Программа вступительных испытаний по обществознание москва 2013г. Раздел Человек, общество, история



Скачать 114.05 Kb.
страница1/5
Дата02.07.2018
Размер114.05 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Академия МНЭПУ»

Программа вступительных испытаний

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Москва

2013г.

Раздел 1. Человек, общество, история.

Тема 1. Общество и личность.

Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности.

Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Деятельность людей и поведение животных. Мышление и речь. Труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. Социальная саморегуляция.

Тема 2. Культура. Функции культуры.

Понятие и функции культуры. Основные составляющие культуры. Культурные универсалии. Три типа отношений к культуре: национализм, космополитизм, культурный релятивизм. Культурный отбор. Культура и контроль. Элитарная и массовая культура. Контркультура. Субкультура. Молодежная субкультура.



Тема 3. Роль и статус людей в системе общественных отношений.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Общественные отношения. Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Статус как социальное положение человека в обществе. Приписываемый и постигаемый статус. Роль – динамическая характеристика статуса.



Тема 4. Социальная дифференциация, стратификация и мобильность.

Различия между группами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Индивидуальные различия. Признание самоценности каждой личности, , ее уникальности, права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, обществе. Имущественное и статусное неравенство. Стратификация – социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях. Мобильность социальная – изменение индивидом места в социальной структуре общества.



Тема 5. Общество как система.

Общество – относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система. Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь.



Тема 6. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества.

Производительные силы общества и производственные отношения. Способ производства. Развитие способа производства – эволюционный и революционный путь. Эффективность производства. Производство духовное – производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов. Ориентация на создание идеального продукта.



Тема 7. Исторические типы общества.

Общество военное – тип общества, предшествующий промышленному (индустриальному) обществу. Его основу составляет повседневный организованный конфликт, направляемый политической и религиозной властью. Формирует человеческую психику, поведение и социальную организацию соответственно состоянию постоянной войны. Промышленное общество характеризуется высоким уровнем разделения труда, развитием промышленности, мирными целями. Главная функция правительства – воспитание граждан.



Тема 8. Понятие общественной формации.

Общественная формация – сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая формация бытия общества. Типологизация обществ обычно отождествляется с их видами: «тоталитарное», «демократическое», «открытое», «закрытое», «Развитое», «развивающееся», «американское», «японское». Общественная формация или социальная система.



Тема 9. Гражданское общество.

Определенный общественный строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является политический строй, основанный на развитой системе гражданского права. Поиски оптимального взаимодействия между государственнми, общественными и экономическими регуляторами поведение и деятельности людей.



Тема 10.Понятие и виды цивилизаций.

Начало цивилизации – переход человека из первобытного состояния к разумному существованию. Цивилизация – локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, проявившее себя в истории или существующее и в настоящее время. Н. Я. Данилевский «Россия и Запад». Три стадии цивилизации. Условие расцвета цивилизации – ее независимость. «Активные» и «пассивные» народы (кочевники). Принцип развития и существования цивилизации: один исторический тип цивилизации не передается другому. Легче всего передаются научные знания, тяжелее всего – религиозные. Критика «европоцентризма». Понятие и виды цивилизаций. Проблемы взаимодействий и конфликтов между цивилизациями. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества. Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.



Тема 11. Понятия «общество», «народ», «страна», «человечество».

Понятия: "общество", "страна", "народ", "человечество". Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире. Демографические процессы в жизни общества. Народы России. Формирование и расселение русского народа. Особенности населения национальных республик России. Малочисленные народы Севера и Дальнего Востока. Языковая принадлежность народов России.



Тема 12. Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания и др. Современная Россия: выбор пути развития. Современное общество и экология.


Каталог: site
site -> Валявский Андрей Как понять ребенка
site -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
site -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
site -> Программа «Психология личности»
site -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
site -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница