Программа вступительных испытаний по направлению подготовки



Скачать 174.7 Kb.
страница1/2
Дата14.04.2018
Размер174.7 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»




Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35

от «25» марта 2014 г.


Ректор В. М. Юрьев



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

37.06.01 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПРОФИЛЬ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», по профилю «Социальная психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей психологии ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 13 от «14» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки» по профилю «Социальная психология».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.

Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить психологическими категориями при анализе того или иного явления, объясняя чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении психологического научного знания, какие конкретно условия, явления и предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей, направлений и выводов.
Основные задачи испытания:


  • оценить потенциальные возможности и способности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

  • выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

  • проверить базовые знания поступающего, предъявляемые к нему данной программой.


2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», по профилю «Социальная психология», поступающий должен:

быть высоко эрудированным, обладать культурой психологического мышления;

знать теоретические основы и закономерности развития и функционирования психологической науки, принципы соотношения методологии и методов психологического познания;

иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной психологии;

уметь квалифицированно анализировать современные социально-психологические проблемы, возникающие в обществе, в рамках психологической науки;

владеть методическим аппаратом и тестовым инструментарием в его использовании для анализа социально-психологических явлений, решения практических задач диагностики, консультирования и экспертизы;

освоить методические основы анализа психологических процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и психических процессов в детерминации поведения личности;

владеть инновативными технологиями в практике психологической работы.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессионально-психологических знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;



умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)


  1. Место социальной психологии в системе научного знания.

Предмет социальной психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками. Социальная психология и общая психология, функции социальной психологии. Социальная психология и социология. Перспективы и ближайшие задачи развития социальной психологии в России.

  1. История социальной психологии.

Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки социально-психологических идей в античной философии /Платон, Аристотель, Эпикур/.Социально-психологические проблемы в трудах философов нового времени /Макиавелли, Гоббс,Гельвеций, Бентам, Смит, Фейербах, Гегель/. Социально-психологическая проблематика в историко-эволюционной социологии Х1Х века /Конт,Спенсер/. Социально-психологические концепции в обществознании в Западной Европе /Х1Х-начало ХХ века/. Становление социальной психологии как самостоятельной науки. Предпосылки возникновения социальной психологии. Основные направления cоциальной психологии: индивидуально-психологическое /У.Джеймс,Мак-Дауголл, Г.Тард и др./ и социологическое /Дюркгейм,Дж.Мид и др./. Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических теорий: «психология народов», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения». Социально-психологические идеи в работах З. Фрейда. Перенос акцентов исследований /20-е годы ХХ века/: от психологии народов к малой группе. Разработка эмпирических методов. Период экспериментального развития социальной психологии в ХХ веке. Внедрение социальной психологии в систему производства /Э.Мейо/, пропаганды /Г.Лассуэл/ и других сфер общественной жизни. Социально-психологические идеи в России на рубеже Х1Х-ХХ веков.Социально-психологические взгляды Н.К. Михайловского, теоретики либерального народничества. Концепция «героев и толпы». Подражание, внушение, «социальный гипнотизм» как социально-психологические феномены. «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева. Представление о коллективе как «собирательной личности». Экспериментальные исследования влияния группы на личность. Виды социальных групп. Критическая оценка "рефлексологии" в трудах Л.С. Выготского. Развитие отечественной социальной психологии после Октябрьской революции. Перестройка методологических и теоретических принципов психологии в СССР в 20-е годы. Дискуссия о предмете социальной психологии. Позиции В.М. Бехтерева,К.Н. Корнилова, П.Н. Блонского, Г.И. Челпанова, В.А. Артемова. Категория деятельности – одна из ведущих категорий в изучении социально-психологических явлений.

  1. Современные направления социальной психологии на Западе. Необихевиоризм в современной социальной психологии. Модификация исходных принципов бихевиоризма. Применение основных понятий теории научения в социальной психологии. Проблема социального научения в работах Н. Миллера, Дж. Долларда, А. Бандуры. Современные математические теории в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Социально-психологическая программа Б. Скиннера. Психоаналитические теории в социальной психологии. Проблемы социальной психологии в трудах З. Фрейда как отправная точка современных психоаналитических концепций в социальной психологии.Социально-психологические идеи К. Юнга, А. Адлера. Сравнительный анализ социально-психологических идей К. Хорни, Г. Сэлливена, Э. Фромма. Динамическая теория В. Байона. Теория развития группы В. Беннига и Шепарда. Характеристика Т-групп: ограниченность анализа фаз группового развития на материале Т- групп. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца / «ФИРО» -фундаментальная ориентация межличностных отношений/. Трудности психоаналитического подхода в социальной психологии. Тенденции к растворению психоаналитического подхода в других теоретических ориентациях. Когнитивная ориентация в социальной психологии. Теоретические источники /гештальт-теория и теория поля К. Левина/ и концептуальный аппарат когнитивных теорий. Проблематика исследований /когнитивные структуры, перцептивные процессы, социальные установки/. Когнитивные теории – «теории среднего ранга». Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; теория конгруэнтности И. Осгуда и П. Танненбаума. Проблемы «психологики» в теориях соответствия /Р. Абельсон и М. Розенберг/. Интеракционизм как «социологическая» ориентация в социальной психологии. Концепция Дж. Мида - источник интеракционистской ориентации. Абсолютизация межличностных отношений. Символический интеракционизм. /Г.Блумер,М,Кун/. Ролевые теории. Понятие роли. Межролевой и внутриролевой конфликт. Социальнопсихологические концепции в «социальной драматургии» Э. Гоффмана. Теории референтной группы. /Г.Хайманн,Т.Ньюком и др./




  1. Методологические проблемы социально-психологических исследований. Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Понятие методологии научного исследования. Понимание «методологии» в зарубежной социальной психологии. Значение принципов отечественной психологической школы для социально-психологических исследований ( принцип детерминизма, принцип историзма, принцип социально-исторической обусловленности сознания, принцип единства сознания и деятельности). Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема соотношения теории и эмпирического материала. Специфика эмпирических данных в социально-психологическом исследовании. Основные типы социально-психологических исследований (экспериментальные, «статистические», наблюдение). Специфика решения вопроса о надежности и обоснованности даннных, проблема репрезентативности. Значение правильного соотношения количественного и качественного анализа в социально-психологическом исследовании. Методы исследования социальной психологии. Соотношение методологии и методов исследования. Основные методы социально-психологических исследований: наблюдение, различные виды опросов, тесты, эксперимент, моделирование, условия применения тестов в социальной психологии. Необходимость тщательной разработки методологических нормативов в социально-психологическом исследовании, недопустимость абсолютизации «тестирования», соблюдение принципа валидности при использовании социально-психологических методик. Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные типы экспериментов. Ограничение возможностей лабораторного эксперимента. Проблема измерения в социальной психологии. Построение шкал как специфическая форма измерения социально-психологических характеристик.




  1. Проблема личности в социальной психологии. Специфика постановки проблемы личности в социальной психологии. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности. Определение роли психологической науки в этом комплексном подходе. Критический обзор основных зарубежных социально-психологических концепций личности. Социально-психологические аспекты социализации. Понятие социализации и ее социально-психологический аспект. Зависимость решения вопроса о природе специализации от решения более широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и общества, об активности личности и т.д. Критика теоретических концепций социализации в зарубежной социальной психологии. Основные этапы социализации личности. Отсутствие единого подхода к определению основных этапов социализации в отечественной психологической литературе. Важность выделения этапов социализации для понимания основного содержания процесса социализации – включение индивида в систему общественных отношений через усвоение социального опыта и активного воспроизводства общественных отношений. Механизмы и институты социализации. Формирование самосознания в процессе социализации. Значение групповых и общественных норм. Зависимость механизмов и институтов социализации от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности. Понятие социальной установки. Значение исследований установки школой Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к исследованию социальной установки в советской психологической науке. Категории «отношение», «направленность» ии т.д. Важность исследования социальных установок личности для анализа детерминант социального поведения и для изучения мотивации на социально-психологическом уровне. Традиции исследования социальных установок – «аттитюдов» – в современной социальной психологии на Западе. Полемика вокруг понятия «аттитюд». Необихевиористский и когнитивистский подход к изучению аттитюдов. Критический анализ теоретических и методологических позиций американской социальной психологии в исследовании аттитюдов. Методы измерения аттитюдов. Методологические затруднения американской социальной психологии в исследованиии аттитюдов и попытки их преодоления. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий элементы социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Проблема ценностной ориентации. Недостаточность понятия социальной установки для объяснения механизмов социального поведения. Построение системы диспозиционного механизма. Связь этого механизма с содержательной стороной деятельности личности. Включение в анализ детерминант поведения всех совокупностей социальных связей личности в малых и больших группах, а также общих характеристик общения и взаимодействия. Социально-психологическое исследование личности и проблема прогнозирования социального поведения.




  1. Социальная психология групп. Проблема группы в социальной психологии. Критика понимания «группы» в социальной психологии как простого собрания людей, например, в условиях лабораторного эксперимента. Социальная психология и групповая психология. Группа как система деятельности и как субъект деятельности. Психологические характеристики коллективного субъекта деятельности. Общности и группы. Психологический признак общности - возникновение «мычувства». Группа и организация. Феномен группового сознания. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие «санкций» в социальной психологии. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Методологические проблемы исследования больших социальных групп. Проблематика психологии больших социальных групп. Изучение временных неорганизованных групп-толпы, аудитории, группы. Устойчивые социальные группы, занимающие особое место в системе общественных отношений /классы, социальные слои, профессиональные группы/. Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп. Связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Традиции их исследования в социальной психологии. Психология нации. Понятие психологический склад нации и национальный характер. Проблема этноцентризма. Понятие «этнического стереотипа». Критический анализ неофрейдистских концепций культур-антропологии /Р.Бенедиат, А.Кардинер,М.Мид, Р.Линтон/. Проблемы исследования малых групп в социальной психологии.Традиции в социологическом и социально-психологическом исследовании малых групп на Западе: социометрическое направление /Дж. Морено/ социологическое направление /Э.Мейо/ школа «групповой динамики» /К.Левин/. Понятие малой группы. Нижний и верхний пределы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Проблема развития группы. Сущность принципа деятельного опосредcтвования групповой активности. Динамические процессы в малой группе. Механизмы формирования малых групп. Феномен группового давления. Анализ экспериментов С. Аша по исследованию конформности. Различные виды влияния группы на личность. Групповая сплоченность. Социометрические индексы групповой сплоченности. Понятие ЦОЕ группы как показателя групповой сплоченности в условиях совместной деятельности. Лидерство и руководство в малых группах. Необходимость разделения понятий «лидер» и «руководитель».Теория «черт» лидерства. «Ситуационная теория лидерства». «Синтетический» подход к исследованию лидерства. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе К. Левина. Принятие группового решения. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление «поляризациии группы». Феномен «сдвига риска». Методы повышения эффективности принятия решений группой: «брейнсторминг», «синектика» и др. Эффективность деятельности малой группы. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенность членством в ней, как две важнейшие стороны эффективности групповой деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности группы. Размер, структура группы. Значение психологической совместимости членов группы, каналов коммуникаций для эффективности деятельности группы. Социально-психологический анализ межгрупповых отношений. Изучение проблем межгрупповых восприятий в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномен «внутригруппового фаворитизма». Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Развитие группы и социально-психологические проблемы коллектива.




  1. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей. Структура и функции общения. Специфика социально-психологического подхода к общению. Общение человека и общение животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Развитие общения в онтогезе. Общение и деятельность. Дискуссии о формах связи общения и деятельности. Содержание, формы и механизмы общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Понятийный аппарат для описания коммуникации. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Опытно-кинетическая система знаков. Паралингвинистическая и экстралингвинистическая системы знаков. Пространственно-временная система организации коммуникативного процесса. Визуальный контакт. Общение как обмен действиями. Теории диадического взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Классификация форм совместной деятельности с точки зрения типов объединения индивидуальных вкладов участников. Общение как восприятие человека человеком. Изменение значения понятия «социальная перцепция». Основные направления экспериментальных исследований межличностного восприятия. Механизмы межличностного восприятия. Процесс стереотипизации. Каузальная атрибуция. Эмоциональная сторона межличностного восприятия-межличностная атракция. Точность межличностного восприятия. Средства повышения точности межличностного восприятия. Механизмы воздействия в процессе общения. Заражение как способ группового воздействия. Явление паники. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие. Феномен контрсунгестии. Условия эффективности внушения. Подражание.




  1. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии. Прикладные проблемы: формирование коллектива; управление коллективом; межличностные отношения; производственные конфликты; социально-психологический климат; проблема адаптации нового сослуживца; социально-психологические особенности устного выступления; социально-психологические аспекты противоправного поведения; социально-психологические аспекты службы семьи; семейного консультирования. Проблема гражданской и нравственной ответственности психолога-практика. Социально-психологический тренинг. Компетентность в общении и СП. Разновидности тренинга. Групповая дискуссия и ролевая игра. Базовые методические средства социально-психологического тренинга. Тренинг чувствительности /сензитивности/. Поведенческий тренинг. Видеотренинг и т.д. Психотерапия и социально-психологический тренинг. Методология, теория и практика социально-психологического тренинга в западной психологии. Морено, Левин, Роджерс у истоков зарубежной теории и практики социально-психологического тренинга. Современная теория и практика тренинга в бихевиористской, гуманистической и когнитивистской ориентациях. Программы тренинга чувствительности в гуманистической психологии. Проблемы психологического воздействия в теории Роджерса. Группы встреч Роджерса, как группы "роста личности".Т-группа как форма тренинга чувственности. Задачи и процедура социально-психологического тренинга. Перцептивно ориентировочный тренинг: его задачи и процедурные аспекты. Роль ведущего в данной форме тренинга. Социально-перцептивные эффекты тренинга, динамика самовосприятия групповой структуры. Обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты социально-психологического тренинга. Основные психологические механизмы, действующие в группе социально-психологического тренинга. Обратная связь как важнейшая составляющая тренинга. Опыт переживания. Эффект группового воздействия. Механизмы идентификации, переноса и контрпереноса, децентрации и др.


4. Вопросы к вступительному испытанию

1.Место социальной психологии в системе научного знания.

2.Основные вехи истории социальной психологии.

3.Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и

социологических исследований.

4.Первые социально-психологические теории.

5.Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.

6.Необихевиоризм в современной социальной психологии.

7.Современные психоаналитические теории в социальной психологии.

8.Когнитивная ориентация в социальной психологии.

9.Интеракционализм как «социологическая» ориентация в социальной психологии.

10.Методологические проблемы социально-психологических исследований.

11.Социально-психологические закономерности социализации.

12.Психология социальной установки.

13.Психология социального познания.

14.Проблематика психологии больших социальных групп.

15.Проблемы исследования малых групп в социальной психологии.

16.Конфликт: истоки, динамика и способы разрешения.

17.Коммуникативные аспекты общения.

18.Социально-перцептивные аспекты общения.

19.Динамические процессы в малой группе.

20.Принятие решения в группе.

21.Социально-психологические факторы эффективности малой группы.

22.Проблема коллектива в социальной психологии.

23.Психология межгрупповых отношений.

24.Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

25.Общая характеристика активных методов групповой социально-психологической

работы.


26.Компетентность в общении и способы ее развития.

27.Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

28.Психология массовой коммуникации.

29.Психология руководства и лидерства.



30.Невербальная коммуникация.


Каталог: nauka -> uploaddata -> aspirant -> priem-kompania-2014 -> specialnosti
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
nauka -> Шифр специальности
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по философии
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки
aspirant -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности
specialnosti -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница