Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»



Скачать 217.61 Kb.
страница1/6
Дата12.05.2018
Размер217.61 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6




  1. Общие положения

Программа вступительного экзамена в аспирантуру ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Содержание вступительного экзамена

2.1. Содержание разделов
Раздел 1. История формирования науки о языке
1. Понятие научной парадигмы. Научные парадигмы в лингвистике. Лингвистические традиции (индийская, античная, китайская, арабская). Языкознание европейского средневековья и эпохи Возрождения. Спор реалистов и номиналистов. Грамматика Пор-Рояля и ее значение. Центральная проблема в языкознании 18 века. Формирование современной научной парадигмы в лингвистике.

2. Сравнительно-историческое языкознание. Предпосылки возникновения компаративистики. Роль открытия санскрита в формировании сравнительно-исторического языкознания. Сущность сравнительно-исторического метода. Работы Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма и А.Х. Востокова.Теория агглютинации Ф.Боппа. Основные признаки родства языков. Законы передвижения согласных, сформулированные Я. Гриммом. Сущность генеалогической и типологической классификаций языков. Цели и основные методы классификаций.

3. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Философский подход к языку. Антиномии в концепции В. Гумбольдта. Понимание специфики языка и законов его развития. Понятие духа языка. Учение о внутренней и внешней форме языка. Влияние творческого наследия Гумбольдта на дальнейшее развитие языкознания.

4. Натуралистическое направление в языкознании (А. Шлейхер). Предпосылки возникновения натуралистического направления в языкознании. Понимание языка как природного организма. Теория родословного дерева. Сущность законов, по которым развивается язык. Две основные стадии в развитии языка (доисторическая и историческая).

5. Логическое направление в языкознании (К. Беккер, Ф.И. Буслаев). Истоки логицизма. Его сущность и недостатки. Соотношение логики и грамматики. Синтаксическая система Ф.Буслаева.

6. Психологическое направление в языкознании. Концепции лингвистического психологизма в трудах Ф. Штейнталя, А.А. Потебни, В. Вундта. Этнический психологизм А.А. Потебни. Специфика русской психологической школы в языкознании. Учение А.А. Потебни о слове, внутренней форме слова, ближайшем и дальнейшем значении слова. Недостатки психологического направления.

7. Младограмматическое направление в языкознании (Лейпцигская школа). Манифест младограмматиков. Основные принципы младограмматизма. Критика идей сравнительно-исторического языкознания. Понимание языка как результата психической деятельности индивида. Понятие языкового узуса. Теория языкового закона. Роль аналогии в развитии языков. Классификация семантических изменений Г. Пауля. Синтаксическая концепция Г. Пауля. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторов развития языка. Сущность узуального и окказионального значений. Достоинства и недостатки младограмматизма.

8. Критика идей младограмматизма как переход к новому этапу в языкознании (школа «слов и вещей» Г. Шухардта, лингвистическая география, неолингвистика, эстетическая школа К. Фосслера). Идея лингвистической непрерывности Г. Шухардта. Основной метод лингвистической географии. Позитивизм и идеализм в языкознании.

9. Лингвистическая концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основной объект исследования. Сущность языка и звуковых законов. Разграничение статики и динамики в языке. Отличие истории от динамики. Соотношение внешней и внутренней истории языка. Язык как система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Расширение области типологических исследований. Психологическая теория фонемы и морфемы. Сущность теории чередований. И. А. Бодуэн де Куртенэ как предтеча структурализма в языкознании.

10. Роль Ф. де Соссюра в формировании нового понимания языка. Антиномии, лежащие в основе лингвистической концепции Ф. де Соссюра. Обоснование знакового характера языка. Понятие языкового знака. Признаки языкового знака. Обоснование системного характера языка. Основные отношения между членами языковой системы (синтагматические и ассоциативные). Разграничение значения и значимости. Соотношения речевой деятельности, речи и языка. Принципы структурализма в концепции Ф. Соссюра.

11. Глоссематика Л. Ельмслева. Теоретические истоки датского структурализма. Дедуктивный метод исследования языка. Стремление к непротиворечивому и исчерпывающему описанию языка. Типы отношений между единицами языка (взаимозависимость, детерминация, констелляция). Специфика понимания языкового знака. Противопоставление плана содержания и плана выражения, субстанции и формы. Форма как единственный объект лингвистики. Сущность коммутации и субституции. Понятие инварианта и варианта.

12. Пражская лингвистическая школа. Понимание языка как функциональной системы. Основные функции речевой деятельности. Признание системности диахронии. Разграничение статики и синхронии. Фонологическая и морфонологическая концепция Н.С. Трубецкого. Функции фонемы, типы фонологических оппозиций (одномерные, многомерные, привативные, градуальные, эквиполентные). Вклад Пражской лингвистической школы в изучение морфологии и синтаксиса (В.Скаличка, Р. Якобсон, В. Матезиус). Теория литературного языка (Б.Гавранек). Разработка учение о функциональных языках и функциональных стилях. Разграничение нормы народного языка и нормы литературного языка. Противопоставление поэтического языка (языка художественной литературы) литературному языку.

13. Американская дескриптивная лингвистика. Антропологическая лингвистика. Неприменимость традиционных методов к индейским языкам как предпосылка формирования дескриптивизма (Ф. Боас). Морфология и синтаксис в концепции Л. Блумфилда. Основные принципы дескриптивного подхода к языку. Структура выражения и структура содержания, их отношения. Языковые уровни. Идея изоморфизма уровней. Дальнейшее развитие дескриптивизма в работах З. Хэрриса.

14. Основные положения лингвистической концепции Э. Сепира. Дальнейшая разработка учения о функциях языка. Критерии многомерной типологической классификации языков. Язык и мышление. Идеи связи языка и культуры. Языковая картина мира. Гипотеза лингвистической относительности Б. Уорфа.

15. Лондонская лингвистическая школа. Некоторые черты английской языковедческой традиции и Лондонская лингвистическая школа. Лондонская лингвистическая школа как самостоятельное ответвление структурной лингвистики. Предмет и задачи лингвистического описания. Функциональная теория значения. Роль и место контекста ситуации и социального контекста в лингвистическом исследовании. Контекстуализация как основной метод изучения значения. Контекстуализация на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Разграничение системы и структуры. Уровни языка: число уровней, иерархия уровней, формы взаимосвязи между отдельными уровнями, порядок рассмотрения языковых явлений на разных уровнях, условия успешности уровневого анализа. Фонологическая концепция Лондонской школы: разграничение фонемы и просодии. Грамматическая концепция Лондонской школы. Проблема соотношения формального и содержательного анализа при выделении грамматических единиц.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница