Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре



Скачать 155.66 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2018
Размер155.66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ»


___________ А.В. Набоков

«___»_____________20__г.



Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


47.06.01

«Философия, этика и религиоведение»

Шифр направления

подготовки

Наименование направления подготовки, утвержденная при казом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061



Профиль подготовки

Философия, антропология, философия культуры

Кафедра

Гуманитарных и социальных наук

Тюмень 2014

Программа вступительного экзамена составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальностей научных работников, учебного плана подготовки аспирантов ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 09.00.13 - Философия, антропология, философия культуры, программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.
Составитель рабочей программы:

Д.ф.н., профессор

Апрелева (Лезьер) В.А.

Рецензент:

Д.ф.н., профессор

Табуркин В.И.

Рабочая программа утверждена на заседании Совета инженерно-экономического института

« _____» __________ 2014 г.


Председатель Совета инженерно-экономического института _____________ Ю.В. Зазуля

СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой ГиСН О.В. Сарпова

Директор инженерно-экономического института Ю.В.Зазуля



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительного экзамена по выпускающей кафедре «Гуманитарных и социальных наук» предусматривает выявление теоретических знаний поступающего в аспирантуру, умение использовать их в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Вопросы предлагаемые к вступительным экзаменам а аспирантуру, соответствуют вопросам Рабочих программ базового образования. Экзаменационные билеты для поступающих составляются после собеседования, в основном, с учётом выбираемого направления исследования.


1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ


раздела дисциплины



Тема

Содержание темы

1.


Философия, круг ее проблем и роль в обществе


Понятие мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, художественно-эстетическое, жизненно-практическое. Философия как вид мировоззрения, ее особенности. Предмет философии и его проблемный характер. Понятие философии и ее основные функции. Природа философских проблем. Философия как вид интеллектуальной и духовной деятельности, ее место и значение в системе культуры. Роль философии в жизни человека и общества.

2.

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития



Становление древнегреческой философии. Натурфилософия. Учение о человеке: софисты, Сократ и сократические школы. Высокая классика. Теория идей, познание, диалектика и учение о государстве в философии Платона. Научная и философская картина мира Аристотеля. Эллино- римская философия.

Религиозный характер философии Средних Веков. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: номинализм и реализм. Концептуализм Пьера Абеляра. Оккамизм. Взаимовлияние восточной и европейской средневековой философии.

Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности: Ф.Петрарка, Л.Валла, Эразм Роттердамский. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.

Основные направления в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц), сенсуализм (Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).

Темы и проблемы немецкой классической философии. Философия Н.Канта: агностицизм, учение о трансцендентальном знании, соотношение теоретического и практического разума. Этика. Учение о государстве и праве. Субъективный идеализм И.Г.Фихте. Натурфилософия Ф.Й.Шеллинга. Философская система Г.В.Ф.Гегеля: идеалистическая диалектика и учение об абсолютном духе. Антропологический материализм Л.А.Фейербаха.


3.

Основные направления западной философии XX века


Критика классической метафизики, европоцентризма, рационализма. Сциентизм и антисциентизм в современной философии. Культура и цивилизация в «философии жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон, О.Шпенглер, В.Дильтей). Проблема человека в философии экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, Л.Камю, Ф.Кафка, М.Хайдеггер, К.Ясперс). Философские аспекты психоанализа (3.Фрейд. А.Адлер, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Феноменология и герменевтика (Э.Гуссерль). Современная католическая и протестантская философия. «Философская антропология» в Германии: Г.Плесснер, А.Гелен, М.Шелер. Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи). Истоки и Эволюция позитивизма в XX в. Философия языка (Л.Витгенштейн, аналитическая философия, структурализм). Дискуссия о постмодернизме. Деконструктивизм (Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар, Ж.Делез).

4.



Философское учение о бытии


Онтология как раздел философского знания. Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Мир как совокупная реальность, единство материального и духовного, природы и человека. Проблема единства мира: научный и философский подходы.

Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека, социального и духовного (идеального). Диалектика бытия. Проблема субстанции. Основные модели бытия: монизм, дуализм, плюрализм.

Развитие представлений о материи в истории философии, их связь с естествознанием. Формирование современного научно-философского понятия материи. Основные свойства и атрибуты материи. Единство материи и движения. Основные формы движения материи. Материя и принцип развития мира. Уровни организации материи. Пространство и время, их виды и свойства. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и общества.


5.

Развитие мира и его законы



Исторические формы диалектики. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии мира. Диалектика и догматика. Софистика, эклектика, метафизика как альтернатива диалектики. Диалектика и синергетика. Диалектические категории как отражение универсальных связей бытия. Диалектика как метод в познавательном процессе.

Основные принципы диалектики. Принцип всеобщей противоречивости. Принцип всеобщей связи. Принцип всеобщего изменения.

Принцип историзма. Понятие развития. Прогресс и регресс. Диалектика и социально-научные теории развития.

Понятие закона, его виды и связь с развитием. Законы классической диалектики: единство и борьба противоположностей (источник развития), переход количественных изменений в качественные (механизм возникновения нового), отрицание отрицания (преемственность в развитии). Современные формы диалектики.



6.

Бытие человека как проблема философии

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Человек как объект философии: исторический и логический аспекты. Проблема становления человека в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке. Структура человеческой деятельности и ее основные формы. Труд, сознание, коллективность — воплощения родовой сущности человека.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия. Гуманистическая традиция в философии и политике.



7.

Проблемы социальной философии


Понятие общества. Материальное и идеальное в бытии общества. Общество как саморазвивающаяся система. Общественное бытие и общественное сознание. Структура и формы общественного сознания. Понятие общественного производства и способа производства. Материальное и духовное производство. Социальное пространство и социальное время. Социальные институты. Концепция исторических типов социальности. Субъекты истории, ее законы и этапы развития. Законы природы и общества. Специфика социальных законов. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Общественный прогресс и его критерии.

Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социально-исторические типы личности. Диалектика исторической необходимости и свободы личности. Роль личности в истории. Личность и массы.

Личность и общество. Личность как объект и субъект общественной жизни. Проблема отчуждения. Социальная система как условие самореализации личности. Социализация и индивидуальность. Соборность и социальность. Социальное творчество и традиция. Личность и проблема ценностных ориентации. Духовность как характеристика культуры личности. Развитие и самореализация личности.


8.

Учение о ценностях: нравственных, религиозных, эстетических

Самоценность человеческой жизни. Этические человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни человека: философские варианты ответов. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Представления о совершенном человека в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

9.

Феномен сознания в философии

Чувства, рассудок, разум и мышление — их место и роль в сознательном процессе. Идеальное и материальное в сознании. Сознание и мозг. Сознание и язык. Уровни сознания: самосознание, подсознание, бессознательное. Соотношение этих понятий с духовной деятельностью. Предметность и рефлективность самосознания. Современные концепции бессознательного: феноменология и психоанализ. Фундаментальная роль категории сознания в философии. Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества и человеческой деятельности.

10.

Философская теория познания. Научное познание


Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Единство образного и знакового в чувственном познании. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Процесс познания как диалектическое развитие чувственного и рационального.

Проблема истины в философии и науке. Критерии истины, ее формы и виды. Понятие практики, ее структура и формы. Истина, ложь, заблуждение. Объективный и субъективный аспекты истины. Конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.



Вненаучные формы познания: обыденное, художественное, религиозное. Их отличие от научного познания. Наука как специализированная форма познания. Специфика научного познания. Единство знания и деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания. Понятие научного метода. Научный факт. Смена парадигм в науке. Специфика социального познания.

11.

Глобальные проблемы современности и будущее человечества

Понятие и критерии глобальных проблем, их классификация. Современный техногенный мир и природа человека. Основные виды научной рациональности, их этическая оценка. Сущность и перспективы НТР, ее возможные последствия. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса человечества. Современная ситуация: политические, экологические, экономические проблемы и необходимость их решения. Стимулы и потенциалы общественного развития. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Социальная экстраполяция. Проблема поиска новых ценностей в будущем философии. Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов.

12.



Философия экономики



Понятие хозяйства, его историческая эволюция. Категории: труд, экономический человек, богатство,бедность.Экономия как домоуправление. Принципы «ойкономии» в античных учениях. Концепция хозяйства Аристотеля. Понятие «политическая экономия» (начало XVII в). Концепция меркантилизма.Политическая экономия как первая научная форма экономического знания. Учения А.Смита, Д.Рикардо, К. Маркса, Дж.Ст.Милля. Понятие «Экономикс». Разработка новой теории стоимости – теория предельной полезности. «Экономический человек»: рациональность, аскетизм, желание. Учение М.Вебера генезиса капитализма. Характер неэкономического человека на современном этапе общества. Свобода индивида и экономическая свобода. Учение Л.фон Мизеса о свободном рынке. Теория Д.М.Кейнса о принципах регулирования экономики. Экономические аспекты либерализма Ф.Хайека.

13.

Философия техники


Рассмотрение теоретических и философских проблем техники мыслителями Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения и нового времени. Вклад в развитие философии техники в ХХ веке: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега –и – Гассет, Н.А. Бердяев, Х.Йонас, Л. Мамфорд, Ж. Эллюль. Техника: истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Влияние техники на органическую и неорганическую природу. Техника как область человеческой деятельности, цель которой – изменение природы в соответствии с потребностями человека. Природа технического знания. Этапы в эволюции взаимоотношений техники и науки. Первый (ок. 1660 – 1750 гг.) – эпоха научной революции, ориентация науки на технику. Второй – середина ХVIII – начало ХХ века – институциональная дифференциация науки и техники. Третий этап – ХХ век – сциентификация техники, интеграция научного и технического знания. Техника в контексте глобальных проблем. «Антропология техники» Л. Мамфорда, Х. Ортега-и-Гассета, М.Хайдеггера, Ж.Эллюля. Русская философия: «технический» Апокалипсис. Технократическая концепция: Т. Веблен, А.Берл, А.Фриш, Дж.К. Гэлбрейт. Критическая оценка технократизма в антиутопиях Р. Бредбери, О.Хаксли, Дж. Оруэлла. роль технической интеллигенции в развитии техники в современном мире и управлении ею.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Каталог: content -> page
page -> Аннотации рабочих программ дисциплин Аннотации учебных дисциплин учебного плана Блока 1
page -> История литературоведения
page -> Образовательная программа бакалавриата реализуемая вузом по направлению подготовки
page -> В. Д. Шадриков «­­ 10»­­­ марта 2000 г. Номер государственной регистрации
page -> Теория организации курс лекций
page -> Книга под ред. В. И. Лафитского "Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы" (том 2) включена в информационный банк отдельным материалом
page -> Зарубежная филология Направление подготовки/шифр 032700 Филология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница