Программа учебной дисциплины «апологетика»



Скачать 268.74 Kb.
страница1/2
Дата14.04.2018
Размер268.74 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

иеромонах Филарет (Кузьмин)

«____» _____________ 20__г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «АПОЛОГЕТИКА»







(код по ГОС(ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ФГОС/

ФГОС /учебному плану) учебному плану)



по направлению

подготовки

033400




Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

Для специальности

033400







(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400




Бакалавр







(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Форма обучения очная

Казань 2012

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «АПОЛОГЕТИКА»

1. Цели  освоения учебной дисциплины 

Дисциплина призвана обучить студентов специальности «Теология» методам и способам защиты (апологии) истин христианского мивоззрения в полемике с нерелигиозными людьми и представителями иных религиозных мировоззрений, изучить основные достижения и открытия современных естественных наук, научиться использовать научные данные для богословской аргументации святоотеческих текстов и текста Священного Писания и научиться отделять элементы истины от заблуждений в нехристианских религиях.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Основное богословие», «Догматическое богословие», «Священное Писание Ветхого и Нового Завета», «История философии».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области современной науки, так и научаются практическим способам мышления в разных мировоззренческих парадигмах – богословии, науки и философии, в том числе методологии мировоззренческой компаративистики, и способам вести богословскую дискуссию для защиты истин христианской веры с использованием материала философии и науки и в категориях этих парадигм.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:значение дисциплины в общем курсе религиоведческих наук и значение апологетики для истории богословия и истории науки;

Уметь:проводить компаративистский анализ мировоззренческих проблем в парадигмах богословия, науки и философии;

- защищать христианские истины с использованием научного и философского материала;

Владеть: теоретическими знаниями в области современных естестестенных наук – ядерной и квантовой физики, биофизики, геологии и геоморфологии, биологии и океанологии, астрономии, математики и астрофизики, а также метологическими теориями в области истории философии и философии науки.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных (ОК):




В результате освоения дисциплины формируются компетенции:




способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

владение базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

способность использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15);










б) общепрофессиональных (ПК):
готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);


4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет  4зачетные единицы, 144 академических часов.



 

Содержание лекционного курса.

Раздел I. Нравственно-философская апологетика.

Лекция №1. Предмет и задачи курса апологетики.

  1. Характер взаимодействия науки и религии в разное время. Христианская дисциплина, изучающая взаимодействие науки и религии, - христианская апологетика. Предмет апологетики. Восстановление целостной истины как главная задача апологетики. Отличие апологетики от философии и других богословских дисциплин. Структура предмета «апологетика».

  2. Обзор основных источников и пособий.

  3. Необходимость определения религии и науки.


Лекция №2. Сущность и возникновение религии.

  1. Сущность религии. 
    Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, Августин, СервийСульпиций.


  2. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии.

  3. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа.

  4. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм. Отличие религии от секты.

  5. Модели нехристианских религиозных систем и элементы истины в них. Коренное отличие и превосходство евангельских заповедей по сравнению с заповедями, иудаизма, индуизма и ислама. Согласие евангельских заповедей с естественным законом совести


Лекция №3.Проблематика происхождения религии.

  1. Происхождение религии. 
    Два типа нехристианских концепций происхождения религии.


  2. Учения о возникновении религии во времени вследствие обмана, страха, обожествления великих людей, классовой притесненности, незнания сути явлений, развития сознания до уровня абстрагирования. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика.

  3. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.


Лекция №4. Проблематика и методология философской апологетики.

  1. Вера и разум

  2. Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. «Философия — служанка богословия» (Климент Александрийский).

  3. Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.

  4. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Достоинства и недостатки каждого решения.

  5. Учение Лейбница о сверхразумности веры.

  6. Доказательства бытия Бога
    Вопрос о доказательствах бытия Бога.


  7. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность.

  8. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога.

  9. Смысл фразы «доказательство бытия Бога».

  10. Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные.

  11. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.

  12. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души. 


Лекция №5. Проблема истины и способы ее осуществления в богословии, философии и наке.

  1. Проблема истины. Различные определения истины. Критерий истины. Классическая, когерентная, прагматическая, марксистская, позитивистская концепции истины.

  2. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины.

  3. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.


Раздел II. Историческая апологетика.

Лекция №6. Библейское Откровение и его апология в исторической науке.

  1. Человек - существо духовное. Отличие души человека от животной души.

  2. Невозможность происхождения от животных предков следующих не археологических признаков человека: членораздельная речь, нравственные поняти- религиозные представления и обряды, необъяснимость происхождения всего этого путем естественного отбора.

  3. Общечеловеческое сходство раннего космогонического мифа. Понятие о Едином Божестве, как понятие первоначальное и исходное. Позднее происхождение политеизма. Остатки знания о сотворении человека и его грехопадении, Общечеловеческое знание об истории потопа. Общечеловеческое ожидание пришествия Спасителя мира.

  4. Расселение людей после потопа. Демографические оценки численности населения. “Таблица народов” в 11 гл. Бытия и ее археологическое и лингвистическое подтверждение.

  5. Ледниковый период и книга Иова.

  6. Человек и динозавр - современники. Свидетельства древних хроник и патристической литературы.

  7. Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательность переписывания ветхозаветных книг как гарантия подлинности текста.

  8. Библейские пророчества о Христе и их сбытие на Иисусе из Назарета.

  9. Подлинность евангельских событий. Распространение христианской проповеди, как исторически труднообъяснимый факт.

  10. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность евангелий как исторических документов. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т. п.). «Туринская плащаница».

  11. Библия как богооткровенная книга. Критерии богооткровенности: историческая истинность и сверхразумность ее положений (чудеса, пророчества).


Лекция №7. Православное понимание проблематики онтологии человеческого бытия.

  1. Проблема свободы человека. Свобода человека - и всемогущество Бога и Его промысел.

  2. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение.

  3. Учение преп. Максима Исповедника о двух свободных волях в человеке: природной и рассудочной, гномической. Свобода как выбор и свобода как независимость.

  4. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость.

  5. Критика нехристианских учений о свободе человека.Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея).Суть проблемы, ее сложность и актуальность.

  6. Нехристианские и еретические способы решения проблемы, их ошибочность и противоречивость.


Лекция №8. Православное понимание вопросов онтологии и проблема зла.

  1. Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. «Теодицея» В.Ф.Лейбница.

  2. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире.

  3. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.



Лекция №9. Православное понимание проблематики антропологии.

  1. Христианское учение о душе, ее бессмертии. Проблема телесности и бестелесности души.Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души.

  2. Опора на ошибочные научные гипотезы XIX в. (флогистон, эфир) как причина неправильного решения свт. Игнатием вопроса о сущности души. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия.

  3. Доказательства бессмертия души (Платон, Плотин, Максим Исповедник, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц).

  4. Отношение к человеческому телу в христианстве
    Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых.


  5. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий.

  6. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (свт.Василий Великий, преп. Максим Исповедник, авваФалассий). Отношение христианской Церкви к физкультуре и спорту.


Раздел III. Естественно-научная апологетика.

Лекция №10. Богословие и наука.

  1. Наука и христианство. Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др.

  2. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Вера в Бога - Творца и Законодателя мира как необходимая предпосылка возникновения науки.

  3. Иные постулаты, лежащие в основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность, разрушение античного Космоса.

  4. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом.

  5. Отношения науки и христианства в последующие века. Отсутствие конфликта Церкви с наукой в православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др. Причины отхода современных ученых от Церкви.

  6. Православное учение о чудесах.Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Природа чудес. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Примеры чудес: уникальные (в т. ч. евангельские) и постоянно действующие.

  7. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шредингера объяснить сущность жизни с точки зрения физики. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

  8. Библия и наука. Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие Библии положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения мира и возникновения жизни. Христианство и частные науки: физика, математика. Возникновение вселенной. Большой взрыв. Антропный принцип. Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение человека.


Лекция №11. Законы природы – свидетельство разумности творения. Опровержение биологической макроэволюции.

  1. Наличие, постоянство и взаимная непротиворечивость законов природы, их принципиальная доступность человеческому разуму.

  2. Антропный принцип: вселенная чудесным образом точно настроена на появление в ней разумного наблюдателя. “Ненастроенную” вселенную изнутри созерцать было бы некому. Примеры этого принципа в ядерной физике, в органической химии (понятие о водно-углеродном шовинизме), в астрономии.

  3. Естественно-научная и философская ограниченность антропного принципа, который не разрешает спора между теизмом и пантеизмом.

  4. Обратимые и необратимые процессы в природе.Обратимые процессы полностью основаны на законах сохранения. Их связь с окончанием недели Творения.

  5. Примеры необратимых процессов. Диаграмма ядерных потенциалов и ее физический смысл. Направление ядерных реакций и их конечные стадии.

  6. Микромир. Частицы и античастицы. Теория нейтрино. БазонХиккса как «частица Бога» и эксперимертандронногоколлайдера.

  7. Второе начало термодинамики. Концепция тепловой смерти.Вывод из существования в природе необратимых процессов. Конечность вселенной в пространстве и времени.

  8. Палеонтологические проблемы эволюции. Полнота или неполнота летописи. Соотношение по количеству между известными живущими и вымершими видами. Требование к цепочкам переходных форм и отсутствие переходных форм вообще.

  9. Теория прерывистого равновесия и ее экспериментальная необоснованность. Логическая неувязка эволюционного сценария, в котором каждый предок порождает только одного потомка и на миллионы лет застывает в неприкосновенной форме.

  10. Сравнительные доказательства эволюции и их логическая условность. Явление рекапитуляции и общие закономерности эмбриологии, рудименты и их свидетельство в пользу дегенерации, гомологичные органы и само существование таксонометрической системы как свидетельства иерархического творческого замысла.

  11. Биохимическое свидетельство против эволюции. Одинаковая сложность биомолекул у всех организмов. Прыжок и замирание химической эволюции. Отсутствие восходящих цепочек усложнения биомолекул.

  12. Генетическое свидетельство против эволюции. Классическая генетика Менделя, как выборка и перетасовка изначально заданного и неизменного информационного объема.

  13. Креационная теория видообразования. Понятие о сотворенном роде. Адаптации, расщепления. Принципы селекции естественной и искусственной.

  14. Неклассическая генетика. Мутации, как порча изначального информационного запаса. Трехступенчатая защита организма от мутаций: внутриклеточный контроль, половое разделение, естественный отбор. Вероятность случайной полезной мутации. Эксперименты по искусственному видообразованию путем мутагенного давления.

  15. Естественный отбор и многообразие видов. Примеры сложнейших и тонких биологических структур. Безполезные и вредные для выживания морфологические структуры и их возможное происхождение. Эстетический принцип в природе и его объективные математические закономерности. Факт полового отбора в природе и его необъяснимое сочетание с эстетическим принципом, противоречащим принципу выживания приспособленных.

Лекция №12.Проблематика современной астрономии. Научная методология установления возраста Земли и ископаемых организмов.

  1. Звезды и галактики. Эволюция звезд. Существуют ли протозвезды? Предполагаемый сценарий и конечные стадии звездной эволюции. Много ли во вселенной звезд, эволюционировавших до конца?

  2. Большой взрыв – не единственно возможный космологический сценарий. Эффект Допплера, разбегание вселенной и общее понятие о Большом взрыве. Модель Фридмана и возраст вселенной по ней. Проблемы квазаров и скрытой массы, Расширение вселенной не из точки, и версии, альтернативные большому взрыву.

  3. Разумное и сверхточное устроение солнечной системы, жестко требующее специального сотворения.Проблема тяжелых элементов и сверхсложного регулирования концентрации сверхновых во вселенной,

  4. Проблема подходящей галактики и подходящего места в ней, жесткие требования к звезде, по одиночности, массе, спектральному классу, возрасту, требования к планете по массе, радиусу орбиты, отражающей способности, составу и плотности атмосферы, магнитному полю, угловой скорости вращения,оценка вероятности случайного образования планетной системы, подобной солнечной.

  5.  Происхождение Земли. Предположение о долговременном накоплении осадочных пород. Теория Лайеля. Униформизм и стандартная геологическая колонка. Датировка по фауне. Проблемы колонки и современное безбожное толкование этих фактов. Тектоника и эрозия. Мультикатастрофизм и его неспособность снять названные проблемы.

  6. Радиодатировка и ее основные принципы. Изначальные предположения.Прямые экспериментальные проверки радидатировок.

  7. Углеродная датировка. Принцип действия, временные диапазоны. Равновесная модель и гипотеза накопления С-14 в атмосфере. Неравновесная модель и проблема применимости углеродных часов. Решающий аргумент – наличие С-14 в каменных углях и нефти.

  8. Другие методы датировки: соленакопление, выброс воды, эрозия континентов, накопление гелия в атмосфере.

  9. Окаменелости – свидетели катастроф. Образование окаменелостей, внезапность гибели. Полистратные окаменелости.

Лекция №13. Возникновение жизни на Земле. Научная история происхождения человека и историческая перспектива семейства гоминид.

  1. Семейство гоминид и его историческая перспектива.

  2. Объективное скелетное отличие человека от обезьян.

  3. Антинаучные инсталляции в истории этногпафии и антропологии: пилтдаун, питекантроп Дюбуа и его дальнейшее раскрытие, небрасскийгесперопитек, синантроп.

  4. Современное состояние вопроса. Фрагментарность всех остатков. Линия: австралопитек – хабилис – эректус – неандерталец и ее звенья. “Отвод” австралопитека и хабилиса. Бесконечность дискуссий по вопросам: принадлежность костей одной ископаемой особи, принадлежность разных особей одному виду с учетом расовых, половых, возрастных и индивидуальных отличий.

  5. Австралопитек: известные формы. Биология, анатомия и социальные артефакты.

  6. Гейдельбергский человек и артефакты шелльской культуры.

  7. Человек умелый (homohabilis, homoergaster, атлантроп и родезийский человек)и артефакты олдувайской культуры. Находка homogeorgicus’а в Грузии в 1991 г. и его материальная культура.

  8. Человек прямоходящий (homoerectus). География расселения и находки на территории России. Материальная (ашельская) культура erectus’ов. Объяснения происхождения homoerectus’а:раса людей (пигмейская), «снежный человек» и свидетельства о нем. Особый антропоид, не являющийся образом Божиим.

  9. Неандерталец – нормальный человек. Человеческое бытие неандертальца. Классификация и география расселения неандертальца. Мезмайская пещера неандертальца в Краснодарском крае. Культура неандертальца (жилища, обычаи, религия). ДНК неандертальца и его исчезновение.

  10. Человек исторический. Датировка исторического периода в современной науке (палеолит, мезолит, неолит, медный и бронзовый век). Материальная культура исторического человека. Формы религиозной культуры в эпоху палеолита, мезолита и неолита.



п/п


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница