Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности



Скачать 34.53 Kb.
страница1/2
Дата12.01.2018
Размер34.53 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

ПРОГРАММА


вступительного экзамена в аспирантуру
по специальности
09.00.08 «Философия науки и техники»

Содержание программы
Наука как вид духовной деятельности.

Исторические предпосылки формирования научного знания и устойчивого развития. Ремесленная и ученая традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания. Архаическая наука, ее специфика и формы организации География архаической науки и ее основные достижения.



Основные периоды в истории науки. Зарождение научно-теоретического способа мышления и социокультурные основания этого процесса. Наука и техника эпохи эллинизма. Арабская наука и ее роль в развитии европейской науки. Особенности стиля мышления, основные достижения. Роль средневековой науки в становлении науки Нового времени. Понятие классической науки (классический идеал научного знания). Роль философии в этом процессе. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового метода научного познания. Развитие научного знания в XVIII и XIX веках: основные достижения. Развитие науки в XIX веке. «Кризис» в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века. Научно-техническая революция и ее влияние на характер развития науки в XX-ХХI веке. Роль науки в развитии общества. Социальные последствия НТР.

Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации.

Дилемма сциентизма и антисциентизма, ее истоки, пути и способы разрешения. Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический и методологический сциентизм. Интернализм в трактовке процесса развития науки. Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм как продукт попыток осмысления социокультурных последствий НТП.



Научное знание, его природа и основные характеристики.

Научное знание как продукт рациональной деятельности, которому присущи доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Особенности предмета, средств и методов науки. Цели науки, внешние и внутренние стимулы ее развития.



Нормы и идеалы научного познания.

Гносеологическая обусловленность различных представлений о природе научного знания и его критериях. Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории научного мышления. Методология дедуктивизма и ее подход к определению критерия научности знания. Становление опытных наук и кризис математического идеала научности. Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивизм как методологическая и логическая форма реконструкции этого идеала. Верифицируемость как критерий научности знания. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки. Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К. Поппера и его гносеологические основания. Понятие парадигмы и ее место в научном познании. Роль научного сообщества в определении научного статуса теории. Гуманитарный идеал научного знания. Деление наук на науки о природе и науки о культуре. Специфика гуманитарного знания: роль субъекта в гуманитарном познании, включение целей и потребностей субъекта в стандарты оценки научности концепций, специфика используемых методов, роль понимания в гуманитарном исследовании, диалоговый характер гуманитарного знания.



Уровни и этапы научного знания: основания для их выделения. Эмпирический уровень исследования, его особенности. Задачи и функции науки. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании. Картина мира и стиль мышления как элементы метатеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования.

Основные элементы научного знания.

Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Проблема, вопрос, задача. Понятие научного факта. Структура факта: перцептивная, лингвистическая и материально-практическая компоненты научного факта. Типология фактов. Способы получения и систематизация фактов.



Понятие научного закона.

Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Гносеологическое содержание закона науки. Способы получения и обоснования законов, функции законов в познании. Типы и виды научных законов: эмпирические и теоретические, динамические и статистические, причинные и непричинные.



Научная теория.

Научная теория как высшая форма систематизации знания. Общая характеристика научной теории. Типология научных теорий.



Научное описание.

Научное описание и его общая характеристика. Виды описания. Проблема интерпретации результатов описания.



Объяснение и понимание.

Объяснение и понимание: соотношение понятий. Объяснение факта и объяснение закона. Место понимания в методологии.



Эмпирические методы научного познания.

Наблюдение как метод эмпирического познания. Специфика наблюдения в науке. Структура, типы и виды наблюдения. Эксперимент как основной метод научного исследования. Наблюдение и эксперимент: их сходство и различие Типы и виды эксперимента. Этапы в проведении эксперимента. Роль и функции теоретического знания в подготовке; проведении и интерпретации результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Статистические методы обработки результатов эксперимента. Особенности эксперимента в общественных науках. Мысленный эксперимент, его сущность, сфера применения и познавательный статус.



Теоретические методы научного исследования.

Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания. Гипотеза как основной метод построения и развития научного знания. Типы и виды гипотез. Основные стадии процесса построения и развития научной гипотезы. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез. Методы проверки и обоснования гипотезы. Подтверждение и опровержение научных гипотез. Метод математической гипотезы, его сущность и сфера применимости.



Понятие истины в философии науки.

Классическое понятие истины в философии науки. Использование семантической концепции истины в современной философии науки. Истинность и доказательность научного знания. Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.



Позитивистская философия науки.

Наука – сама себе философия. Гносеологические основания философии позитивизма. Методологический принцип эмпиризма. Идея логического атомизма и доктрина верифицируемости как критерия познавательного значения суждений. Гипотетико-дедуктивная модель и концепция подтверждения. Программа построения единого языка науки.



Постпозитивистская философия науки.

Изменения проблематики философии науки в постпозитивизме: проблема роста знания, проблема демаркации, проблема научной рациональности, проблема научной революции, исторический подход к построению философии науки.



Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества

Становление науки как социального института. Различные подходы к определению науки. Научные сообщества и их исторические типы. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Этика и наука. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и логика развития научного знания. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований?



Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность.

Три аспекта техники: инженерный, антропологический и социальный. Техника как специфическая форма культуры. Исторические и социокультурные предпосылки выделения технической проблематики и формирования философии техники: механистической картины мира, научно-техническая революция, стремительное развитие технологий после II Мировой войны.



Основные методологические подходы к пониманию сущности техники.

Антропологический подход: техника как «органопроекция». Экзистенциалистский анализ техники. Анализ технических наук и проектирования. Исследование социальных функций и влияний техники. Теория технократии и техногенной цивилизации. Взаимоотношения философско-культурологического и инженерно-технократического направлений в философии техники. Этика и ответственность инженера-техника: распределение и мера ответственности за техногенный экологический ущерб. Психосоциальное воздействие техники и этика управления.




Перечень вопросов для подготовки к вступительному экзамену по специальности 09.00.08 «Философия науки и техники»
1. Многообразие и единство типов знания.

2. Наука как социальный институт, форма общественного сознания и система знаний.

3. Интернализм и экстернализм.

4. Научная рациональность. Типы научной рациональности.

5. Нормы и идеалы научного познания.

6. Натурфилософская картина мира.

7. Классическая научная картина мира.

8. Неклассическая научная картина мира.

9. Понятие оснований науки.

10. Природа технологии и технонауки.

11. Основные этапы эволюции техники и технознания.

12. Технологический детерминизм. Понятие технократии.

13. Предмет, круг проблем и основные направления развития философии техники.

14. Проблема научного метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

15. Понятие научной теории и идеального объекта.

16. Методы, формы, процедуры эмпирического уровня научного познания.

17. Методы, формы, процедуры теоретического уровня научного познания.

18. Научно-технический прогресс и экологический кризис. Сциентизм и антисциентизм.

19. «Науки о природе» и «науки о духе». Объяснение и понимание.

20. Понятие «научной революции», ее исторические типы.

21. Проблема истины в научном познании.

22. Позитивистская философия науки.

23. Проблема систематизации наук: взаимосвязь естественных, технических и социогуманитарных наук.

24. Марксистская и неомарксистская философия науки.

25. Проблемы философии науки в постструктурализме и постмодернизме.

26.Наука и культура. Наука как социокультурный феномен.

27. Этика науки, основные проблемы.

28. Эпистемология науки. Проблема субъекта и объекта научного познания.

29. Понятие ноосферы, биосферы, техносферы.

30. Постнеклассическая научная картина мира.



Рекомендуемая литература

а) основная литература (учебники и учебные пособия)

  1. Спиркин А.Г. Философия: учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2009.

  2. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008.

  3. Введение в философию / Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Культурная революция, Республика, 2007.

  4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов н/ Д.: Феникс, 2006.

  5. Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия. Курс лекций. М.: Эксмо, 2011.

  6. Ловецкий Г.И. Философия как способ познания истины и рационализации знания: монография в двух частях. Часть 1. Философия как наука. М.: изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.

  7. Ловецкий Г.И. Философия как способ познания истины и рационализации знания: монография в двух частях. Часть 2. Философия как метанаука. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.

  8. Философия в системе культуры: Учеб. Пособие. Ч. II: Современная научно-философская картина мира / Под ред. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.

  9. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Ильина. Калуга: Изд-во «Полиграф-Информ», 2004.

  10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Издательство «Канон+»РООИ «Реабилитация», 2009.


б) дополнительная литература


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница