Программа выпускного экзамена по направлению подготовки «Культурология»



Скачать 212.08 Kb.
Дата01.07.2018
Размер212.08 Kb.
ТипПрограмма



Программа выпускного экзамена по направлению подготовки

«Культурология»


«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл.

Основные этапы развития теории культуры. Главные теоретические модели культуры XVIII--XIX вв. Просвещение как культурный феномен: основные особенности и культурные установки.

Основные теоретические модели культуры XX в. Философия культуры О. Шпенглера. Концепция морфологии культур (представление о замкнутой и самодостаточной культуре/цивилизации). Теория культуры неокантианства. Герменевтическая традиция философии культуры. Феноменологическая традиция философии культуры. Колониализм, постколониализм, этнология и культурная антропология. Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семиотики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.
Модерн как основная категория описания социокультурного процесса современных обществ. Просвещение и его основные характеристики. Историческое время модерна.

Теории эволюции и их связь с христианской парадигмой истории. Феномен историзма и его последствия для систематизации культурно-исторических исследований.

Инвариантная структура различных теорий модернизации. Капитализм и основные теории возникновения капитализма. К. Маркс: концепция социально-экономических формаций. . Культурно-религиозная теория формирования капитализма М. Вебера. Роскошь и рождение капитализма (В. Зомбарт, Ф. Бродель). Престижное потребление и его социальная роль (Т. Веблен). Процесс становления обществ модерна как процесс цивилизации и индивидуализации (Н. Элиас). Мишель Фуко и концепция дисциплинарного общества модерна.
Современный город и феномен публичности. Городское пространство и критерии «истинного города». Горожанин и городская публика. Культурные измерения городских публичных пространств. Институты публичности и политическая культура. Причины деградации публичных институтов. Рационализация управления и планировка городского пространства (Джеймс Скотт "Благими намерениями государства").
Политические идеологии модерна (либерализм, консерватизм, социализм) и их социокультурные аспекты.
Культурный стиль политической позиции. Политические аспекты различных направлений в искусстве: романтизм и консерватизм; авангард и социализм. Идея культурной политики и базовые установки модерна. Проблема «большого стиля» в искусстве в обществах модерна.

Экономическая основа модерна. Индустриальное общество и его культурные аспекты. Массовое производство и массовое потребление. Демонстративное и престижное потребление (Т. Веблен). Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема массовой культуры. Пропаганда и культурная политика в XX веке. Критика «культурной индустрии» (по книге М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения»). Массовая культура и медиакультура.


Специфика современного государства («вестфальская система» и ее культурные импликации).Современная война и ее культурные аспекты. Нации и национализм: основные теории. Национальная культура и символические аспекты национальной истории. Формы фиксации исторической памяти. Институционализированные формы сохранения культурной памяти – музеефикация культуры.
Основные институты модерна. Демографическая модернизация и трансформация семьи. Образовательные институты современности: школа и университет. «Идея университета». Церковь и религия: процессы секуляризации и десекуляризации в современном обществе и их культурные аспекты. Наука как теоретическая и коммуникативная система.
Основные концепции постиндустриального общества. Основные критерии постиндустриального общества. Понятие креативной экономики и креативного класса (Р. Флорида). Концепция «общества переживаний». Критика теорий постиндустриального общества.
Культура и социальная стратификация. Теория социокультурной иерархии и конфликта (К. Маркс), концепция гегемонии (А. Грамши) и культурного капитала (П. Бурдье). Демократизация культуры и переопределение функций культуры в социальной структуре современного общества.
Культура и социальное поведение. Ритуализация и рутинизация поведения и способы его символической фиксации. Культурная легитимация социального поведения. Культура повседневности. Молодежные субкультуры: стиль и ритуал.
Культура и ее роль в социальных и политических конфликтах. Концепция «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона и ее политический смысл. Критика патриархатной культуры в феминистских теориях. Проблема мультикультурализма в современном обществе. Концепции толерантности и парадокс толерантности. Концепции толерантности в современных политических и академических дебатах.

Основные теории идентичности. Социокультурные характеристики субъекта модерна, проблема персональной и коллективной идентичности.

Просвещение и концепция универсализации культуры (М.Ж.А.Н. Кондорсэ, И. Кант и др.). Глобальные и локальные культуры в свете современной социальной теории. Проблема перехода от традиционных к современным обществам как всемирно-исторического процесса. Идея общественно-исторического прогресса и единой истории человечества. Европоцентризм и идея маргинализации культурных и региональных различий.
Понятие глобализации и особенности ее культурного измерения. Пространственно-временные и организационные аспекты культурной глобализации. Распространение западной массовой культуры и расширение коммуникаций в культурном бизнесе как основная составляющая глобального культурного взаимодействия. Глобализация культурных рынков. Индустрия массового туризма как фактор культурной глобализации. Мировые массмедиа как проводник культурной глобализации и средство глобального распространения смыслов. Возникновение мирового информационного порядка — международной системы производства, распространения и использования информации.
Особенности формирования национальных государств и национальных культур в обществах модерна. Культурная глобализация и культурная идентичность. Воздействие культурной глобализации на политические институты и сферу принятия решений. «Третьи культуры» как формы существования культурной глобализации.
Характер и последствия культурной глобализации. Развитие инфраструктуры и институтов производства, передачи и потребления культурной продукции в современном мире. Развитие и укрепление диаспорных культур и общин. Роль Интернета в обеспечении мировых коммуникационных потоков. Унификация национальных культур. Смешение различных культур и жизненных стилей. Производство культурных различий и национальных и религиозных особенностей.
Семиотика как междисциплинарная исследовательская стратегия в науках о культуре. Границы семиотического подхода к изучению культуры. Структурализм и постструктурализм.

Cultural studies: динамика базовых теоретико-методологических установок во второй половине ХХ – начале XXI века.

Формирование cultural studies как интердисциплинарной области знания. Роль Бирмингемского центра по изучению современной культуры (Великобритания) в становлении «культурных исследований». Р. Хогарт, Р. Уильямс, Э.П. Томпсон. Разработка проблематики «власть, политика и культура».

Мультикультурализм: теории, социальные практики, образование. Критический мультикультурализм: полемика с примордиалистскими и эссенциалистскими теориями этничности и расы.

Феминизм и постфеминизм в западных социокультурных исследованиях.
Античность – история концепта (Средние Века и эпоха Возрождения): хронологические и географические границы античной культуры. Минойская культура: города, религиозные культы, письменность. Микенская культура: города, культы и погребальные обряды, письменность.

Греция: жречество и мифология. Политеизм. Гомеровский эпос. “Теогония” Гесиода. Аполлон и дельфийский культ. Элевсинский культ. Культ Диониса. Культ усопших. Олимпийские игры. Представление эллинов о посмертном бытии. Панегиреи – священные игры. Алтари и храмы. Греческая литература. Основные литературные жанры (эпос, лирика ,драма). Статус поэта и поэзии. Гомер и Гесиод как учителя греков. Изобретение театра в древней Греции и его связь с культом Диониса. Трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Рим. Политеизм, отсутствие четкой разветвленной мифологической системы. Договорной характер отношений между божеством и человеком. Авторитет жречества – связь с властью. Римский "моральный кодекс". Идея римского мессианства. Патриотизм, традиционализм, почитание богов.

Городской характер античной культуры. Архитектура, пластические искусства, живопись. Ордеры и стили греческой архитектуры. Модернизация греческих ордеров в римской архитектуре: изобретение арки, полуколонны, свода. Прагматизм римской архитектуры. Три принципа римской архитектуры: польза, прочность и красота.

Нравы и стиль жизни (Греция и Рим): семья, брак, воспитание детей, праздники, досуг, образование мода, спорт, пища.

Культура Византии. Значение и происхождение термина “Византия”. Хронологические и территориальные пределы культуры Византии. Двуединство византийской культуры: античность или средневековье? Память о традиционных античных добродетелях в византийской культуре. Значение христианской идеи «внутреннего» человека для византийской культуры.

Церковная архитектура и иконопись Византии. Споры между иконоборцами и иконопочитателями. Жанры византийской литературы: христианская гимническая поэзия (Роман Сладкопевец), богословская проповедь (Иоанн Златоуст). Светская литература Византии: эпос «Дигенис Акрит». Философия и богословие Византии. Михаил Пселл. Григорий Палама и исихазм.

Византийское общество: национальный и социальный состав. Культ императора. Семейные отношения. Роль семьи. Заключение брака. Свадебный обряд. Досуг. Праздники. Жилище. Одежда. Еда. Интеллектуальная жизнь. Образование. Наука. Искусство. Монашество.


Средневековье – история концепта, проблема периодизации и локализации (Э. Панофски, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга). Феодальная культура европейского Средневековья. Европейские государства и церковь. Пространства средневековой культуры: монастырь, деревня, феодальный замок, город. Художественная культура Средневековья.

Городская культура позднего Средневековья: храм, университет, площадь, частный дом.

Расцвет западноевропейских городов XII-XIII вв. Средневековый город: экономический (центр ремесла, торговли, обмена и потребления), интеллектуальный и «международный». Иерархия городов: епископские города, столицы, итальянские города-государства. Городское самоуправление и городские формы социального неравенства. Ярмарки и карнавалы. Городское образование: школы и университеты. Университет как новый социальный институт. Две модели средневекового университета: Париж и Болонья. Архитектура городов и расцвет готики. Проблемы города: нищие бродяги и чума.
Хронологические рамки и основные характеристики культуры эпохи Возрождения. Историографическое значение терминов «гуманизм» и «Возрождение».

Экономическая и политическая ситуация в условных границах Европы в конце XIV – XV вв. Итальянские города-государства: социально-экономические и политические особенности. Флоренция, Милан, Венеция, Феррара, Рим. Итальянская городская культура и ее взаимоотношения с церковью. Духовные и эстетические ценности античности в культуре Возрождения. «Титаны» итальянского Возрождения: ремесленник, художник, придворный, ученый. Нравы и стиль жизни в эпоху Возрождения.


Гуманизм и Реформация. Флорентийская Платоновская Академия (расцвет с 70-х гг. XV века). Гуманизм как образовательный проект: «Studia humanitatis» (поэзия, риторика, политика, история и этика). Роль личных достижений и заслуг в «карьерах» гуманистов. Северный гуманизм (Эразм Ротердамский, Томас Мор, Лефевр д’Этапль). Деятельность «северных гуманистов» и движение Реформации (Ж. Кальвин и М. Лютер). Поэзия (словесность), монархия и становление национальных европейских государств: Франция (Пьер Ронсар и Плеяда) и Англия (Филип Сидни и Уильям Шекспир). Урбанистические проекты итальянского Ренессанса. Архитектура и планировка города. Развитие утопии от архитектурной модели к социально-политическому проекту: Т. Мор «Утопия» (1516), Ф. Бэкон «Новая Атлантида» (1617), Т. Кампанелла «Город Солнца» (1623), "Христианополис" (1619) Иоганна Валентина Андреэ, "Океания" (1656) Джеймса Гаррингтона.

Герметизм, алхимия, магия, астрология. Развитие науки: новая космология (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно).


XVII век – век абсолютизма. Придворная культура XVII-XVIII вв. Барокко и классицизм. Императорский двор как «театр власти». Риторика абсолютистской власти. Секуляризация церемониала коронации. Абсолютизация публичного в придворной культуре. Нормативная эстетика классицизма. Торжественная ода: Франсуа Малерб. Классицистическая трагедия: Пьер Корнель и Жан Расин. Парадный портрет: Шарль Лебрен. Искусство придворных празднеств и фейерверков. Балы и маскарады. Проявления барокко в живописи, архитектуре и литературе. Барочная музыка: И.С. Бах. Рождение европейской оперы. Барочное остроумие как культурный феномен.
Новое время. От традиционного общества к обществу модерна.

Появление буржуа как новой общественной группы. Возрастание роли печатного слова в XVI—XVIII веках. Становление публичной сферы.

Личность в цивилизации модерна: от предопределенности к бремени выбора. Модерн как цивилизация риска, проекта и нормы. Норма и девиация в культуре модерна. Дисциплинарные практики.

Профессиональный долг. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде. Протестантская трудовая этика и новое отношение к времени.

Публичный мир «старого режима». Эпоха Просвещения. Просвещение как культурный проект. Рождение публичной сферы. Общественная жизнь и общественное мнение. Великая Французская революция как культурная революция.

Открытие «частной жизни» в XVII--XVIII веках. Роль чтения в период XVII—XVIII веков. Жанры «домашней литературы»: письмо, дневник. Сентиментализм. Семья, любовь и дружба в эпоху сентиментализма. Универсальные сюжеты в литературе сентиментализма. И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера». Феминизация культуры Нового времени. Романтизм. Концепция личности и общества в культуре романтизма. Дендизм. Стратегии жизнетворчества в культуре романтизма. Между литературой и жизнью: автобиографический миф романтиков. Природа в понимании романтиков.

Городской характер культуры XIX века.

Семиотика города. Органические метафоры городской жизни в культуре XIX века. Денди и фланер. Практики наблюдения в городской культуре XIX века. Детективный жанр и городская культура XIX века.

Промышленный капитализм и городская жизнь: большие магазины, вокзалы, трамваи, кинематограф.

Психоанализ. Страхи и фобии современного человека.

Культурные аспекты постиндустриального общества.

Опыт мировых войн в процесс формирования коллективной и персональной идентичности. Память и воспоминание и их роль в современной культуре.

Масс-медиа и их роль в современной культуре.

Общество потребления. Постмодернизм.

Общество переживаний.
Русская культура

Своеобразие культурной ситуации Древней Руси. Культурная политика самодержавия вт. пол. XVII – нач. XX в. Историко-культурное своеобразие русского Просвещения. Культурные мифы русского Просвещения (масонский, амазонский, крымский). Миф о дворянской усадьбе. Влияние сословий и социальных групп на эволюцию русской культуры. Феномен русской интеллигенции. Литературоцентризм русской культуры. Религия в системе культуры императорской России. Советская культура.

Литература
Учебники
История культурологии. Под ред. А.Огурцова. М.: Гардарики, 2006.

Доброхотов А.Л. Калинкин А.Т. Культурология. М. 2010.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М. 2004.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность - Средневековье - Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Изд-во РГГУ, 1998.

Кнабе Г.С. Кондаков И.В. Кузнецова Т.Ф. Культурология: история мировой культуры. М., 2007.

Кнабе Г.С. Семиотика культуры. Конспект учебного курса. М., 2005.


Источники
Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. М.: Высшая школа экономики, 2011.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001.

Антология гендерной теории / Сост., комм. Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Арьес Ф. Время истории. Москва, 2011.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Пер. с англ. 1992.

Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Ассман, А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Ассман, А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова; пер. английских цитат Д. Тимофеева. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства // М.: Прогресс, 1968.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

Бахманн-Медик, Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени: эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

Брубейкер Р. Этничность без групп. М, 2012

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3 № 5.

Вебер, Макс. Город / пер. с нем. М.: Strelka Press, 2017.

Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: «Прогресс», 1984.

Витгенштейн Л. Философские исследования. Пер. с нем. Л. Добросельского. М.: АСТ, 2011.

Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб.: Питер, 2004

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Горц, Андре.  Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. – 208 с.

Гуревич, А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. - М.: ОГИ, 2002.

Дайер Д. Самое время. Неклассическая история фотографии. СПб.: Клаудберри, 2017.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.

Дубин, Б. Очерки по социологии культуры: Избранное / Предисл., составление, подгот. текста А.И. Рейтблата. - М.: Новое литературное обозрение, 2017.

История частной жизни: под общ. ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 3: от Ренессанса до эпохи Просвещения; под ред. Р. Шартье. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 

Жильсон Э. Живопись и реальность. М., 2004.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3/4

Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.

Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. Исследования по истории развития современного капитализма. СПб.: Владимир Даль, 2005.

История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) Под ред. В. Куренного. М.: Фонд Наследие Евразии, 2009.

История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

История через личность: Историческая биография сегодня. М., 2005.



История чтения в западном мире от Античности до наших дней/ Ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье; пер. с фр. М.А. Руновой, Н.Н.Зубкова, Т.А. Недашковской. М., 2008.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993.

Киттлер, Фридрих. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. // М.: Логос/Гнозис, 2009

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Куренной В. Наука в современном мире // Отечественные записки, 2003 1. С. 124-136.

Куренной В. Толерантность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь. Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева, 2009. C. 190—192.

Куренной В., Философия фильма. Упражнения в анализе, 2009.



Ле Гофф. Ж. Интеллектуалы в Средние века. М., 2000.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1999.

Люббе, Герман.  В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. – Изд.дом Высшей школы экономики, 2016. – 456 с.

Маклюэн, Г.М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О.Тюриной. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

Малахов В. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. / М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6.

Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Моретти Ф. Дальнее чтение / пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели. Науч. ред. перевода И. Кушнарева. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016.

Нора Пьер. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Пайн Джозеф Б., Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. М.: Издательство «Вильямс», 2005

Пол - Гендер - Культура. Немецкие и русские исследования. Ч.1 – 3. М., 1999 - 2001.

Постман Нейл. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3 (17) 

Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году (пер. с англ. О. Карповой) // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.

Риккерт Генрих. Науки о природе и науки о культуре // Лики культуры: Антология. СПб.: Университетская книга, 2009.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Сеннет, Ричард. Плоть и камень / пер. с англ. М.:  Strelka Press, 2017.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Стародубровская И., Мау В. Великие революции. М., 2004.

Стэндинг, Гай. Прекариат: новый опасный класс. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 328 с.

Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. М.: НЛО, 2014.

Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков. 2009

Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994.

Урри, Джон. Мобильности / пер. с англ. М.: Праксис, 2012.

Дж. Урри. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2012.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика – XXI, 2007.

Флюссер, Вилем. За философию фотографии // Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008

Фуко М. Археология знания. СПб., 2004

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект? // Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005

Хабермас, Ю. Структурное изменение публичной сферы /  Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2016.

Д. Хезмондалш. Культурные индустрии. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2014.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. – СПб.: Медиум – Ювента, 1997.

Цифровые гуманитарные науки: Хрестоматия / Под ред. Мелиссы Террас, Джулианны Найхан, Эдварда Ванхутта, Инны Кижнер. Пер. с англ. Красноярск: СФУ, 2017.

Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. и послесл.И.К.Стаф. С.: Новое издательство, 2006. 272 с.

Шютц А. Смысловое строение социального мира // Шютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., М., 2005.

Элиас Н. Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

Т.Х.Эриксен. Что такое антропология? М., 2014 

Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2016.

Эткинд, А. Кривое горе: Память о непогребенных / Авториз. пер. с англ. В. Макарова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / Сб. ст. Под ред. Ф. Барта М, 2006

Strinati Dominic (2005). An Introduction to Theories of Popular Culture. 2nd ed. London - New York: Routledge. 

Storey, John (2009). Cultural Theory and Popular Culture. An Introduction. Longman Publishing Group 

Вопросы к экзамену1:



  1. «Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация.

  2. Основные типы определения культуры.

  3. Основные парадигмы познания культуры: сциентистская и герменевтическая установка в социальных науках, количественные и качественные методы исследования.

  4. Циклическая и линеарная модели описания культуры и общества.

  5. Феномен историзма и его значение для исследований культуры.

  6. Основные характеристики модерна: экономика, общество и культура.

  7. Обоснование знания в эмпиризме.

  8. Обоснование знания в рационализме.

  9. Основные философские идеи Канта (теоретическая философия, политическая философия, этика и эстетика).

  10. Философия американского прагматизма.

  11.  Феноменология как философское направление XX века.

  12.  Экзистенциализм как философское направление XX века.

  13. "Парадигмы", "революции", "исследовательские программы", "повороты" как способы описания истории науки.

  14. Науки о природе и науки о духе: "понимание" и "объяснение" как методы (методологические программы Баденской школы и В. Дильтея)

  15. Основные подходы к изучению обществ модерна в современной социологии культуры.

  16. Роль культуры в стратификации современного общества.

  17. Религиозная культура и капитализм (Макс Вебер).

  18. Культура как индустрия (Франкфуртская школа).

  19. Демонстративное и престижное потребление, его роль в культуре (Т. Веблен).

  20. Концепция языка позднего Л. Витгенштейна («Философские исследования») и ее влияние на исследования культуры.

  21. Психоанализ как феномен культурной истории

  22. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысла.

  23. Культурный капитал и его типы (П. Бурдье).

  24. Мишель Фуко и концепция дисциплинарного общества модерна.

  25. Концепция «постмодернизма как культурной логики позднего капитализма» Фредерика Джеймисона.

  26. Нация и национальная культура: основные теории.

  27. Жизненный мир и повседневная культура.

  28. Социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана.

  29. Ритуалы и ритуализм в культуре.

  30. Социокультурные функции мифа.

  31. Эволюция восприятия города как феномена всемирной истории (О.Шпенглер, Л.Мамфорд, Э.Соджа).

  32. «Биография» и "память" как метафоры осмысления истории города. Подходы к осмыслению города в современной городской истории (Urban history) и "археологии современности".

  33. Урбанистика Чикагской и Лос-Анджелесской школы

  34. Креативный город и его версии. Джентрификация и брендирование городов.

  35. «Исторический город»: концепции, дискуссии и стратегии.

  36.  Стратегии развития туристических городов в РФ: государственная программа РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 17).

  37. Демографическая модернизация и ее социокультурные аспекты.

  38. Секуляризация и десекуляризация культуры.

  39. Основные этапы формирования проблематики культуры. Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»)

  40. Классические редукционистские теории культуры. Традиция «философии подозрения» в исследованиях культуры.

  41. Классические нередукционистские теории культуры.

  42. Методы социологии и антропологии в исследованиях культуры.

  43. Концепции социально-культурного конструирования пола.

  44. Феминизм и постфеминизм в западных социокультурных исследованиях.

  45. Массовая культура: содержание понятия и историко-культурный контекст формирования массовой культуры  

  46. Теоретические подходы к анализу явлений массовой культуры.

  47. Современные культурные практики: демократизация креативности. Культура как пространство выбора

  48. Массовый спорт в современной культуре. Спорт как зрелище и повседневная практика.

  49. Медиа как культурный феномен и как предмет исследования в культурологии. Основные теории медиа XX века.

  50. Музей как культурный феномен. Процессы музеефикации в современной культуре.

  51. Cultural Studies как исследовательская программа.

  52. Визуальные исследования: методы и подходы.

  53. Предмет визуальной культуры, ее специфика, эволюция и направления изучения.

  54. Дискуссии об «образе» в визуальных исследованиях: техники производства (от camera obscura до кибернетического искусства 70-х гг.XX в.), эстетика и семантика.

  55. Дискуссии о фотографии и "фотографическом" (В. Беньямин, Р.Барт, Р. Краусс, С.Зонтаг).

  56. Книга Э. Ладюри «Монтаию, окситанская деревня (1294-1324)»: основные темы и метод.

  57. Тело как объект исторической антропологии.

  58. Индивидуальная и коллективная память как предмет исследования в культурологии.

  59. Концепция культуры Клиффорда Гирца. Метод насыщенного описания.

  60. Специфика антропологического подхода к изучению общества.

  61. Антропологические подходы к изучению города

  62. Этничность. История понятия.  Подходы к исследованию этничности.

  63. Идентичность. История понятия. Критика понятия «идентичность». 

  64. Digital Humanities и исследования культуры.

  65. Предмет и задачи семиотики. Значение семиотики для исследований культуры.

  66. Концепции понимания в традиционной и философской герменевтике.

  67. Проблематика взаимосвязи знания и власти в постколониальной теории.

  68. Культурная революция. Основные современные модели культурной политики.

  69. Память об античности в европейской культуре. Античность и понятие классического.

  70. Характерные особенности греческого театра . Греческий театр глазами европейских мыслителей XIX-XX вв. (Ф.Ницше, Вяч. Иванов и др.).

  71. Средние века как исследовательская проблема (Э. Панофски, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга).

  72. Пространства культуры позднего Средневековья: монастырь, феодальный замок, город.

  73. Городская культура позднего Средневековья: храм, университет, площадь.

  74. Гуманизм и реформация в культуре Возрождения.

  75. Возникновение европейского книгопечатания и его влияние на культуру.

  76. Рождение музея в культуре модерна. Историко-культурные обстоятельства возникновения первых музеев в западной и русской культуре.

  77. Европейская придворная культура (по монографии Н.Элиаса «Придворное общество»). Габитус аристократа.

  78. Буржуа как социальный и культурный тип. Эволюция буржуа.

  79. Робинзон Крузо: социальное имя и миф.

  80. Социальные и культурные процессы эпохи Просвещения.

  81. Просвещение как исследовательская проблема.  

  82. Бенджамин Франклин: из буржуа в интеллектуалы?

  83. Роль роскоши в формировании общества и культуры модерна (по работе Вернера Зомбарта «Роскошь и капитализм»).

  84. Практики чтения и письма в западной культуре XVIII-XIX веков.

  85. Просвещение и революция. Культурные истоки и последствия Великой французской революции.

  86. Романтизм в европейской культуре.

  87. Формирование культуры большого города в XIX веке. Роли, маски и амплуа жителей больших городов.

  88. Город, толпа и наблюдатель в культуре XIX века.

  89. Промышленный капитализм и городская жизнь.

  90. Рефлексия сексуальности как феномен европейской культуры. Рождение психоанализа.

  91. Опыт переживания войны в западной культуре XIX-XX вв. Война как память и травма.

  92. Трансформации массовой культуры во второй половине XX века. Феномен молодежной культуры. Субкультурные практики.

  93. Литература как социальный и культурный институт. Концепция литературного поля Пьера Бурдье.

  94. Массовая литература: историко-культурные аспекты. Формульный характер массовой литературы (Дж.Кавелти).

  95. Жанровая проблематика в истории литературы. Социокультурный анализ любого жанра (на выбор учащегося).

  96. Страшное и ужасное как эстетические категории. Страх(и) и ужас(ы) в культуре XIX-XX веков.

  97. Категория абсурда в западной культуре XX века.

  98. Проблема жанра в европейской живописи XVI-XIX веков.

  99. Культурные мифы русского Просвещения.

  100. Фотография, ее история и коммуникативные функции. Роль фотографии в развитии массовой культуры XIX – первой половины XX вв.

  101. Устная речь как средство коммуникации. Устные (бесписьменные) культуры, их история и основные характеристики.

  102. Письменно-печатная цивилизация («Галактика Гутенберга») как коммуникативная система: основные черты и этапы развития.

  103. История прессы. Особенности периодической печати как средства массовой коммуникации.

  104. Радио и телевидение как средства массовой информации и способы конструирования события. Их роль и значение в развития массовой культуры XX века.

  105. Современное искусство. Место и роль художника в современной культуре.

  106. Феномен перформанса в современной художественной культуре. 

  107. Эстетика перформативности Э. Фишер-Лихте. 

  108. Основные этапы развития кинематографа: приемы и технологии.

  109. Основные жанры современного кино. Социокультурный анализ одного из жанров (на выбор студента).

  110. Кинотеории советского авангарда (фигуры, концепции, полемика).

  111. Инструментарий интерпретации фильма: термины и подходы.

  112. Принцип сериальности в массовой культуре. Сериал как объект культурных исследований.

  113. Влияние сословий и социальных групп на эволюцию русской культуры.

  114. Феномен русской интеллигенции.




1 На экзамене студент выбирает открытый билет, содержащий три вопроса из данного списка.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница