Программа Всероссийская научно-практической конференции "Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития"



Скачать 181.93 Kb.
страница1/9
Дата04.05.2018
Размер181.93 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Научная программа
Всероссийская научно-практической конференции

"Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития"
Одна из ведущих общемировых тенденций в развитии образования и его институтов состоит в их модернизации. Перемены в сфере отечественного образования обусловлены, с одной стороны, необходимостью плодотворного сотрудничества с мировым сообществом; с другой стороны, - рядом социально-экономических и социокультурных факторов.

В условиях перехода России к правовому государству, к демократичному обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими сложностями этого процесса. Данная ситуация находит отражение в целом ряде концептуальных и законодательных документов, посвященных состоянию образования в современной России (в частности, в рамках стратегии ««Российское образование - 2020», в документе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др.). Как указывается в Справке Госсовета России еще в 2001 г., «... образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Это и другие положения Справки актуальны до настоящего времени, так как до настоящего времени они не получили полного практического воплощения.

Цель модернизации образования определяется как создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства (С.А.Беляков, С.Л.Катанандов, А.А.Пинский, Б.В.Сазонов и др.). Понятие модернизации образования объединяет целый ряд взаимосвязанных современных тенденций развития как образования, так и всех сторон жизнедеятельности общества – инновационность, глобальность, интегративность, интенсивность, вариативность и многообразие, конкурентность, непрерывность.

Ускорение темпов общественного развития определяет необходимость опережающего развития системы образования, которая, чтобы соответствовать потребностям времени и общества, должна гарантировать «качество человека», способного меняться вместе с социокультурной реальностью. Развивающееся общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают конструктивностью и динамизмом, способны к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое и культурное процветание. Такие качества востребованы не только отдельным человеком, но и профессиональными сообществами, предприятиями и организациями, регионами, государством.

Образование, являющееся объектом педагогической науки, не обладает возможностью осовременивания ценностных оснований жизнедеятельности человека (Калина И.И.). Педагогическая наука «вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни» (С.И. Гессен). Педагогическая наука вносит знание в деятельность человека по преобразованию ценностных оснований бытия. Преобразование ценностных оснований бытия, осовременивание бытия базируются на знании, которым человек овладевает в процессе образования, на освоенных им ценностях, образующих содержание «культурно-генетического кода» (В.С. Степин). Этот культурно-генетический код определяет, какие знания и ценностные ориентации, целевые установки, образцы поведения и деятельности будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать социальную жизнь, объединять людей на пути решения национальной задачи «повышения среднестатистического качества (уровня) жизни российских граждан» (Аналитический доклад ИРФР «Национальная идея и национальная задача»).

Модернизация образования, предполагающая «изменения в системе образования с целью его осовременивания и повышения эффективности без коренных изменений, присущих реформированию» (В.И. Загвязинский), приведение образования в состояние максимально возможно соответствующее перспективным потребностям человека, общества, государства – важная социально-нравственная проблема. Ее решение делает возможной консолидацию общества. В содержательном фоне консолидации общества, единения культур, различающихся и расходящихся между собой в понимании ценностей, а потому озабоченных сохранением своей идентичности и суверенности, фиксируется нравственный аспект – это ценности, вокруг которых сплачиваются люди. Нравственный аспект консолидации общества, обеспечивая согласование интересов людей и взаимопроникновение ценностей, транслируемых обществом, культурное равенство людей, реализацию потребности человека в связи с окружающим миром, снимает комплекс «гражданской неполноценности», устраняет моральную разобщенность людей, разрыв между человечеством и человеком.

В контексте построения гражданского общества, общества знания образование играет едва ли не решающую роль, поскольку оно обладает возможностью формирования ценностных ориентаций и принципов, которые в своей совокупности и единстве образуют гуманитарную составляющую модернизации; возможностью воспитания нравственных качеств личности, среди которых особое значение имеет человеческое достоинство, являющееся стратегическим ресурсом модернизации.

Консолидировать общество могут только люди, которые, будучи соответствующим образом воспитанными и образованными, изменяя обстоятельства жизни, созидают жизнь, достойную человека. Все это повышает роль и значение образования и воспитания как самого человека, так и того, кто воспитывает, образовывает этого человека. «Человека могут воспитывать только люди, но люди равным образом получившие воспитание. Поэтому недостаточно воспитанные люди в свою очередь плохо воспитывают своих питомцев» (И. Кант).

Решению таких задач, как консолидация общества, обеспечение консенсуса в ценностях, в мировоззрении людей, различающихся по своим взглядам, но не различающихся по человеческому достоинству, способствует образование, модернизация которого направлена на то, чтобы, оно, отвечая современности, было современным.

В эпоху интенсивного развития общества, быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению и образованию в течение всей жизни. В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Общее среднее образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к систематическому образованию, осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, к реальной самостоятельной жизни.

Педагогическая профессия относится к числу «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, имеющих эмоциогенные характеристики. Данную профессию относят к категории «риска» как профессию наиболее подверженную профессиональной деформации и психологическому выгоранию.

Основная причина проблемы профессионального становления педагога нам видится в проблемах самого профессионального педагогического образования. Основной смысл проблемы заключается в неправильной организации профессиональной подготовки, где педагогам предлагаются готовые решения и требуется только их применение. И тогда получается что, как в теории и практике они не являются субъектами своей профессиональной деятельности. При этом практика шире, чем любая теория, полученная в готовом виде. Не важно, сколько теорий и методик знает педагог, важно, что с их помощью формируется исследовательская позиция. Это означает, что человек при решении конкретной проблемы не использует готовый рецепт, а делает выбор из нескольких решений или строит их компиляцию.

Решение этой проблемы нам видится через широкое использование неопределенных ситуаций как средства развития исследовательской позиции.


Каталог: images -> content -> files -> Конференции
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
content -> Рабочих программ учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы бакалавриата
Конференции -> Программа международной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница