Проза н. Готорна: чтение как акт нравственной рефлексии



Скачать 322.94 Kb.
страница1/6
Дата28.07.2018
Размер322.94 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи


АКСЕНОВ Алексей Валерьевич

ПРОЗА Н. ГОТОРНА: ЧТЕНИЕ КАК АКТ НРАВСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья

(европейская и американская литературы)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени


кандидата филологических наук

Москва – 2005

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Научный руководитель Доктор филологических наук,

профессор



Венедиктова

Татьяна Дмитриевна


Официальные оппоненты:

Доктор культурологии,

профессор

Волкова

Елена Ивановна,
Кандидат филологических наук

Гопман

Владимир Львович

Ведущая организация: Московский государственный

открытый педагогический

университет им. М.А.Шолохова

Защита состоится 03 июня 2005 г. на заседании диссертационного совета Д501.001.25 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, г. Москва, МГУ, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан 29 апреля 2005 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент А.В. Сергеев
Натаниель Готорн (1804-1864) – писатель интроспективного склада, темы нравственности играют в его творчестве важную роль. Моральная составляющая произведений Готорна обусловлена соприкосновением в личности автора культурных парадигм христианства и романтизма. Суть противоречия между ними состоит в различии догматического (вера в Откровение) и не-догматического (доверие субъективному опыту) типов сознания. Положение Готорна между этими двумя системами определяет особенности его нравственного сознания как человека и писателя.

В текстах Готорна нравственные нормы и ценности проблематизируются посредством текстовых стратегий («прием смысловой неопределенности»). При восприятии этих произведений способность нравственного суждения приобретает важное герменевтическое значение и становится фактом сознания читателя, что позволяет говорить о нравственной рефлексии. В работе нравственная рефлексия рассматривается как когнитивная составляющая читательского восприятия, но также и более широко – как культурно-историческое явление романтической эпохи, обусловленное утратой традиционных мировоззренческих ориентиров и утверждением принципа субъективной достоверности в религии и морали.



Цель настоящей работы – исследовать особенности раскрытия нравственной проблематики в произведениях Готорна в аспекте коммуникативных стратегий текста, то есть последовательно анализируя формально-содержательные структуры текста в их адресованности читательскому восприятию.

В качестве предварительной задачи в работе предпринято исследование мировоззрения Готорна, объектом которого является морально-религиозная составляющая этого мировоззрения, а также позиционирование себя автором относительно пуританизма и некоторых современных ему явлений культурной жизни (либеральные течения протестантизма, трансцендентализм, социализм). Предметом исследования в этой части являются очерки Готорна, его не-художественные тексты (дневники, письма), а также биографические свидетельства его современников.

В качестве основного объекта исследования данной работы выступают «текстовые стратегии» Н. Готорна, а задачей является выяснение того, каким образом они структурируют «акт чтения», задавая такую составляющую читательской активности, как «нравственная рефлексия». В качестве предмета исследования избран роман «Алая буква» (The Scarlet Letter, 1850) и исторические новеллы Н. Готорна «Кроткий мальчик» (The Gentle Boy, 1832); «Майское дерево Мерри-Маунта» (The Maypole of Merry Mount, 1836); «Эндикотт и красный крест» (Endicott and the Red Cross, 1837).

Объектом исследования настоящей работы является также история рецепции романа «Алая буква» в срезе его нравственной проблематики. В качестве задачи выдвигается идейно-содержательный анализ различных интерпретаций романа. Сопутствующей задачей здесь является выяснение относительной герменевтической состоятельности тех или иных прочтений. Предметом исследования служит ряд рецензий и интерпретаций романа «Алая буква», помещенных в периодических и научных изданиях с момента первой публикации романа до 1990-х годов.

Методологической базой исследования послужили постулаты рецептивной теории (В. Изер, Х.-Г. Яусс) и научно-философское наследие М.М. Бахтина. При этом в работе делается попытка критического осмысления их наследия.

Научная новизна данной работы определяется избранным нами теоретическим подходом (рецептивная теория и эстетика) к творчеству Готорна. Число опытов освоения и оригинального развития этой методологии в отечественной науке невелико,1 в сравнительно немногочисленных отечественных исследованиях наследия Готорна она не применялась никогда. Впрочем, и в западной (в частности, американской) литературной науке наследие Готорна с позиций рецептивной теории также практически не рассматривалось.2 В этом можно увидеть своего рода парадокс: о внутренней амбивалентности прозы Готорна писалось давно и написано немало (еще в 1938 г. А. Уинтерс назвал эту особенность «формулой альтернативных возможностей», в 1941 г. Ф.О. Маттисен обозначил ее как «прием множественного выбора» и т. д.)3, но трактовалась она как объективная характеристика поэтики и стиля, – коммуникативная составляющая «структур неопределенности» в тексте (термин В. Изера, 1976) оставалась вне поля внимания критиков. Тем более органичным, обоснованным и «назревшим» представляется исследование текстов Готорна в свете рецептивной теории.

То же можно сказать и о содержательном религиозно-нравственном аспекте книг Готорна: он стал объектом многочисленных работ.4 Но никем, насколько нам известно, еще не предпринималась последовательная попытка рассмотреть моральную тему у Готорна в аспекте нравственной рефлексии как составляющей читательского восприятия (а также шире – рефлексии как составляющей романтического и постромантического типа сознания). Новизна нашего подхода заключается во включении в сферу обсуждения как формальных, так и содержательных сторон наследия Готорна в их взаимосвязи и в рассмотрении их с точки зрения читательского восприятия в широком культурном и мировоззренческом контекстах.



Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью внимания, которое отечественное литературоведение до сих пор уделяло творчеству Готорна, хотя произведения его начали издаваться на русском языке еще при жизни автора, и с тех пор знакомство с ними русского читателя не прерывалось, они включены в

университетские курсы истории зарубежной литературы, и т.д. Критическое и научное осмысление наследия Готорна в России тем не менее остается недостаточным, особенно на фоне того количества исследований, которые из года в год выходят о Готорне на английском и других языках. Число диссертаций невелико, а первая монография о Готорне на русском языке увидела свет лишь в 2004 году.5 В основном русскоязычное готорноведение существует в форме предисловий к изданиям его произведений, разделов в академических и учебных курсах истории литературы, а также отдельных учебных пособий и статей. Такое положение дел не соответствует месту Готорна в истории американской литературы и его значению как писателя самобытного таланта и общемирового культурного влияния.



Основные положения предлагаемой концепции можно резюмировать следующим образом:

  1. Нравственные установки Готорна-писателя определяются его сложным отношением к пуританскому прошлому. Это отношение, в свою очередь, обусловлено особенностями его личности (естественная религиозность, приверженность традиционным ценностям), происхождением (роль его предков в истории Новой Англии) и стереотипами современной ему эпохи. На фоне современного либерального христианства для Готорна привлекательны жертвенная вера и воодушевление пуритан, их относительная ортодоксальность в богословии. Одновременно он обостренно переживает факт участия своих предков в религиозных преследованиях, а также вместе со своими современниками осуждает пуритан за «ханжество», «догматизм» и «нетерпимость». Последнее обусловлено не только чертами пуританизма как радикальной протестантской секты, но и особенностями восприятия реалий XVII века носителями иного типа сознания, к каковым принадлежал Готорн. Различие это состоит в характере конфессиональной и внеконфессиональной религиозности, а также в конфликте общественного идеала Средневековья (пуританская теократия) и Нового времени (демократия XIX в.).

  2. Обращение Готорна к теме прошлого Новой Англии было вызвано бременем вины за деяния предков и культурными запросами эпохи (становление американского национального сознания, романтическое мировидение). При этом Готорн, опираясь на интуицию обусловленного грехопадением единства человеческого рода, преодолевает революционно-оптимистический пафос, доминирующий в осмыслении прошлого его современниками, и перерабатывает «куперовский» тип исторического романа с его героизацией прошлого. В произведениях Готорна прошлое становится сценой развертывания острых морально-психологических драм.

  3. В рассмотренных исторических новеллах («Кроткий мальчик», «Майский столб Мерри-Маунта», «Эндикотт и красный крест») нравственный конфликт разворачивается между людьми, действия которых продиктованы их приверженностью определенной идейной системе, и людьми, действующими по внушению естественного человеческого чувства. При этом приоритет отдается естественным чувствам и добродетелям, которые ограничивают нравственно несостоятельный «фанатизм». Постичь этот глубинный конфликт в новеллах, вследствие его нарочитой завуалированности (эксплицитно тематизирован острый конфликт враждующих религиозно-политических сообществ), читатель может посредством нравственной рефлексии. Ставя в своих произведениях нравственную проблему, Готорн предоставляет ее разрешение совести («сердцу») читателя. Но при этом надежда на «сердце» в качестве гаранта понимания существенно ограничивается у Готорна оформленным доктриной первородного греха переживанием поврежденности человеческой природы.

  4. Текстовые стратегии романа «Алая буква» включают прием смысловой неопределенности, провоцирующий читателя к идейному самоопределению в рамках дихотомии «естественное-сверхъестественное». Этот герменевтический выбор выявляет приверженность читателя религиозной или секулярной системе морали, что и определяет понимание читателем нравственной коллизии романа.

  5. Рассмотрение истории рецепции романа «Алая буква», представленной в критических и литературоведческих интерпретациях, позволяет увидеть, каким образом «смысловые лакуны» романа заполнялись конкретными читателями, и как полученные в результате этого интерпретации взаимодействовали между собой, вступая в отношения согласия и полемики. При этом полнее выявляется «горизонт ожидания» читателей, идейный контекст, в котором происходит восприятие романа.

  6. Различные интерпретации романа возможно оценить с точки зрения их адекватности тексту и идейной позиции автора. Такой анализ демонстрирует большую герменевтическую адекватность прочтений, основанных на традиционной морали, восходящей к библейской, стихийным приверженцем которой был Готорн.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры истории зарубежной литературы филологического факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 2005 году и на следующих конференциях:

1. Through Each Others Eyes (Москва, ВГБИЛ, 1999). 2. Life Conquers Death (St John’s College, Durham, UK, 2000). 3. Христианство и американская литература (МГУ, 2000). 4. Back to Roots (РПУ-МГУ, 2000). 5. Американская культура: глобализация и регионализм (МГУ, 2001). 6. Two Worlds’ Words (МГУ, 2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего 180 наименований. Основной текст диссертации занимает 302 страницы.

Основное содержание работы.

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность и научная новизна, формулируются цели и задачи исследования, предлагается обзор литературы по истории вопроса.




Каталог: DISSER
DISSER -> Лингводидактическая концепция релятивизации национальных стереотипов в процессе иноязычной подготовки студентов языковых вузов
DISSER -> Баранов андрей николаевич
DISSER -> Студенческой молодежи россии
DISSER -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата социально-психологических наук Научный
DISSER -> Родительские стратегии современной студенческой молодежи
DISSER -> Презентация антиномии «добро/зло»
DISSER -> Сетевые структуры общества в межэтнических конфликтах: социально-философский анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница