«Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещенная умница жалкая тварь. (Д. И. Фонвизин)» Суждения Стародума и его единомышленников выстраиваются в определённую нравственную систему



Скачать 15.17 Kb.
Дата30.07.2018
Размер15.17 Kb.

«Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещенная умница — жалкая тварь. (Д.И. Фонвизин)»

Суждения Стародума и его единомышленников выстраиваются в определённую нравственную систему. Главная из человеческих ценностей — душа, а ум и знания важны, но не они определяют достоинство личности: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. “Прямое достоинство в человеке есть душа…” — говорит Правдин, а Стародум подхватывает: “Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь”.

«Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан — второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости. Стародум— герой-резонер, второе «я» самого автора. Его устами Фонвизин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время», — говорит Стародум Софье. Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллюзиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа Стародума называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную Стародума и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, Стародум рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство. Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит Софью различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И Софья усваивает его уроки. Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает Софья, разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для Софьи. проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной Софьи говорит ей то же самое.

Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь. У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег.



Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
Каталог: data -> olimp
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
olimp -> Кого из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» можно назвать умным человеком?
olimp -> Сочинение-рассуждение
olimp -> Вопросы для участников – учащихся 7-8-х классов: Предмет социологии как науки
olimp -> Жизнь и творчество Мухамедиярова Мифтахетдина Мухамедияровича
olimp -> Мифтахетдина
olimp -> Жизнедеятельности исторической личности из


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница