Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки



Скачать 358.45 Kb.
страница1/10
Дата01.07.2018
Размер358.45 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Академический Международный Институт

Факультет послевузовского профессионального образования (Аспирантура)
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

(Программа, тематический план, список учебной литературы,

вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки)

Москва — 2008

Введение

Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей экономических и юридических специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.

Kуpc «История и философия науки», адресованный аспирантам и соискателям, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «История и философия науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и соискателей, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.



Примерный тематический план курса «История и философия науки» (120 часов)

№ п/п

Содержание курса

Лекции

Семинары и практикумы

Контролируемая самостоятельная работа

Всего

Каталог: images -> stories -> docs
stories -> Абстрактного имени Москва 1997 ббк 81
docs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины культурология код и наименование направления подготовки
docs -> Вербальное общение
docs -> Московская академия экономики и права
docs -> Рабочая программа дисциплины история отечественной литературы
docs -> Темы рефератов по дисциплине «История и философии науки»
docs -> Элективный курс по географии. 9 класс. Глобальные проблемы человечества (17ч)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница