Программа вступительного испытания



Скачать 231.86 Kb.
страница1/5
Дата30.07.2018
Размер231.86 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5







ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
для поступающих на основную образовательную программу подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре


«Психология»

Направление подготовки 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

по предмету «ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

  1. Предмет психологии и структура психологической науки. Классификация психических явлений. Развитие психологического знания в общенаучном, социально-историческом и культурном контекстах. Междисциплинарные психологические исследования. Общая психология в системе психологических наук. Классификация прикладных отраслей психологии. Основные тенденции в развитии современной психологии в России и за рубежом. Фундаментальные и прикладные знания в психологии. Психология как наука, как прикладная область деятельности, как практическая сфера деятельности. Этические принципы работы психолога.

  2. Понятие психики и ее эволюция. Отличительные признаки психических явлений: проективность (вынесенность), субъектность, спонтанная активность, чувственная недоступность (Л.М. Веккер). Филогенез нервной системы и психики. Раздражимость и чувствительность. Возникновение простейших форм психического отражения. Эволюция психики как эволюция адаптивности. Возрастание степеней свободы поведения и систем обратной связи. И.М. Сеченов о единстве психического отражения и управления движениями. Движение как конечное звено психического акта. Психический образ как регулятор движений и действий. Становление человека, возникновение и развитие сознания. Многообразие концепций антропогенеза. Развитие высших психических функций (Л.С. Выготский). Соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психической деятельности. Основные подходы к проблеме возникновения сознания и языка.

  1. Проблема сознания. Гносеологические трудности в описании сознания. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Экспериментальные доказательства существования неосознаваемого психического. Взгляд на бессознательное в разных психологических школах.

  2. Психологическая структура человека. Понятия индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности в концепции Б.Г. Ананьева. Понятие и концепции индивидуальности. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Многофакторная система индивидуальности (Дж. Ройс и А. Пауелл).

  3. Организация научного исследования в психологии. Классификации методов психологического исследования. Организационные методы. Эмпирические и экспериментальные методы. Количественные и качественные методы. Виды дизайнов

психологического исследования. Операционализация понятий, гипотезы исследования. Виды переменных в эксперименте, виды и критерии валидности эксперимента. Корреляционный подход и квазиэксперименты. Качественные методы психологического исследования и «мягкая» методология. Психодиагностические методы и оценка психодиагностических инструментов.

  1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

2Л. Возникновение и становление научной психологии. Оформление первых научных подходов в психологии. Работы В. Вундта и Г. Фехнера. Психофизическая и психофизиологическая проблема, подходы к ее решению в истории психологии. Структурализм и функционализм. Вклад У. Джеймса в становление научной психологии.

    1. Психоанализ и глубинная психология. 3. Фрейд и развитие психоанализа. Психология бессознательного. Подходы К. Юнга и А. Адлера как новые направления в глубинной психологии. Статус психоанализа в современной психологии.

    2. Бихевиоризм и необихевиоризм. Возникновение поведенческой психологии: попытки создания объективной психологии. Предмет психологии и методологические принципы изучения психических явлений с точки зрения бихевиоризма. Вклад Э. Торндайка и Дж. Уотсона в развитие психологии. Работы К. Халла и Б. Скиннера как развитие идей бихевиоризма.

    3. Гештальт-психология как новое движение в психологии начала XX века. Критика идей атомизма и психологии сознания Вундта. Принцип целостности. Влияние феноменологических идей. Распространение идей гештальт-психологии на изучение личности: теория поля и концепт жизненного пространства К. Левина. Вклад гештальт-психологии в развитие психологии.

    4. Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Методологические принципы гуманистической психологии. А. Маслоу и идея самоактуализирующейся личности. Теория мотивации А. Маслоу. К. Роджерс и его феноменологический подход в психологии. Влияние гуманистического подхода на психологическую науку и практику.

    5. Развитие психологической мысли в России. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Влияние Павлова на формирование поведенческого направления в психологии «Объективная психология» Бехтерева. Вклад Сеченова, Павлова, Бехтерева в становление научной психологии в России. С.Л. Рубинштейн и методологические принципы отечественной психологии (идеи детерминизма, единства сознания и деятельности). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Влияние идей Выготского на мировую психологию. А.Н. Леонтьев, его работы и вклад в развитие отечественной психологии. Б.Г. Ананьев и его идеи комплексного изучения человека. Б.Ф. Ломов и принцип системности.

    6. Современные направления психологической науки. Основные тенденции в развитии современной психологии в России и за рубежом.

Когнитивная психология, история ее становления. Когнитивная революция 1956 г. и ее влияние на психологическую науку. Предмет когнитивной психологии. Методологические подходы в когнитивных исследованиях.

Психология поведения. Развитие идей бихевиоризма. Влияние когнитивных идей на психологию поведения. Работы А. Бандуры и Дж. Роттера. Психология поведения и ее вклад в развитие прикладных направлений психологии.

Экзистенциальная психология, история становления и предмет изучения. и. Экзистенциальные проблемы человека и их особенности. Проблема смысла жизни и концепция В. Франкла.

Позитивная психология. Позитивная психология как продолжение идей гуманистического подхода. Предмет позитивной психологии. Работы М. Селигмана и М. Чиксентмихайи.

Ведущие прикладные направления современной психологии: психология здоровья, организационная психология, психология политики и права. Практическая психологическая работа: психотерапия и психологическое консультирование.

  1. Психические процессы

  1. Ощущения. Ощущения как начало и фундамент психической жизни. Виды ощущений человека и их классификация. Абсолютные пороги как границы диапазона чувствительности. Субсенсорная зона. Значение дифференциальных порогов. Психофизические законы и их авторы. Сенсорная организация человека, взаимодействие ощущений (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации, десенсибилизации, сенсорной адаптации, сенситивности, синестезии. Становление сенсорной сферы человека в онтогенезе.

  2. Восприятие. Восприятие как процесс. Стадии перцептогенеза. Восприятие как система перцептивных действий. Эмпирические характеристики образа восприятия (Л.М. Веккер). Предметность, целостность, константность, обобщенность образа восприятия. Факторы развития перцепции. Личностные аспекты восприятия.

  3. Понятие первичных и вторичных образов. Представления памяти и воображения. Образ представления как продукт представливания. Эмпирические характеристики образов представлений (Л.М. Веккер). Образы представлений (ментальные образы) как внутренняя репрезентация, как образный язык ментальной сферы субъекта.

  4. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Виды мышления. Специфика мышления человека. Допонятийное и понятийное мышление. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления и сформированного понятийного мышления взрослого человека (по Л.М. Веккеру). Онтогенетические этапы формирования понятийного мышления человека: взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Развитие представлений о связи мышления и речи. Развитие представлений о роли образов в мышлении. Теория двойного кодирования (А. Пайвио). «Двуязычие» мышления человека (Л.М. Веккер Основные характеристики мышления человека: обобщенность, опосредованность, активность, целенаправленность. Феномен понимания. Мыслительные операции и их обратимость. Фазовая динамика мыслительного процесса. Основные этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления (О.К. Тихомиров, И.А. Васильев, Ю.Е. Виноградов).. Когнитивные стили. Представления Дж.-П. Гилфорда о конвергентном и дивергентном мышлении и их соотношении. Основные показатели креативного мышления. Креативность. Особенности креативной личности (Т. Любарт).

  5. Речь. Речь и язык: демаркация понятий. Мозговая организация речевой деятельности и роль функциональной асимметрии головного мозга. Естественные коммуникативные системы животных и их отличия от языка человека. Функции и виды речи. Речевой онтогенез, овладение первым

языком. «Проникновение речи в мышление» и ее роль в организации интеллектуальной деятельности ребенка и взрослого.

  1. Психология интеллекта. Основные подходы к определению интеллекта и описанию

его организации: факторно-аналитический, многокомпонентный, концепции интеллекта как единой способности . Концепции развития интеллекта Дж. Брунера. Проблема измерения интеллекта и понятие «психометрический интеллект». Валидность и прогностическая надежность

интеллектуального тестирования. Креативный интеллект, методы его измерения. Соотношение креативного и психометрического интеллекта. Теоретические, экспериментальные и психометрические исследования социального и эмоционального интеллекта.

  1. Память как «сквозной» психический процесс. Классификации видов памяти. Функции памяти. Мнемические процессы. Эффекты памяти: кривая позиции (позиционный краевой эффект), закон Эббингауза, эффект Зейгарник, эффект Биренбаум, эффект фон Ресторф, эффект генерации. Произвольное и непроизвольное запоминание. Методы исследования памяти. Методы исследования мнемической интерференции, в том числе проактивной и ретроактивной. Влияние сходства, осмысленности, сложности, неоднородности запоминаемого материала на эффективность запоминания. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы.

  2. Внимание как «сквозной» психический процесс. Классические взгляды на физиологические основы внимания. Структурные компоненты физиологического механизма внимания. Эффекты внимания. Критерии наличия внимания. Функции внимания. Классификации видов внимания Характеристики внимания. Аккомодация и инерция внимания. Определение внимания в рамках различных психологических подходов: в психологии сознания, гештальтпсихологии, в деятельностном подходе и в когнитивной психологии внимания. Результаты экспериментальных исследований внимания в когнитивной психологии (Бродбент, Черри, Грей и Уэддерберн, Трейсман, Найссер, Спелке и Херст, Канеман и др.).

  3. Психология эмоций. Теории эмоций (В.Вундт; У. Джеймс - К. Ланге; У. Кеннон; С. Шахтер, Р. Лазарус; К. Изард, П.В. Симонов, Л.М. Веккер). Методы изучения эмоций. Эмоциональная сфера человека: эмоциональный тон ощущений; собственно эмоции; чувства; эмоциональные состояния. Компоненты эмоционального реагирования: субъективное переживание, физиологический компонент, экспрессивный компонент. Функции эмоций. Управление эмоциями.

З.10. Психические состояния. Компоненты, структура, функции, детерминанты, динамика. Характеристики психического состояния. виды психических состояний. Диагностика и коррекция психических состояний.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. Понятие личности в системе человекознания. Личность в психологической структуре человека, соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Структура личности как взаимная связь, организация свойств личности (В.С. Мерлин). Личность как предмет исследования в различных областях психологии (общая психология, психология развития, социальная психология). Личностный принцип в психологии (С.Л. Рубинштейн). Филогенетические, онтогенетические, культурноисторические, социальные факторы формирования свойств личности.

  2. Методы исследования личности: наблюдение, биографический метод, корреляционный метод, экспериментальный метод. Методы оценки (диагностики) личности: интервью, личностные опросники, проективные методы, психосемантические методы. Требования к методам оценки личности: стандартизация, надежность, валидность.

  3. Подходы к описанию личности в отечественной психологии. Личность как система отношений Культурно-исторический подход к формированию и развитию личности. Структурно-иерархическая организация личности. Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (А.Н. Леонтьев). Современные подходы к психологии личности

  4. Классические школы зарубежной психологии личности. Психодинамическое направление в теории личности. Когнитивное направление в теории личности. Гуманистическое направление и идея самоактуализации. Феноменологический подход К. Роджерса.

  5. Личность как совокупность индивидуально-психологических особенностей.

Индивидуально-психологические различия и подходы к их объяснению (биологические основания, индивидные характеристики, индивидуально-типические свойства, фактор наследственности и фактор среды и т.д.). Базовые таксономии личностных черт. Структурный подход к описанию личности: теория черт (Р. Кеттел) и теория типов (Г. Айзенк). «Большая пятерка». Личностно-ситуационная регуляция поведения. Черты личности и ситуация.

  1. Биологические (конституционные) основания личности и поведения. Индивидные свойства человека (Б.Г. Ананьев): половозрастные и индивидуально-типические особенности. Понятие темперамента. Классические теории и типы темперамента. Нейродинамические и психодинамические особенности. Поведенческие проявления свойств темперамента.

  2. Способности как субъектные свойства личности. Человек как субъект деятельности, познания и общения.. Способности как потенциал развития. Интеллект - психометрический подход. Понятие креативности.

  3. Характер как привычные паттерны поведения и особенности личности. Типологии характеров (А.Ф. Лазурский, Э. Фромм, К. Юнг и др.) и типы акцентуаций (К. Леонгард, А.Е. Личко). Формирование характера (понятия привычки и поступка).

  4. Направленность личности. Мотивационно-смысловая сфера личности. Понятие направленности личности. Понимание мотивации в различных теориях личности (А. Адлер, Г. Мюррей, А. Маслоу). Понятия «потребность», «мотив», «личностный смысл» и «смыслообразующий мотив» в подходе А.Н. Леонтьева.

  5. Самосознание, Я-концепция, идентичность как конструкты описания личности. Структура и функции самосознания и Я-концепции Формирование Я-концепции и ее роль в поведении человека. Теория личностной идентичности Э. Эриксона. Современные исследования в области идентичности.

  6. Развитие личности. Понятия самоактуализации, самореализации и самотрансценденции. Самодетерминация и саморазвитие личности. Культурно-исторический подход к формированию и развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Представление о развитии личности в работах Б.Г. Ананьева. Личностный рост и зрелость личности. Понятие о зрелости и аутентичности личности.

  7. Жизненный путь человека. Временная перспектива (Ф. Зимбардо, А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.). Жизненное пространство человека (К. Левин). Человек как субъект жизненного пути. Критические жизненные ситуации и экзистенциальные кризисы человека. Жизнестойкость. Смысложизненные ориентации. Жизненная успешность. Удовлетворенность жизнью.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

  1. Поведение как психологическая категория и предмет психологического исследования. Соотношение понятий «поведение», «деятельность» и «действие». Основные характеристики и детерминанты поведения. Виды и формы поведения. Классификация нарушений поведения. Проблема изменения поведения. Современные направления исследований в психологии поведения. Методы изучения поведения в психологии.

  2. Физиологические основы поведения. Поведение и научение (теория Хебба и система Толмена). Модели научения. Поведение человека с точки зрения когнитивной теории (теория Дж. Брунера и позиция когнитивного развития Ж. Пиаже).

  3. Мотивационная и волевая основа поведения. Рефлексы. Инстинкты. Импринтинг. Физиологические, психологические и социальные потребности. Мотив как опредмеченная потребность (А.Н.Леонтьев). Основания для классификации потребностей и мотивов. Специфика потребностей человека. Квазипотребность и валентность (по К. Левину). Функции мотивов. Теория возбуждения (Закон Иоркса-Додсона, теория возбуждения Хебба). Дефицитарная и бытийная мотивация (по А. Маслоу). Метамотивация, мотивация достижения и избегания неудач (Д. МакКлеланд, Д. Аткинсон). Когнитивные теории мотивации: теория когнитивного диссонанса, теория атрибуции, самоэффективность. Основные взгляды на сущность воли. Произвольное управление и волевое регулирование. Признаки волевых действий.

  4. Совладающее поведение. Копинг-поведение (coping behavior) как механизм совладания с трудными жизненными ситуациями: определение, структура, функции, виды. Понятия «психологическая защита» и «совладание». Диспозиционный и ситуативный контексты совладания. Классификация стратегий совладания в зарубежной психологии (Р. Лазарус, С. Фолкман, Р. Моос, Д. Шефер). Перспективы исследований совладающего поведения (концепция проактивного совладания). Психологическая диагностика совладающего поведения.

5.5. Личностная регуляция поведения человека. Проблема изучения саморегуляции поведения. Концепция осознанной саморегуляции и индивидуальный стиль саморегуляции. Субъектная регуляция жизнедеятельности человека. Содержательные и динамические стороны ценностно смысловой регуляции поведения. Определение и соотношение основных понятий: ценности, ценностные ориентации, смысл, смысложизненные ориентации, личностный смысл. Рефлексия как механизм динамики ценностно-смысловой сферы. Методы исследования ценностно-смысловой сферы личности в психологии.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Основная литература


  1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб: «Издательство ДНК», 2000.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010.

  3. Березанская Н. Б., Нуркова В. В. Психология: учебник. -М.: Высшееобразование, 2013.

  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов, М., 2000.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 2012.

  1. Ги Лефрансуа Формирование поведения человека. Москва. Изд-во: Прайм-Еврознак, Олма-Пресс, 2003, 288 с.

  2. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2012.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2011.

  4. Марцинковская Т., Юревич А. История психологии. М., 2011.

  5. Первин Л., Джон О. Психология личности, М., 2010.

  6. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы» / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.

  8. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2011.

  9. Фаликман М. В. Внимание: учебник для студ. высш. учеб, заведений. 2-е изд. // Общая психология: в 7 т. Том 4 / под ред. Б.С.Братуся. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1-2. М.,1982.

  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

  3. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974, 1976, т. 1, 2.

  4. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Т. 1, 2. - М.: Смысл; Академия, 2006.

  5. Гоулман Д. Социальный интеллект. М., 2008.

  6. Гусев А. Н. Ощущение и восприятие: учебник для студ. высш. учеб, заведений. -3-е изд // Общая психология: в 7 т. Том 2/ под ред. Б.С.Братуся. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2008.

  8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб., 2006.

  9. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

  10. История психологии. Тексты. М., 1992.

  11. Когнитивная психология: учебник для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М. Per Se, 2002.

  12. Кун Т. Структура научных революций. М., 2009.

  13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004.

  14. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М. 2009..

  15. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004.

  16. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. А. А. Реана СПб.,

2000.

  1. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2000.

  2. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ACT, Астрель, 2009.

  3. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ACT, Астрель, 2008.

  4. Ричардсон Д. Т. Э. Мысленные образы: Когнитивный подход. - М., 2006.

  5. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред.Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова.-М., 2009.

  6. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, 1-2 т., М., 2003.

  7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 2008.

  8. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002.

  9. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 1998.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница