Программа вступительного экзамена в аспирантуру Одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин



Скачать 74.47 Kb.
Дата06.05.2018
Размер74.47 Kb.
ТипПрограмма

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт лингвистики»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

__________________ А.В. Кирилина

«17» мая 2010 г.

ФИЛОСОФИЯ

Программа вступительного экзамена

в аспирантуру


Одобрена на заседании кафедры

общегуманитарных и социальных дисциплин

«____»______________200__ г.


Зав. кафедрой общегуманитарных и

социальных дисциплин

_______________Терентий Л.М.


Москва


2010

Организационно-методический раздел

Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии. От постапающих в аспирантуру требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с основными философскими школами и направлениями.

Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, а также индивидуальные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления.

Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии:



  1. Историко-философское введение

Философия, ее предназначение и социальные функции. Объект и предмет философии. Структура философского зания. Основные функции философии. Исторические типы мировоззрения – миф, религия, философия. Проблема происхождения философии. Философские методы познания: диалектика и метафизика.

Философская мысль в культуре античности, средневековья и Возрождения. Философская мысль Древней Греции и Древнего Рима. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Энциклопедическая философская система Аристотеля.

Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Особенности и основные проблемы средневековой философии. Отличие средневековой философии от античной.

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема уникальности человека.



Философская мысль в эпоху буржуазных революций в Европе. Основные проблемы и общая характеристика развития философии Нового времени. Философское учение Ф.Бэкона. Рационалистическая философия Р.Декарта. Социально-философская концепция Т.Гоббса. Гносеология Дж.Локка. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Скептицизм Д.Юма. Французский материализм XVIII века (Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах).

Классическая немецкая философия. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Философская система и диалектика Г.В.Ф.Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

Формирование и развитие марксистской философии. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные идеи марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма.

Западная философия ХХ века. Характерные черты, основные направления и школы современной западной философии. Сциентизм и антисциентизм. Проблема человека в экзистенциализме. Позитивизм и его исторические формы.

Русская религиозная философия XIX – начала ХХ века. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии XIX – начала ХХ вв. Метафизика "всеединства" Вл. Соловьева.

2. Онтология и теория познания

Метафилософия (теория философского знания). Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского мировоззрения. Философия как предмет философского анализа. Функции философии.

Онтология (философское учение о бытии). Онтология в системе философского знания. Система онтологических категорий. Исходные, предпосылочные категории, подготавливающие оптимальное включение других категорий в сущность предметов (бытие, материя, движение, пространство и время и др.). Категории, выражающие универсальные связи бытия (единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, количество и качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания и др.). Категории, выражающие универсальные связи детерминации бытия (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, явление и сущность и др.). Их определение, взаимосвязь и гносеологическая значимость.

Гносеология (философское учение о познании). Специфика философского подхода к познанию. Сознание как условие познавательных возможностей человека. Субъект и объект познания, их особенности. Интуиция в познании.

Практика и познание, противоречивость их взаимоотношения. Особенности чувственного и рационального познания. Концепции истины. Объективная, абсолютная и относительная истина. Критерии истины.

Научное познание, его критерии. Принципы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика и взаимосвязь. Методы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.


  1. Социальная философия

Современная философия о сущности человека. Единство биологического, социального в человеке. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности.

Индивидуальное и социальное в человеке. Человек, индивид, личность. Социальные роли личности. Проблема жизни и смерти как предмет философского осмысления. Вопрос о смысле человеческой жизни: быть или иметь. Свобода и ответственность.

Социальная деятельность как способ существования общества. Движущие силы социальной деятельности: потребности, интересы, ценности. Общественные отношения.

Общество как система. Общественно-экономическая формация, цивилизация как социальные системы.

Экономические отношения как система. Техника и технология и их роль в жизни общества. НТР и перспективы человечества.

Понятие социальной структуры общества. Экономическая структура общества

Сущность политики. Понятие политической власти.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание: формы и уровни.

Сущность культуры. Основные функции культуры. Традиции и новации в культуре. Массовая и элитарная культура.

Понятие цивилизации. Кризис современной цивилизации: истоки и проявления.



Понятие природы и географической среды общества. Антропогенное воздействие на природу. Человечество перед лицом глобальных проблем. Пути выхода из экологического кризиса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Объект и предмет философии. Структура философского знания.

  2. Основные функции философии, ее место в науке и культуре.

  3. Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения.

  4. Проблема происхождения философии.

  5. Философские методы познания: диалектика и метафизика.

  6. Особенности древнегреческой и древнеримской философии, основные школы, проблемы, представители.

  7. Основные проблемы средневековой европейской философии

  8. Философия эпохи Возрождения: темы, проблемы, представители

  9. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени/

  10. Основные проблемы немецкого классического идеализма (Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель)

  11. Основные направления западной философии ХХ века.

  12. Философия марксизма XIX и ХХ вв.

  13. Основные идеи диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса

  14. Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ вв(ведущие мотивы м представители).

  15. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

  16. Философская категория материи. Материя и движение.

  17. Различие, противоположность, противоречие. Развитие как единство и борьба противоположностей.

  18. Качество, количество, мера,. Развитие как единство количественных и качественных изменений.

  19. Отрицание старого и преемственность. Развитие как отрицание отрицания.

  20. Универсальные связи бытия. Часть и целое. Содержание и форма. Единичное и общее.

  21. Связи детерминации бытия. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Явление и сущность.

  22. Философия о сущности познания. Субъект и объект познания

  23. Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины

  24. Специфика и структура научного познания, его принцыпы и уровни. Общенаучные методы познания

  25. Основные концепции человека в современной философии.

  26. Сущность человека. Социальное и биологическое в структуре индивида.

  27. Понятие личности. Личность и индивидуальность.

  28. Проблема смысла человеческого бытия. Жизнь и смерть в философском осмыслении.

  29. Деятельность как социальная субстанция. Основные концепции деятельности.

  30. Свобода и ответственность в жизни человека и общества.

  31. Общество как система деятельности. Движущие силы социальной деятельности.

  32. Соотношение экономики и политики в общественной жизни

  33. Общество и природа. Типы человеческого отношения к природе.

  34. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его уровни и формы.

  35. Понятие и основные функции культуры.

  36. Единство и многообразие исторического процесса. Формация и цивилизация.

  37. Наука и техника, их роль в развитии общества. Современная научно-техническая революция.

  38. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.


ЛИТЕРАТУРА


Основная

  1. Кирвель Ч. С. История философии. – Минск: Новое знание, 2001. – 728 с.

  2. Основы философии: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Е. В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

  4. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Отв. ред. Л.А. Микешина. _ М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. – 992 с.

  5. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

  6. Философия: Учебник / Ред. О. А. Митрошенков. - М.: Гардарики, 2004. – 655 с.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница