Программы вступительных испытаний, проводимых



страница1/69
Дата17.04.2018
Размер1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69



ПРОГРАММЫ

вступительных испытаний, проводимых

Военным университетом самостоятельно



ИСТОРИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:

знать:

– периодизацию всемирной и отечественной истории;

– основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

– современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

– особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

– историческую обусловленность современных общественных процессов.

уметь:

– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

– анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, иллюстрация);

– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

– использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

– систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;

– использовать исторические знания для аргументации в ходе письменного описания, дискуссии, представления различных точек зрения.


История России с древности до конца XVI в.

Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Русь в IX – начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

Русские земли и княжества в XII –XVI в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVI вв.



История России XVII – XVIII вв.

Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Социальные движения XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Северная война. Провозглашение Российской империи.

«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Русское просвещение. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII в.



Россия в XIX – начале XX в.

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война1812 г. Начало промышленного переворота. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.

Россия во второй половине XIX в. Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русско-японская война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П.А. Столыпина. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.



Россия, СССР в 1914–1945 гг.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.

Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.

СССР, Российская Федерация в 1946 г. – начале XXI в.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. Углубление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская Федерация в 2000–2015 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.

В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Возвращение Крыма. Современная российская культура.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в письменной форме. На экзамен отводится 90 минут. Начало отсчета времени – с момента вскрытия кандидатами конверта с билетом вступительного испытания. В процессе выполнения письменной работы разрешается пользоваться только программой для проведения вступительного испытания по истории.

Кандидаты прибывают на вступительное испытание в составе группы. Допуск в аудиторию производится в соответствии с экзаменационной ведомостью при предъявлении удостоверяющего личность документа. Учебники, пособия по истории, мобильные телефоны, принесенные кандидатами, сдаются одному из членов подкомиссии и размещаются на отдельном столе в аудитории.

После контрольной проверки прибывших по экзаменационной ведомости кандидаты под руководством председателя подкомиссии заполняют установленные графы листа письменного ответа и по его команде вскрывают конверты с билетами вступительного испытания по истории.

В качестве черновика используются листы формата А4 со штампом «Черновик» или другой специальной пометкой. Все другие вопросы, возникшие в ходе проведения вступительного испытания, решаются председателем подкомиссии в соответствии с порядком, установленным правилами приема.

Оценка за вступительное испытание по истории объявляется кандидатам в день его проведения после проверки письменной работы.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница