Программа вступительного испытания по дисциплине «Экономика»



Скачать 110.9 Kb.
Дата28.07.2018
Размер110.9 Kb.
ТипПрограмма

Программа вступительного испытания

по дисциплине «Экономика»

для лиц, имеющих профессиональное образование

и поступающихнанаправление подготовки бакалавриата

38.03.01 – Экономика

Предмет, метод и функции экономической теории

Система отношений между людьми по поводу производства, распределения,обмена и потребления материальных благ и услуг. Редкость ресурсов. Безграничность потребностей. Экономическая теория в системе общественных наук. Общенаучные и частные методы исследования. Микро-, мезо-, макро- и мега-уровни исследования экономических явлений и процессов. Экономические цели общества.



Экономические категории и законы

Экономические категории как смысловые понятия, выражающие содержание определенных производственных (экономических) отношений. Основные экономические категории, характеризующие экономические системы, и их содержание. Экономические законы как устойчивые повторяющиеся связи впроцессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Характер экономических законов. Их отличия от законов природы и юридических законов.



Потребности и ресурсы как основа экономики

Понятие ресурсов. Виды ресурсов: природные; трудовые; финансовые; предпринимательские; информационные. Факторы производства. Основные характеристики ресурсов: ограниченность, исчерпаемость, невозобновляемость, редкость. Проблема эффективного использования ресурсов. Понятие потребностей. Классификация потребностей. Понятие блага. Классификация благ. Проблемаэкономического выбора и оптимального решения. Кривая производственных возможностей.



Собственность и ее основные формы

Собственность как отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и пользования материальными благами. Юридическая сторона собственности. Экономическая сторона собственности. Субъекты и объекты отношений собственности. Типы и формы собственности. Частная собственность. Государственная собственность. Смешанная собственность.



Свободная (классическая) рыночная экономика: характерные признаки

Чистый капитализм. Частная собственность – господствующая форма собственности. Свобода предпринимательства и свобода выбора. Личный интерес как главный мотив поведения. Конкуренция как основной элемент рыночного механизма. «Невидимая рука» А. Смита. Система рынков. Ограниченная роль правительства.



Фундаментальные вопросы рыночной экономики.

Понятие рыночной экономики. Условия возникновения и функционирования.Основные субъекты рыночных отношений. Виды рынков. Что производить? Как производить? Для кого производить? Структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и его элементы: цена, спрос, предложение. Достоинства и недостатки рынка. Риски в рыночной экономике.



Спрос и предложение: их взаимодействие

Понятия спроса и предложения. Закон спроса и закон предложения, факторы влияния. Виды спроса: функциональный, нефункциональный, отрицательный,скрытый, падающий, полноценный. Виды предложения: мгновенное,краткосрочное,среднесрочное,долгосрочное. Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесный объем. Условия существования, свойства и функции рыночного равновесия. Виды равновесия.



Государственное регулирование рынка: контроль над ценами, фиксирование максимальной (минимальной) цены, установление налогов (дотаций)

«Цена пола» и «цена потолка». Рыночное равновесие и товарные налоги (дотации). Изменение рыночного равновесия под влиянием товарного налога (дотации). Излишек потребителя и производителя. Общественная выгода от конкурентного равновесия. Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе (предложении).



Издержки (затраты) фирмы: виды и подходы к анализу

Концепция издержек (затрат) фирмы в экономической теории. Понятие затрат фирмы. Разновидность затрат фирмы: общие, постоянные, переменные, средние, предельные. Взаимосвязь затрат фирмы. Затраты фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.



Производственная функция и её применение в планировании деятельности фирмы

Понятие производства и производственной функции. Технология и производственная функция. Свойства производственной функции. Техническая и экономическая эффективность производства. Факторы производства: капитал, труд, земля, предпринимательские способности. Производительность труда и капитала.



Понятие и характеристика рыночных структур. Основные и неосновные типы рыночных структур.

Детерминанты (переменные) рыночных структур: число фирм (их величина), тип продукции (однородность – дифференцированность), контроль над ценами, условия вступления в отрасль (наличие барьеров), неценовая конкуренция. Основные и неосновные рыночные структуры. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.



Монопольная власть фирмы: понятие, способы определения, допустимый уровень. Антимонопольное законодательство.

Понятие монопольной власти, методы ее определения. Предельно допустимый уровень монопольной власти. Влияние монопольной власти на развитие рыночной экономики. Антимонопольное законодательство. Виды ценовой дискриминации: совершенная, по объему покупки, по сегментам рынка. Экономические последствия ценовой дискриминации.



Совершенная конкуренция: эффективность деятельности и условия равновесия

Принципы существования совершенной конкуренции. Прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции, условия ее максимизации. Ценообразование и определение оптимального выпуска продукции. Равновесие и эффективность производства фирмы на рынке совершенной конкуренции.



Монополистическая конкуренция: эффективность деятельности и условия равновесия

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистическойконкуренции. Эффективность рынка монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Научно-техническое и торговое соперничество.



Олигополия: эффективность деятельности и условия равновесия

Модели поведения фирм на рынке олигополии. Виды олигополистических рынков. Экономия масштаба и олигополия. Стимулы к ценовой конкуренции. Взаимозависимость фирм на рынке олигополии. Картель на рынке олигополии.



Монополия: эффективность деятельности и условия равновесия

Причины возникновения монополии. Естественные монополии. Компромисс общества и монополии. Влияние ценовой дискриминации на прибыль монополиста и благосостояние общества. Методы регулирования деятельности естественных монополий (ценовые, установление предельного уровня рентабельности, контроль за слиянием и поглощением, определение групп потребителей с минимальным уровнем обеспечения).



Особенности системы национальных счетов

Понятие валового внутреннего продукта. Соотношение показателей валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП). Методы расчета ВВП и ВНП (по расходам, по доходам, по добавленной стоимости). Национальный доход в рыночной экономике. Структура национальной экономики. Эволюция отраслевой структуры производства в современной России.



Сущность и виды инфляции

Причины инфляции и ее виды, методы и показатели измерения. Экономические издержки инфляции. Влияние инфляции на уровень жизни населения, перераспределение национального дохода, объем национального продукта. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.



Денежно-кредитная политика государства

Особенности, цели, субъекты, объекты денежно-кредитной политики государства. Денежный мультипликатор. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Определение объема денежной массы в обращении. Инструменты денежно-кредитной политики. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской концепций денежно-кредитной политики.



Роль социальной политики в современной рыночной экономике

Доходы в рыночной экономике. Сравнительный анализ различных вариантовполитики доходов в рыночной экономике. Защита доходов населения от инфляции. Классификация видов безработицы в современной рыночной экономике. Теория естественного уровня безработицы. Государственная политика занятости. Основные направления политики занятости в современных условиях.



Методологические основы менеджмента

Понятие менеджмента (менеджмент как наука и искусство, как вид деятельности, как процесс, как орган управления); содержание, цели и задачи; принципы менеджмента (принцип правовой защищенности управленческого решения; оптимизации управления, принцип делегирования полномочий; принцип соответствия; принцип автоматического замещения отсутствующего; принцип единоначалия; принцип одноразового ввода информации; принцип новых задач; принцип повышения квалификации; принцип цели, принцип ответственности, принцип компетентности, принцип иерархичности);методы менеджмента (экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические); подходы в менеджменте (системный, ситуационный, комплексный, количественный, маркетинговый).



Важнейшие категории менеджмента

Объект и субъект управления, система управления, внутренняя и внешняя среда организации, структура управления, технология управления. Коммуникации в системе менеджмента: сущность, элементы, этапы коммуникационного процесса, коммуникационные сети и стили. Основные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, стимулирование, анализ, учет, контроль). Специальные и частные функции менеджмента (маркетинг и инновации, торгово-операционные функции, регулирующие функции, вспомогательные функции).



Стратегический менеджмент в системе управления предприятием

Сущность, функции, задачи. Анализ среды в стратегическом менеджменте: факторы внутренней и внешней среды, методы анализа. Стратегическое планирование деятельности фирмы: понятие, этапы, система целей, виды планов (долгосрочные и краткосрочные планы; планы развития и стабилизации деятельности; план производства и план реализации; план маркетинга, финансовый план, организационный план).



Управление персоналом фирмы

Сущность, концепции, принципы, методы управления. Мотивация деятельностиперсонала фирмы: сущность, теории мотивации (содержательные и процессуальные)и их прикладное использование. Методы мотивации. Разработка системы стимулирования труда в менеджменте. Развитие трудовых ресурсов. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Подготовка кадров. Инструменты управления персоналом.



Менеджмент производства. Управление производственной деятельностью предприятия. Производственная процесс и его организация.

Организация производства, оперативное управление развитием производства,планирование процесса производства, система регулирования и обеспечения процесса производства. Понятие производства и производственной структуры. Типы производственной структуры предприятия и производства. Производственный процесс и его организация. Производственная программа: основные разделы, принципы и этапы разработки, варианты и показатели. Производственная мощность предприятия: понятие, виды, факторы, ее определяющие. Методика расчета и показатели эффективности использования производственной мощности. Понятие издержек производства и себестоимости продукции.



Сущность и функции финансов в рыночной экономике

Финансы как экономическая категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовые ресурсы, их содержание и состав, механизм формирования и направления использования. Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями: ценой, денежным обращением и кредитом.



Сущность и классификация налогов. Налоговая политика государства и ее основные направления в России на современном этапе.

Налоги как экономическая и правовая категория. Функции налогов. Классификация налогов. Принципы построения налоговой системы РФ. Налоговая политика государства: цели и задачи. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России. Понятие налогов. Виды налогов. Налоговая ставка. Налоговая база. Объект налогообложения. Налоговый период. Налоговая льгота. Налоговый кредит. Налоговая нагрузка.



Содержание финансов предприятий и принципы их организации

Сущность и формы проявления финансов предприятий. Финансы и финансовые ресурсы предприятия. Функции финансов предприятий. Место и роль финансов предприятий в финансовой системе государства. Специфика финансов сферы материального производства и непроизводственной сферы. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы рентабельности, стимулирования, резервирования.



Формирование, распределение и использование финансовых результатов деятельности предприятия

Прибыль как чистый доход предприятия. Функции прибыли. Основные показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая (нераспределенная) прибыль. Основные факторы, влияющие на прибыль. Резервы увеличения прибыли. Распределение и использование прибыли. Понятие дивидендной политики и значение ее выбора.



Экономические основы деятельности предприятия. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.

Предприятие – основное звено экономики. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Задачи предприятия. Функции производственного предприятия. Основные формы деятельности предприятия. Классификация сфер деятельности предприятия. Понятие предпринимательства. Правовой аспект предпринимательства. Основные признаки и принципы предпринимательской деятельности. Формы предпринимательства. Классификация юридических лиц по целям осуществления деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.



Уставный капитал и имущество предприятий.

Предприятие как имущественный комплекс. Виды и состав имущества, способы его формирования. Основные фонды предприятия: определение, классификация, методы оценки и учета. Виды износа. Амортизация основных фондов. Амортизационная политика предприятия в рыночной экономике. Оборотные средства: состав, классификация, оборачиваемость и нормирование. Нематериальные активы как особая категория имущества.



Организация, нормирование и оплата труда

Организация труда на предприятии. Нормирование труда как основа его организации. Производительность и эффективность труда. Сущность, показатели и факторы повышения производительности труда. Сущность зарплаты. Организация оплаты труда на предприятии. Фонд оплаты труда. Порядок формирования и размер средств, направленных на потребление. Материальное и моральное стимулирование работников.



Себестоимость, смета и калькуляция затрат, цена и ценообразование.

Понятие издержек производства и себестоимость продукции, ее Виды и показатели. Группировка затрат по элементам и статьям калькуляции. Методы планирования себестоимости продукции. Направления снижения себестоимости продукции. Сущность, состав и структура цен продукции предприятия. Политика ценообразования на предприятии.



Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.

Понятие инвестиций и инвестирования. Основные направления и виды инвестиционных вложений. Собственные и заемные ресурсы предприятия. Основные подходы к оценке финансовой эффективности инвестиций. Сущность и содержание инновационной деятельности предприятия. Жизненный цикл инновации и характеристика этапов инновационного процесса. Венчурное финансирование инновационной деятельности. Процесс разработки инновационного продукта. Научно-техническая политика фирмы. Оценка эффективности инноваций и инновационных проектов организации. Способы снижения риска в инновационной деятельности, их характеристика.



Основная литература

  1. Веснин В. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2014.

  2. Клочкова Е.Н., Кузнецов В.И., Платонова Т.Е. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Е.Н. Клочковой. – М.: ЮРАЙТ. 2014.

  3. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – СПб: изд-во Питер, 2014.

  4. Мэнкью Н., Тейлор М. Макроэкономика. – СПб: изд-во Питер, 2013.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика.–М.: Изд-во Юрайт, 2013.

  6. Чепурин М., Киселева Е. Курс экономической теории. Учебник. – М.: Изд-во АСА, 2012.

Дополнительная литература

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.– М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2012.

  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. –СПб: Питер, 2011.

  3. ГерчиковаИ. Н. Менеджмент. – М.:Юнити-Дана, 2010.

  4. Паламарчук А.С. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  5. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Изд-во «Дело и Сервис»,2011.

  6. Шапкин И.Н. Менеджмент. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница