Программа «я и мои ценности»



Скачать 83.84 Kb.
страница1/11
Дата14.05.2018
Размер83.84 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Утверждаю_____________________

Директор МБОУ ПСОШ с УИОП

В.Ю. Горбунов

Программа


«Я И МОИ ЦЕННОСТИ»

используют в работе

педагог – психолог

МБОУ ПСОШ с УИОП

Должникова Л. П.
Пояснительная записка

Интегрированный курс по программе «Я и мои ценности» включает в себя тренинговый цикл из 20 занятий, которые разделены на два содержательных блока: «Я и мой мир» и «Я и этот мир». Данный курс занятий предназначен для обучающихся старшего школьного возраста – 16-17 лет. Вести его может психолог или педагог, знакомый с азами психологии.

В моральной сфере заслуживают пристального внимания две особенности старшеклассников: переоценка ценностей и устойчивые «автономные» моральные взгляды, не зависимые от случайных влияний. Однако мораль, не имея опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение и потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

Не случайно первый блок программы «Я и мой мир» помогает старшекласснику в познании самого себя, осмысления сильных и слабых сторон своей личности, принятия себя как ценности и самовоспитания.

Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе.

Наименование и содержание второго блока программы – «я и этот мир» - определяет общая мотивация старшеклассника, которая во многом определяется общением. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости старшеклассники часто испытывают чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой – повышается его избирательность. Старшеклассник стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать свое настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача педагога – помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.

С учетом вышеобозначенных положений данный курс построен на тесной взаимосвязи самопознания, самовоспитания и информации об окружающем мире.

Тактично используя диагностические методики самопознания, педагог помогает старшекласснику увидеть себя, черты своего характера. Подрастающий человек получает возможность задуматься о существующих социальных навыках и проанализировать свои потребности и социальные навыки. Получая развернутую картину своей личности, он размышляет о своем месте в жизни, о смысле жизни, проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций-проб.

Психолог, являясь активным союзником участника тренинга в самопознании, становится активным союзником и в создании его ценностей. Аргументировано построенный информационный аспект занятий позволяет позитивно влиять на старшеклассника: на его нравственность, культуру, жизненные установки. Процесс этот длительный и систематический. Тактично подводя его к ценным в нравственном плане установкам, можно сформировать у старшеклассника стремление к свободному принятию достойных человека целей и выбору нравственного поведения.

Чтобы сделать занятия более эффективными, необходимо соблюдать следующие принципы их проведения.



  1. Доверие, искренность в общении, невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Группа – это то место, где можно рассказать о том, что ребят действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Такие отношения не ущемляют чувства взрослости старшеклассников, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их нравственной воспитанности.

  1. Активность обучающегося: участники вовлекаются в специально разработанные действия.

Интенсивное включение в групповой процесс с целью активного всматривания, «вслушивания», «вчувствования» в самого себя, партнера, в группу в целом. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, не от психолога, а от самих участников.

Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться старшеклассником как его собственное желание и действия, совершаемые с помощью психолога. Собственные выбор и решения являются гарантией того, что старшеклассник будет им следовать и не откажется от них при первой же трудности. Обязательно участие в работе группы в течение всего времени проведения занятия, т.к. мысли и чувства участников очень значимы друг для друга.



  1. Творческая позиция: в ходе занятий участники осознают, обнаруживают, «открывают» уже известные идеи, закономерности, а также, что ещё более важно, свои ресурсы, возможности и особенности.

  2. Диалогичность: продуктивная воспитательная работа психолога со старшеклассниками возможна лишь в ситуации диалога.

Диалогичность предполагает разговор не про человека, а напрямую с человеком. Это общение в ходе оценочных суждений, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания, ограничение групповой дискуссии событиями, происходящими «здесь и теперь», т.е. в данной группе и преимущественно в данный момент. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, доверия.

  1. Осознание поведения: в процессе занятий поведение участников, импульсивное вначале, становится более объективным.

Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

  1. Эмоциональность, которой способствуют занятия в специально оформленном помещении, где много комнатных растений, составлены из них композиции, стены украшены картинами… Возможно музыкальное сопровождение классической музыкой в начале занятий, во время письменных ответов на вопросы тестов, написание сочинений-миниатюр.

Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы, основанием которой являются согласованные и принятые в ней правила. Рекомендуется написать их на доске или ватмане так, чтобы все их видели.

В проведении групповой игры психологического характера рекомендуется приучать ребят к тому, что человек дорожит своим внутренним миром, сохраняя обязательно тайны души, поэтому необходимо деликатное отношение к другому, чтобы не доставить ему страданий, неудобств от неосторожного слова, жеста, действия.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница