

Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Психологическая компетентность педагога в работе с детьми.

Проблема психологической компетентности педагога в образовании связана, прежде всего, с ориентацией общества на решение задач модернизации содержания общего среднего образования. В условиях интенсификации образовательного процесса и повышения уровня образованности обучающихся к педагогу предъявляется все больше требований, не только профессиональных, но и личностных.

Современные концепции образования предлагают отказаться от традиционных знаний, умений, навыков и ориентироваться на ключевые компетенции в общественно-политической, интеллектуальной, информационной, коммуникативной и личностной сферах. Меняется и взгляд на профессионализм работников системы образования. За основу качества успешности профессиональной деятельности личности взято понятие имидж и компетентность. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета профессионального образования ориентируется на интересы личности, а также направлена на становление профессионального имиджа: эрудиции, компетентности, конкурентоспособности, творческих начал и культуры личности.



Сегодня одной из главных задач образования является поиск путей и средств, для повышения уровня психологической компетентности педагога в современной школе, так как от этого во многом зависит эффективность взаимодействия во внутришкольном коллективе.

В отечественной психологии имеется немало определений психологической компетентности педагога. По мнению Сорокиной Т.М. под профессиональной компетентностью педагога понимает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности». Компетентность педагога трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач [1]. Лукьянова М.И. психолого-педагогической компетентностью педагога считает «совокупность определённых качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе» [5].

Лазаренко Л.А. Считает, что психологическая компетентность является основным критерием профессионализма педагога, так как включает в себя «совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения» [4].

Структуру психолого-педагогической компетенции рассматривали в своих работах психологи Ю.И. Емельянов, Л.С. Колмогорова М.А., Холодная Л.А. и другие. Они выделяют такие компоненты:

- компетентность в общении,

- интеллектуальную компетентность,

- социально-психологическую компетентность [3].

Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз профессионального и личностного роста.



Психологическая компетентность педагога является показателем эффективности деятельности, но, по данным социологических опросов, лишь немногие учителя могут отметить у себя наличие психологических знаний.

Из данной диаграммы следует, что только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии, 52% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне, а 40% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся. Эти данные подтверждают наличие проблемы формирования психологической компетентности педагога [6].

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли 


Каталог: assets -> files -> docs
files -> Программы нпо
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»
files -> Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и
docs -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница