Программами по искусству, рабочей программой «Искусство»



страница1/21
Дата22.01.2018
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Г.П. Сергеева

Уроки искусства. 8 – 9 классы

Поурочные разработки

Введение

Поурочные разработки «Уроки искусства. 8 – 9 классы» подготовлены в соответствии с требования Федеральных государственных образовательных стандартов, Примерными программами по искусству, рабочей программой «Искусство» для 8 – 9 классов образовательных организаций (авторы – Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).

При изучении курса «Искусство»» в соответствии с требованиями ФГОС ООО формируются следующие личностные результаты:

1. Основы российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности.

Содержание данного интегрированного курса, рассматривающего искусство в целом как духовный опыт человечества, обобщает на содержательном уровне курсы начальной и основной школы «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Литература» и направлено на развитие образного восприятия, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития обучающегося, формирование целостного представления о мире через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения. Это способствует воспитанию компетентного зрителя, слушателя, читателя, что в современном мире чрезвычайно актуально и позволит учащимся не только адекватно воспринимать явления культуры, но и строить собственную жизнь по законам красоты.

Эта линия формирования личностных результатов представлена в пособии обращением к таким темам учебника «Искусство» как:

8 класс: «Искусство вокруг нас»; «Искусство рассказывает о красоте Земли», «Литературные страницы» (Н. Рыленков, М. Пришвин, И. Левитан); «Зримая музыка; «Портрет в искусстве России»; «Портреты наших великих соотечественников»; «Так начиналась галерея» (о П.М.Третьякове – основателе Государственной Третьяковской галереи); «Александр Невский».

9 класс: «Какие знания дает искусство»; «Художественное мышление в авангарде науки»; «Художник и ученый»; «Музыка в быту»; «Тайные смыслы образов искусства или Загадки музыкальных хитов»;

В 80-е гг. XX в. академик Д.С. Лихачев выдвинул понятие «экология культуры», в основе которой духовная составляющая. Человек культуры в её современном понимании, по мнению Д.С. Лихачева, – это «человек, у которого чрезвычайно развито чувство другого – чувство благоговения (в этической концепции А. Швейцера) перед тайной чужой жизни». В этом плане для человека чрезвычайно важна культурная среда. Созданный человеком мир культуры – это мир «второй природы», рукотворный мир искусства. Памятники культуры в широком смысле слова несут на себе печать эпохи, неповторимой личности автора. И воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре, осознание значимости для жизни человека культурного бытия и его деятельности по сохранению и развитию культурного окружения – важнейшая задача, решение которой во многом зависит и от уроков искусства, характером взаимодействия человека с искусством, а через него и с окружающим миром, его направленностью и формами проявления в значительной степени определяются существенные свойства духовного облика человека.



2. Формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

8 класс: «Роль искусства в сближении народов»; «Искусство – проводник духовной энергии»; «Разговор с современником»; «Символы в жизни и искусстве»; «Звучащий цвет и зримый звук»; «Музыкально-поэтическая символика огня»; «Что есть красота?».

9 класс: «Синтез искусств в театре, кино, на телевидении»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Массовые, общедоступные искусства»; «Изобразительная природа кино»; «Музыка в кино», «Особенности киномузыки».

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

8 класс: «Искусство художественного перевода – искусство общения»; «Как происходит передача сообщения в искусстве»; «Художественные послания предков»; «Откровение вечной красоты» (образы иконописи, религиозной музыки); «Застывшая музыка» (архитектура храмов).

9 класс: «Храмовый синтез искусств»; «Дар предвосхищения»; «Предсказания в искусстве»и др.

4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

8 класс: «Есть ли красоты свои законы»; «Всегда ли люди одинаково понимали красоту»; «Великий дар творчества: радость и красота созидания»; «Как соотносится красота и польза»; «Как человек реагирует на различные явления в жизни и искусстве».

9 класс: «Какими средствами воздействует искусство»; «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»; «Архитектура исторического города»; «Архитектура современного города»; «Специфика изображений в полиграфии»; «Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества»; «Вопрос к себе как первый шаг к творчеству»; «Литературные страницы («Перед престолом красоты» Х. Джибран).

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Исследовательский проект для учащихся 8 класса «Полна чудес могучая природа…Весенняя сказка «Снегурочка»; исследовательский проект для учащихся 9 класса «Пушкин – наше всё»

6. Использование различных компонентов информационно-образовательной среды в Интернете

Обогащение эмоционально-духовной сферы учащихся, формирование ценностных ориентаций всё в большей мере зависят от организации учебно-познавательной деятельности как деятельности художественно-творческой. Она осуществляется в области различных видов искусства, включая вокальную, инструментальную музыку и компьютерные технологии, изобразительное искусство, театр, кино, танец, декоративно-прикладное искусство, дизайн и другие современные виды искусства. Именно такое многогранное общение с искусством мотивирует подростков на самопознание, на самообразование, стимулирует участие в социально-значимых художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. А обучение в этом случае обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие школьников.

В основу поурочных разработок положена идея – помочь учителям (литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории), которые осуществляют преподавание предмета «Искусство», определить задачи каждого урока, выделить универсальные учебные действия – личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, информационные, формирование которых происходит в процессе изучения искусства, описать последовательность и содержание этапов урока, формы организации учебной и художественно-творческой деятельности школьников, дать рекомендации по вариативному использованию фонохрестоматий литературного и музыкального материала в учебном процессе, по содержанию домашних заданий, предложить варианты диагностических тестов, разработки и защиты итоговых исследовательских проектов.

Перед описанием методических поурочных разработок предложено «Примерное тематическое планирование» по каждому году обучения.

Содержание уроков искусства ориентировано на изучение учащимися полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержнем уроков становится освоение таких функций искусства, как познавательно-эвристическая, коммуникативно-семантическая, эстетическая, ценностно-ориентирующая, социально-организующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, гедонистическая и др.

Работа с учебником «Искусство» предполагает наличие у школьников жизненного и художественного опыта общения с явлениями культуры и искусства в процессе освоения содержания школьных предметов: «Литература», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Информатика». Поэтому, прежде чем приступать к работе по курсу «Искусство», учителю рекомендуется познакомиться с содержанием программ и учебников, фонохрестоматий музыкального материала по этим предметам в основной школе1 (и в 8 – 9 класса), чтобы иметь возможность устанавливать межпредметные связи по учебным темам, предлагать школьникам обращаться в отдельных случаях к их материалу.

В приложении к поурочным разработкам предлагается список фильмов, о которых идет речь на страницах учебника «Искусство».

Определенная сложность при проведении уроков искусства возникает при работе с текстами учебников «Искусство», если учащиеся имеют возможность читать их только на уроке, не имеют их дома. Поэтому в большинстве случаев при выборе форм проведения уроков искусства предлагается групповая работа по освоению текстов.

Одним из доминирующих видов практической деятельности является восприятие и анализ художественных образов, их содержания и средств воплощения в разных видах искусства. Необходимо направлять внимание учащихся на алгоритм этой аналитической работы: постановка цели, определение последовательности решения учебных задач,

В процессе проведения уроков желательно использовать компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску. Эти современные технические средства значительным образом расширяют арсенал информационно-коммуникационных технологий.

С целью формирования интереса школьников к применению данных технологий при изучении искусства, в содержание художественно-творческих заданий, выполнение которых предполагается в домашней самостоятельной работе, школьникам рекомендуется создавать мультимедийные презентации. Поэтому одной из задач учителя является задача обучения учащихся созданию таких презентаций. На первоначальном этапе возможно предлагать им своеобразные чистые заготовки (3 – 5 слайдов): титульный лист, слайды с названиями без материала, перечень источников.

По некоторым темам курса «Искусства» рекомендуется показ презентаций учителя, которые носят обобщающий характер. В процессе показа учительских презентаций следует показывать школьникам, как расположить информационный текст (понятия, термины), какой размер шрифта (кегль) для него выбрать, как скопировать из Интернета то или иное изображение, «скачать» и ввести в презентацию музыку, включить функцию «Зрительные образы» при ее звучании или использовать функцию «Умное перо» при работе с интерактивной доской.

В отдельных случаях, с целью более тщательного рассмотрения произведений изобразительного искусства на уроках, рекомендуется выводить их на экран, что позволит работать с деталями изображений, их фрагментами в увеличенном масштабе.

Работа в группах подразумевает такую организацию пространства класса, которая позволит школьникам общаться, работать с учебниками, творческими тетрадями, рисовать, изготавливать макеты, коллективные панно, участвовать в ансамблевом и сольном музицировании и т.п., при этом – видеть доску, экран, учителя.

Выполнение художественно-творческих заданий учащимися потребует наличия у школьников (или в классе) бумаги, ножниц, клея, фломастеров, красок и других материалов, необходимых для их выполнения.

В поурочных разработках предложены варианты тестовых диагностических заданий (на печатной основе) по два в каждом классе, которые можно распечатать и раздать учащимся. Критерии оценивания тестов предполагают выбор балльной системы: например, полный ответ – 5 баллов, неполный – 3 – 4 балла, неверный ответ – 1 – 2 балла, отсутствие ответа – 0 баллов. Ответы в свободной форме оцениваются по усмотрению учителя. Итоговое суммарное количество баллов заносится в специальную ведомость. Разрабатывать такие тесты учитель может по каждому разделу учебника. Музыкальные произведения, из числа тех, какие звучали на уроках, при тестировании рекомендуется прослушивать дважды.

О проектно-исследовательской деятельности. В рамках изучения курса «Искусство предлагается выполнение мини-проектов и итоговых проектов.

Проекты можно классифицировать следующим образом:



  • творческие проекты – продукты данных проектов имеет явно выраженную креативную основу и подразумевает разработку и представление творческого продукта: изделие (фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборку фрагментов документальных, художественных фильмов по избранной теме); праздник, экспедиция, репортажи с «места событий» и др.;

  • игровые проекты, в которых ведущей деятельностью становится ролевая игра (инсценировки литературных произведений, фрагментов опер, балетов, мюзиклов; представление «Живые картины, скульптуры», виртуальные путешествия по разным странам – республики РФ, страны СНГ, страны мира и др.;

  • информационные проекты, целью которых становится добывание информации о культуре и искусстве прошлого, настоящего, будущего. Данные проекты могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его частью, использовать различные методы добывания информации (литература, библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, методы анкетирования, опроса, интервьюирования, их обработки и представления в виде мультимедийной презентации, докладов на научно-практической конференции, конкурсах проектов, публикации результатов в сети Интернет, локальных сетях, телеконференциях.

Време`нные рамки подготовки и защиты проектов могут быть различными: от краткосрочных (2–4 урока); среднесрочных (учебная четверть), долгосрочные (учебный год и более).

Количество участников проекта может колебаться в зависимости от значимости и трудоемкости изучения проблемной темы: индивидуальные, групповые, коллективные (класс, параллель, межшкольный, региональный, республиканский, международный).

Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение «вечных тем» искусства и жизни, базовых национальных ценностей, закономерностей искусства, интеграции искусств.

Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности учащихся:


  • проблематизация – умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления культуры, искусства;

  • целеполагание – умение формулировать цель деятельности;

  • планирование – умение формулировать задачи, определять этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей проекта и т.д.;

  • анализ результатов и рефлексия – умение анализировать результат выполнения проекта в соответствии с целью, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.;

  • презентация и защита – умение представлять результаты выполненного проекта.

Основные этапы работы над проектом:

  • выбор темы проекта;

  • разработка проектного задания;

  • планирование работы;

  • подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности;

  • разработка проекта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели (мультимедийной презентации), текстов ведущих разделов проекта;

  • анализ промежуточных результатов (рефлексия);

  • оформление результатов исследования (выводы, статистика, социальная значимость, перспектива разработки темы), проектной документации (реферат, сценарий, мультимедийная презентация);

  • презентация и защита проекта, анализ результатов (рефлексия).

Творческое начало в самостоятельной индивидуальной, групповой и коллективной исследовательской проектной деятельности учащихся может найти отражение как при восприятии искусства и размышлениях о нем (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка художественных произведений), в исполнительской деятельности – пение (сольное, ансамблевое, хоровое), импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.), инсценировки, драматизации и др.

В ученических проектах могут взаимодействововать такие виды урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное, групповое или коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, музейные и краеведческие исследования (включая исследования на основе изучения регионального компонента художественного образования), творческие работы – создание музыкальной коллекции (диски в формате CD-аудио или MP 3), изготовление альбомов, газет, составление виртуальной художественной галереи (подборка живописных полотен, скульптурных и архитектурных памятников, графических работ, дизайнерских проектов и др.), съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.



Формы защиты ученических проектов разнообразны – КВНы, турниры, ринги, путешествия, марафоны, конкурсы, «Семейная филармония культуры и искусства», праздники и т. п. Большое значение в процессе защиты проекта приобретают такие факторы, как наличие состязательного элемента, театрализация, создание эстетического пространства (декорации, костюмы участников, оформление зала, афиши, программы, пригласительные билеты для гостей, родителей, символика команд), усиление позитивной мотивации совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов школы. Важно, чтобы проекты в области образования превращались в «художественное событие» в школе.

Следует отметить и то обстоятельство, что в процессе создания исследовательских ученических проектов значительным образом повышается мотивация к учению, интерес к искусству и художественно-творческой деятельности, развиваются познавательные интересы, художественный вкус, эстетические потребности личности. Духовно-нравственные ценности осваиваются в процессе живого общения с искусством, сверстниками, взрослыми – учителями, старшеклассниками, родителями [4, 16, 23, 26].

Содержание и технологии исследовательских проектов должны быть направлены на восприятие, осмысление, воспроизведение (исполнение) и оценку школьниками разнообразных явлений действительности, отраженных в музыке (шире – в искусстве). Главное, чтобы осмысление нравственных ценностей не только помогало им усваивать духовный опыт прошлого, но и ориентироваться в сложной современной жизни, накапливать необходимый социальный опыт.

Оценивание успешности работы школьников над исследовательскими проектами, культурологическими (полихудожественными – термин Б.П. Юсова) по содержанию и межпредметными по типу, предполагается по следующим критериям: актуальность темы и предлагаемых решений, практическая и социальная направленность, значимость работы; полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность; умения делать выводы и обобщения; самостоятельность суждений об искусстве, культуре; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений; умение аргументировать собственную точку зрения; художественное оформление проекта (музыкальный ряд, слайды, рисунки, альбомы, стенды, фотографии, видеоролики, литературное сопровождение), компьютерная поддержка проекта – поиск информации в сети Интернет, создание web-презентации и пр.

Эффективным приемом, на наш взгляд, является привлечение учащихся к оценке представляемых проектов (создание так называемых экспертных групп из числа наиболее эрудированных школьников). Следует заметить, что такая форма работы с учащимися наиболее приемлема лишь в старших классах. В роли экспертной группы могут выступать классные руководители, учителя-предметники, родители.

Разработку и защиту коллективных и индивидуальных исследовательских проектов учащихся целесообразно организовывать вне рамок учебного времени, включать их защиту в систему воспитательной работы образовательного учреждения. Это дает возможность реализовать идею междисциплинарной интеграции, насытить воспитательные мероприятия широкой культурологической, социально значимой проблематикой, вводить в процесс подготовки проектов разнообразные виды художественно-творческой деятельности, актуализировать практические способы художественной деятельности тех учащихся, которые занимаются во внешкольных учреждениях дополнительного образования.



Восьмой класс




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница