Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению подготовки



Скачать 257.55 Kb.
страница1/4
Дата11.08.2018
Размер257.55 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)
Институт филологии и истории
Программа вступительного испытания в аспирантуру

по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

«Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская)»

Москва 2015


Программа вступительного испытания в аспирантуру

по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»


Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

«Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская)»

Составители:

д.ф.н. Павлова Н.С.

д.ф.н. Шайтанов И.О.

к.ф.н. Ершова И.В.

к.ф.н. Мурашкинцева Е.Д.

д.ф.н. Морозова И.В.

д.ф.н. Гальцова Е.Д.

к.ф.н. Дмитриева Е.Е.



Программа утверждена

на заседании Научно-методического совета

по аспирантуре и докторантуре

18.12.2014, протокол № 2

© Российский государственный


гуманитарный университет, 2015

© Коллектив авторов, 2015


Пояснительная записка

Настоящая программа предусматривает объем знаний и материала, необходимые для сдачи вступительного испытания по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», направленности программы аспирантуры «Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская)» поступающих на кафедру сравнительной истории литератур РГГУ. Вопросы, определяемые кафедрой для экзаменующегося, ориентированы на круг проблем, предполагающих полноту знаний об эволюции западноевропейской литературы, специфике ее основных периодов и национальных контекстов.

Содержание программы охватывает материал курса мировой литературы, читаемого на историко-филологическом факультете.

Научная специфика, определяющая характер и уровень настоящего экзамена, диктуется направлением работы кафедры СИЛ в русле сравнительно-культурного подхода к изучению литературных явлений. Это, как и принципы исторической поэтики, выдвигает на первый план в качестве ключевых те понятия, которые обращены к литературной динамике, помогают вскрыть законы литературной эволюции в их изменчивости. В то же время компаративный подход предполагает сопоставление не единично рассмотренных фактов, явлений или писателей, но сопоставление литературных контекстов, в пределах которых формируется содержание явлений, обуславливается не только их сходство, но и существенное отличие.

Список литературы является общим рекомендательным наставлением для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру. Уровень требования вступительного экзамена предполагает прежде всего умение ориентироваться в исследовательской литературе теоретического и историко-литературного характера, владение важнейшими методами исследовательского поиска, а также концепциями, являющимися основополагающими для понимания историко-литературных периодов, жанров и творчества крупнейших писателей.
Содержание программы: тематические разделы.

Раздел 1.

Закономерности развития зарубежной литературы. Основные периоды, историко-литературные эпохи. Средневековье. Хронологические границы. Роль античного наследия. Христианство как основной культурообразующий фактор в процессе становления средневековой культуры. Средневековая латинская словесность. Раннесредневековый мифологический и героический эпос. Миф и его роль в средневековой культуре. “Старшая Эдда”. “Кельтский эпос”. Англосаксонский эпос “Песнь о Беовульфе”. Героический эпос XI-XIII веков. “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”, “Песнь о Нибелунгах” – три национальных варианта героической поэмы. XII век как вершина развития средневековой культуры и культуры рыцарства. Рыцарская лирика и рыцарский роман: поэзия Прованса, “роман” о Тристане и Изольде; творчество Кретьена де Труа. Формирование и расцвет средневековой городской культуры XIII-XV веков. Городская культура и формирование средневековой драмы. Повествовательные жанры городской литературы: фабльо, шванки, “народная книга”. Аллегорический и животный эпос. Лирика средневекового города. Поэзия Франсуа Вийона. Предвозрождение как историческая культурная проблема (Чосер). Творчество Данте – синтез и итог развития средневековой культуры.
Раздел 2.

Эпоха Ренессанса. Истоки, общие особенности и этапы развития ренессансной культуры. Ренессансный гуманизм. Характеристика отдельных национальных литератур (итальянской, немецкой, французской, испанской и английской); этапы их эволюции и главные представители. Проблемы раннего гуманизма в европейской культуре. Творчество Петрарки и Бокаччо. Гуманистическое “просветительство” и деятельность Эразма Роттердамского. Специфика ренессансной лирики. Поэзия Плеяды как ее характерное воплощение. Роль народно-смеховой культуры в эпоху Возрождения и роман Рабле. Основные тенденции в развитии драматургии в эпоху Возрождения. Творчество Шекспира. Становление прозаических повествовательных жанров в Эпоху Возрождения и роман Сервантеса “Дон Кихот”.


Раздел 3.

XVII век. Хронологические рамки эпохи в странах Западной Европы. Основные направления литературы XVII века. Барокко. Классицизм. Испанская драма “золотого века” (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон). Испанская поэзия (Гонгора и Кеведо) и проза XVII века (Кеведо). Немецкая поэзия (Грифиус) и проза (Гриммельсгаузен). Французская литература XVII века. Этапы ее развития. Поэзия (Малерб, Теофиль Вио, Лафонтен, Буало). Французский театр (Корнель, Расин, Мольер) и проза (Лафайет, Ларошфуко, Лабрюйер). Английская литература, поэзия и драма первой половины XVII века. Творчество Мильтона. Литература эпохи Реставрации.
Раздел 4.

Основные направления в литературе XVIII века (просветительский классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо). Английская литература. Ранний этап английского просветительского романа (Дефо и Свифт), зрелый этап (Ричардсон, Филдинг, Смоллетт), поздний этап (Стерн и Голдсмит). Английская поэзия и театр (Шеридан). Французская проза первой половины XVIII века (Лесаж и Прево). Раннее Просвещение во Франции (Вольтер и Монтескье). Позднее Просвещение (Дидро и Руссо). Французская драма (Мариво, Бомарше). Особенности итальянского просвещения. Итальянский театр (Гольдони, Гоцци). Немецкая литература. Раннее немецкое Просвещение (Лессинг). Позднее Просвещение (Гердер). Основные этапы творчества Гете и Шиллера. Рубеж ХУ111 - Х1Х веков как важнейший этап в многовековом развитии мировой литературы (крушение риторической культуры, утверждение нового художественного канона)


Раздел 5.

Предромантизм и романтизм. Предпосылки возникновения романтического мировоззрения в искусстве и литературе. Философсие и эстетические основания романтической поэтики. Эволюция романтического мироощущения. Романтизм в Германии. Иенский и Гейдельбергский кружки. Творческий путь Гейне. Романтизм в Англии. “Озерная школы”. Эволюция романтизма в 10-20 годы. Творчество Китса, Байрона, Шелли. Вальтер Скотт и проблема романтического историзма. Романтизм во Франции. Начальный этап его формирования (Сталь, Шатобриан). Эволюция романтизма в 20-30 годы. Творчество Ламартина, Виньи, Мюссе. Эволюция творчества Гюго и Жорж Санд. Трансформация романтической традиции. Поэзия Бодлера. Развитие романтизма в других европейских литературах (Леопарди, Мицкевич, Словацкий). Становление романтизма в США. Творчество Ирвинга, Купера, По.


Раздел 6.

Возникновение и развитие реализма в европейских литературах, его общественно-исторические, философские и историко-литературные предпосылки. Основные принципы реалистического метода. Реализм и романтизм – отличия и взаимовлияния. Эволюция реализма в 40-50 годы. Реализм во французской литературе. Творчество Бальзака, Стендаля, Мериме. Творчество Флобера как новый этап реализма. Этапы реализма в английской литературе. Творческая эволюция Диккенса и Теккерея. Творчество Джордж Эллиотт. Реалистические тенденции и романтическая традиция в немецкой литературе 30-70-х годов, в других европейских литературах (Шарль де Костер), в литературе США 30-60-х годов. Трансцендентализм – философия, эстетика и поэтика. Творчество Готорна и Меллвилла. Поэзия Уитмена.


Раздел 7.

Важнейшие философские и культурологические концепции, влиявшие на интеллектуальную и художественную жизнь рассматриваемого времени: позитивизм, марксизм, Шопенгауэр, Кьеркегор, Карлейль, Тэн. Ницше. Переворот в естественных науках и его последствия для художественной жизни (Дарвин и социальный дарвинизм).

Смена художественных систем: романтизм - классический реализм - символизм - натурализм. Границы, соприкосновения, взаимовлияния, родственность и полемичность.

Поздний романтизм: угасание или модификация эстетической системы. Романтизм как модель национального художественного самосознания: американский вариант художественной системы.

Эстетика и творчество Флобера: начало переход XIX к XX веку в литературе. Жанровая и стилистическая трансформация опыта реалистической литературы XIX века у Флобера. Концепция "незаинтересованного искусства", идея "безличности", доктрина "книги, держащейся исключительно силой стиля". Ослабление "миметической референциальности" и дальнейшая эволюция флоберовских принципов (Мопассан), новая жизнь традиционных литературных форм". Поэтическая революция" середины XIX века в связи с "художественной революцией" импрессионизма и постимпрессионизма. Исчерпанность романтических трактовок поэзии и новое понимание функции поэта как носителя "несчастного сознания" (Бодлер), как летописца социальных изменений и пророка будущего (Уитмен). Урбанизм - важнейшее эстетическое обретение "поэтической революции" (Уитмен, Верхарн, судьбы урбанистической традиции в XX веке). Свободный стих как новая поэтика и как новаторский способ видения мира. Трансформация сущности поэтического слова и поэтического образа (Верлен, Рембо).

Символизм: философские предпосылки, эстетика, свершения. Французский и другие национальные варианты символизма. Место символизма в ряду других эстетических концепций эпохи: символизм и романтизм, символизм и натурализм. Трактовки категорий символа у виднейших представителей символизма, новое понимание категории "реальность".

Натурализм: история становления и развития, творческий опыт, эстетические теории и свершения. Понятие "экспериментальный роман" и связь натурализма с философскими (позитивизм) и естественно-научными доктринами конца XIX века (социальный дарвинизм). Социологизм натуралистического изображения как новое эстетическое качество. Раса - среда - личность в новом соотношении: эпос Золя как предвестие эпичности в литературе XX века.

"Новая драма" в связи с проблемой "художественной революции". Принципы "новой драмы" и ее связи с символизмом (Метерлинк), натурализмом (Гауптман), поздним романтизмом (Ибсен). Переворот в театральном искусстве конца века и "новая драма": Антуан, Рейнхардт, Станиславский.

Символизм в поэзии и драматургии. Конец века и "декаданс" как проблемы перехода от XIX века к XX столетию в художественной культуре. Обоснованность понятия "декаданс" и его семантика. Философские предпосылки декаданса, начало кризиса изобразительной системы XIX века и попытки ее преодоления. Уайльд. Киплинг. Твен. Культура “модерн” “Новая драма”.
Раздел 8.

Девятисотые - девяностые годы как предощущение новой эпохи. Изменившиеся отношения человека и мира и их отражение в литературе. Культура “модерн” в европейских странах. Авангардизм. Модернизм как главное направление в литературе первой половины ХХ века. Новое качество конфликта. Психологизм и его варианты (М.Пруст, Ф.Кафка, В.Вулф). “В поисках утраченного времени” Пруста и техника “потока сознания”. “Поток сознания” у Джойса и В. Вулф. “Интеллектуальный роман” первой половины ХХ века (Т. Манн, Джойс, Кафка, Гессе): “непрямое” изображение существа реальности (принцип соответствий). Монтаж как один из способов организации материала у Дос Пассоса и Деблина. Отношения пространства и времени (Фолкнер). Проблема характера (Музиль, Мориак, Хемингуэй).

Проблема характера и конфликта в драматургии. Концепция мира и организация материала (Пиранделло, О.Нил, Гарсия Лорка). “Эпический театр” Брехта.

Поэзия и новая образность. “Жизнь, проведенная через сжатие” ( П. Сцонди). “Опыт” (Рильке) как снова лирического высказывания. "Слово, не прочно прикрепленное к предмету" (О.Манделыитам) как принцип современной поэзии. Свободная ассоциативность. Аполлинер. Рильке. Элиот.

Человек и мир у экзистенциалистов – философов и писателей второй половины ХХ века (Камю “Посторонний”). Сатира и антиутопия. Игровые формы в современном искусстве. Пародийность, карнавализация. Послевоенная литература. (Г.Белль, Г.Грасс, М.Фриш, Ф.Дюрренматт, П.Вейс, Дж.Фаулз, Мердок, К.Воннегут, У.Эко). Постмодернизм.

Список рекомендуемой литературы
Общетеоретические и философские работы
Ауэербах Э. Мимезис. Проза, мемуары, письма, эссе. М., Прогресс, 1992

Барт Р. Избранные работы. М: Прогресс. 1988.

Беньямин В. Произведение искусства в в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1 996.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.



Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница