Программа вступительного испытания по общему языкознанию



Скачать 245.9 Kb.
страница1/7
Дата18.04.2018
Размер245.9 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО общему языкознанию

Пояснительна записка
В программу заложены комплексные сведения, связанные с синхронным и диахронным развитием языка. Принципиально важно, чтобы каждый поступающий отчетливо видел живую языковую динамику.

Для наиболее полного, адекватного выявления имеющихся знаний, умений и навыков, помимо широко поставленных теоретических вопросов, процедура вступительного экзамена предполагает многоаспектное практическое задание: разные виды языкового разбора (фонетический, фонологический, морфемный, словообразовательный, лексико-семантический, морфологический, синтаксический, стилистический), а также лингвистический комментарий древнерусских текстов, в том числе церковнославянских.

Будущим магистрантам-лингвистам необходимо свободно ориентироваться в актуальных направлениях и проблемах отечественной и мировой лингвистики, знать литературу по частным и общим вопросам, уметь видеть историческую преемственность и новации, прогнозировать, аккумулировать и развивать научные идеи.

Поэтому перед вступительным экзаменами на кафедру должен быть подан реферат с краткой рукописной рецензией и итоговой оценкой. Являясь показателем научной зрелости, данная письменная работа демонстрирует степень разработки предполагаемой темы магистерского исследования, кругозор поступающего в магистратуру и его способность к четкому и логичному изложению мыслей. Реферат должен состоять примерно из 30 машинописных страниц, иметь структуру, сходную с бакалаврским сочинением, а также сопровождаться грамотно оформленным списком литературы (не менее 30 пунктов).




программа
Основные сведения по теории языка

Наука о языке. Предмет, объект, цели науки о языке и его становление.

Основные проблемы общего языкознания.

Место языкознания в системе наук.

К проблеме определения языка.

Язык как знаковая система. Языкознание и семиотика. Типы знаков и языковые единицы. Структура языкового знака. Асимметрия означающего и означаемого, ее следствия. Основные свойства языкового знака. Концепция знака в теории Ф. де Соссюра.

природа языкового знака. Типы знаков.

Проблема мотивированности языкового знака. Виды мотивированности. Произвольность и мотивированность знака.

Понятие внутренней формы. В. Гумбольдт и А.А. Потебня о внутренней форме слова.

Знаковые и незнаковые свойства языка. Аспекты плана содержания языкового знака. Типология знаков языка. Ф. де Соссюр о значении и значимости.

Язык как сложная, динамическая система и ее признаки. Понятия системы и структуры. Парадигматика и синтагматика языка. Ф. де Соссюр о системности языка.

Из истории изучения парадигматических и синтагматических отношений между языковыми единицами. Современные трактовки парадигматики и синтагматики.

Теория оппозиций и ее значение для исследования фонологической, грамматической и лексической подсистем. Принципы классификаций оппозиций.

Язык. Речь. Речевая деятельность. Единицы языка и единицы речи. Взаимодействие и взаимообусловленность языка и речи. Взгляды Ф. де Соссюра на соотношение языка, речи и речевой деятельности. К. Бюлер и Л.В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.

Язык и сознание. В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Э. Сепир и др. о связи языка и мышления.

Проблема значения языкового знака. Типы языковых значений.

Законы развития языка. Внеязыковые и внутренние факторы изменений в языке. Языковые антиномии. Основные тенденции языковых изменений.

Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в жизни общества. Функции языка/ речи.

Слово и текст как ключевые понятия современной лингвистики.

Генеалогическая и структурно-типологическая классификация языков мира. Языковые контакты. Понятие о субстрате, суперстрате, адстрате, интерстрате. Язык межэтнического общения. Явление билингвизма. Место русского языка среди языков мира.

Язык и культура. Культурное и природное в языке. Национально-культурная специфика речевого поведения. Культурно-специфические понятия и концепты и их отражение в языке. Вопрос о языковых и мыслительных универсалиях и концепция лингвистической относительности. В. Гумбольдт, Э.Сэпир, Б.Уорф, Й.-Л. Вайсгербер о соотношении языка и внеязыковой действительности.

Основные методы лингвистического исследования: типологический, лингвокартографический, сравнительно-исторический и др. Сравнительно-исторический метод как основной при изучении современного и исторического состояния русского языка.

Языкознание конца XIX– начала XX веков.

Логическое и психологическое направления в современном языкознании.

Возникновение и развитие структурализма.

Актуальные лингвистические направления.




Каталог: DATACENTER -> DIR FILES -> DIR ZIP -> Postiplenie v univ -> 2017 18 -> univer samost -> magistr
magistr -> «Экономика»
DIR ZIP -> Абрамов Сергей Иванович Наименование направления подготовки и (или)специальности
DIR ZIP -> Доклад Петерсон спорит со Шмиттом. Работа «Монотеизм как политическая проблема»
magistr -> Пояснительная записка к вступительным испытаниям на магистерскую программу
DIR ZIP -> Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX начала XX века. М., 007
DIR ZIP -> Литература для реферирования
magistr -> Программы вступительного испытания ««Историография истории России»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница