Программа учебной дисциплины философия для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров



Скачать 334.68 Kb.
страница1/19
Дата12.01.2018
Размер334.68 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Волгоградский государственный университет

Кафедра философии



Программа учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
для обучающихся по основной образовательной программе подготовки
бакалавров

080500 Бизнес-информатика

Количество зачетных единиц 4

Автор: к. филос.н., доцент Иванов К.П.

Раздел 1. Пояснительная записка.


    1. Требования к студентам.

Исходный уровень компетенций студента:

Исходный уровень знаний студента:

  • знания, полученные в школе в ходе изучения обществознания, истории, общей теории культуры, информатики, а также дисциплин гуманитарного цикла, изученных до начала освоения курса философии.

Исходный уровень умений студента:

- умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению;

- умения проводить презентацию доклада, реферата;

- умения работать в группе;

- навыки выполнения письменных контрольных работ;

- умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям;

- умение работать с устным и письменным текстом;

- коммуникативные умения, связанные с использованием инфо-коммуникационных технологий.




    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности

Программа учебной дисциплины «Философия» состоит из двух основных разделов: первый - история философии, второй – теория философии. Задача первого раздела учебного курса - дать представления о логике развития мировой философской мысли, о важнейших философских проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с половиной тысяч лет. В первом разделе рассматриваются: западная философская традиция (от ее зарождения до конца Нового времени); отечественная философская мысль (от ее зарождения до современной эпохи); современная философия (характеризующаяся доминированием западного стиля философствования, представляющая собой синтез культурных традиций).

Основная цель изучения второго раздела - ознакомить студентов с современными подходами к решению философских проблем, современными принципами построения общей картины мира. Во втором разделе рассматриваются категории, которые используются практически во всех философских направлениях и школах: бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д.

Философия, являясь фундаментом теоретической и духовной культуры человека, способствует приобщению к общечеловеческим ценностям, помогает сознательной ориентации в сложных общественных процессах, постижению смысла человеческой жизни, формированию ответственности за последствия своих действий и поступков. В процессе изучения философии студент получает возможность развить навыки логического мышления, нравственно совершенствоваться. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении экономической теории, политологии, социологии, а также в качестве общеметодологических принципов при изучении общенаучных и специальных дисциплин.

Рабочая программа разбита на три модуля, которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю.


Модуль 1.
Тема №1. Природа философии. Введение в философию.

Понятие мировоззрения (познавательная, ценностная, поведенческая сферы). Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание. Истоки философии. Миф. Религиозное мировоззрение. Предмет философии. Философское мировоззрение. «Мир-человек» как универсальная философская проблема. Основной вопрос философии. Философское познание. Познание и нравственность. Проблема научности философского мировоззрения. Предназначение философии. Общественно-исторический характер философской мысли. Философия в системе культуры. Функции философии. Природа философских проблем.


Тема №2. Античная и средневековая философия (космоцентризм и теоцентризм).

Генезис западной философии. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа. Онтологизм античной классики. Учение элеатов. Бытие Парменида. Проблема бесконечности. Апории Зенона. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело. Идеалистическая трактовка бытия Платона. Критика учения об идеях. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля. Понятие материи. Учение о космосе. Софисты: человек мера всех вещей. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании. Этический рационализм Сократа. Проблема души и тела у Платона. Платон и Аристотель о государстве. Учение Аристотеля о душе. Природа и человек как творение Бога. Креационизм. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Сущность и существование. Полемика реализма и номинализма. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом. Средневековое воззрение на природу. Средневековая антропология. Проблема истории в средневековой философии.


Тема №3. Философия Нового времени: наукоцентризм.

Научная революция и философия 17 в. Эмпиризм (Ф. Бэкон). Знание - сила. Индуктивный метод. Субъективные особенности сознания как источник заблуждений. Рационализм Декарта. Очевидность как критерий истины. «Мыслю, следовательно, существую». Картезианская трактовка самосознания. Научный метод. Понятие субстанции в рациональной метафизике. Учения о врожденных идеях. Номинализм Т. Гоббса. Б. Спиноза: учение о единой субстанции. Г.Лейбниц: учение о множественности субстанций. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности. Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Пространство и время - априорные формы чувственности. Рассудок и проблема объективности познания. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе», природа и свобода. Послекантовский немецкий идеализм. История как способ бытия субъекта. Диалектика и принцип историзма (И.Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель). Философия Маркса и Ф. Энгельса (от классической философии к изменению мира). А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму). А. Шопенгауэр: мир как воля и представление. Ф. Ницше: воля к власти.


Модуль 2.
Тема №4. Современная философия: синтез культурных традиций. Философская мысль в России

Переход от классической философии к неклассической. Прагматизм (У. Джеймс, Дж. Дьюи). Философия психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Феноменология (Э. Гуссерль). Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Герменевтика (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Г. Г. Шпет). Философия науки. Позитивизм (от классической философии к научному знанию (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль, Э. Мах). Логический позитивизм (Венский кружок). Фальсификационизм (К. Поппер). Концепция научных революций (Т. Кун). Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд). Философская культура средневековой Руси. Философская мысль в России в 18 в. Философская мысль в России в 19 в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм, антропологизм, материализм. Философия консерватизма (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев). Философские идеи в русской литературе (Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой). Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Зарождение русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Русская религиозная философия. «Религиозно-философский ренессанс» (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л. Шестов, Г.П. Федотов).


Модуль 3.
Тема № 5. Теоретическая философия

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Бытие мира как выражение его единства. Мир как совокупная реальность. Философская категория бытия. Специфика размышлений о бытии. Основные формы и диалектика бытия. Бытие и сущее. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»). Бытие человека в мире вещей. Специфика человеческого бытия. Бытие индивидуализированного духовного. Бытие объективированного духовного.

Понятие материи. Современная наука о строении материи. Уровни организации неживой природы. Строение материи на биологическом и социальном уровнях. Движение. Понятие движения. Связь движения и материи. Основные типы движения. Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь. Пространство и время. Понятие пространства и времени. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи. Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности. Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе. Особенности биологического пространства-времени. Социальное пространство и время. Природа как предмет философского осмысления и объект научного анализа.
Тема № 6. Философия познания

Постановка проблемы сознания в философии. Информационное воздействие как генетическая предпосылка сознания. Возникновение информационного взаимодействия. Типы и уровни информационного взаимодействия. Сущность психического. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Самосознание. Структура и формы самосознания. Предметность и рефлексивность самосознания. Познание как предмет философского анализа. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Знание как система. Знание, отражение, информация. Чувственное познание и его элементы. Специфика и роль чувственного познания общественного человека. Единство чувственного и рационального в познании. Понятие как основная форма рационального познания. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Теория истины. Истина как процесс. Истина, оценки, ценности.


Тема № 7. Философия человека

Человек как субъект предметно-практической деятельности. Проблема антропосоциогенеза. Орудийная деятельность. Социотворческая функция языка. Возникновение первобытно-родовой общины. Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза. Единство биологического и социального. Природное и общественное в человеке. Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека.


Тема № 8. Социальная философия

Общество как система. Системный подход к анализу общества. Всеобщие сферы жизнедеятельности общества. Сфера материального производства. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества. Ценностная сфера жизнедеятельности общества. Сфера управления социальными процессами (политическая). Социальная сфера жизнедеятельности общества. Общественный прогресс: цивилизации и формации. Философия истории. Критерии периодизации развития общества. Технологические эпохи развития человечества. Понятие постиндустриального общества. Историческая эпоха и исторический процесс.

Индивид, индивидуальность, личность. Нравственные основы личности. Истоки и генезис прав человека. Периодизация будущего. Непосредственное, обозримое, отдаленное будущее. Критерии предвидения. Методы прогнозирования. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Новый этап научно-технической революции. Человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы и социальный прогресс.

Наука в современном мире. Социальные функции науки. Научное познание и его специфические признаки. Наука как объективное и предметное знание. Строение и динамика научного знания. Структура теоретического и эмпирического уровней знания. Основания научного знания. Идеалы и нормы научного познания. Научная картина мира. Философские основания науки. Методы познания. Этика науки. Этические нормы и ценности науки.




    1. Цели изучения дисциплины:

  • овладение основами философского мировоззрения, моральными и этическими принципами;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • ориентация в сложных общественных процессах;

  • систематическое усвоение принципов и методов познания, развитие навыков логического мышления в условиях информационного общества;

  • освоение общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности;

  • выработка навыков применения современных методов исследования в социальных и экономических науках;

  • научить самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота.



    1. Каталог:


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница