Программа учебного курса для специальности «Юриспруденция»



страница1/15
Дата27.04.2018
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

История политических и правовых учений
Программа учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – бакалавр, специалист

Автор – кандидат юридических наук, доцент В.И.Карпец.

В составлении библиографии и техническом оформлении программы принимала участие ассистент Н.А.Рябова

М. НИУ ВШЭ. 2012. 48 с.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2012

© Владимир Игоревич Карпец, 2012

Пояснительная записка

История политических и правовых учений – базовый правоведческий курс с элементами теории и истории государства и права, сравнительного правоведения, философии, политологии, общегражданской истории, культурологии, религиоведения, геополитики и т.д. Курс призван обогатить знания, полученные студентами в ходе изучения теории государства и права, истории отечественного и зарубежного государства и права, отраслевых юридических дисциплин у будущих специалистов в различных отраслях права, показать им основные закономерности развития взглядов на государственно-правовую реальность на протяжении истории и при необходимости научить их применять свои знания в научной и практической деятельности.

По итогам изучения курса истории правовых и политических учений студент должен:

ЗНАТЬ основные этапы развития политико-правовых идей на Востоке и Западе с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к государству и праву, их сходство и различия.

ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявлениях во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий.

УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.

ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.

БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Несмотря на то, что данный курс является обязательным для юристов всех специальностей, особенную значимость он имеет для тех, кто собирается специализироваться в области теории и истории права и государства (специальность 021100), в особенности заниматься научной работой, а также работать в высших органах государственной власти (администрации Президента, Государственной Думе, Совете Федерации), посвятить себя публичной политической деятельности.

В ходе чтения курса учтены особенности НИУ ВШЭ, поэтому особое внимание уделяется связи тех или иных политико-правовых учений с близкими им экономическими доктринами, влиянию политико-правовых концепций на экономику.

Некоторые методологические указания

История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживается ли автор курса естественно-правовой концепции или находится на позициях юридического позитивизма, иными словами, как он отвечает на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем общепринятой в большинстве вузов терминологии.

В то же время сам по себе данный курс можно строить как по чисто хронологическому – как это делалось прежде – так и по парадигмальному принципу (от греч. παραδειγμα – παρα – сверх, над, и δειγμα – проявление). В философии Платона и неоплатоников это слово использовалось для описания трансцендентного образца, предопределяющего форму вещей, «непроявленное в проявленном». Парадигмальный подход позволяет проводить сходства и различия между явлениями совершенно разных понятийных, идеологических и временных рядов и не только дополнить, но и совершенно заменить хронологический, связанный только с одной из парадигм – парадигмой линейного исторического времени – хотя возможны и иные. На полную замену хронологического подхода парадигмальным мы, однако, сегодня не решаемся и предполагаем построить курс на сочетании того и другого.

Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии.

1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма).

2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма).

3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна).

4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»).

Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней.

С точки зрения хронологии мы следуем за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма.

Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось неоправданно много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед.

На протяжении всего курса лекций мы стремимся показать пронизанность каждого исторического периода одними и теми же политико-правовыми парадигмами. Такой подход может превратиться для студентов в увлекательное путешествие по карте политико-правовых идеологий. Например, перед ними могут оказаться поставлены такие вопросы, как «Что общего между теориями средневековых герметиков, анархизмом М.Бакунина и концепцией «советского социалистического права?», «Почему смертная казнь рассматривалась в древности как проявление милосердия?» или «Как связана концепция «отчуждения» Карла Маркса с «творением из ничего»?» Таких «вопросоответов» множество.

В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности.

Ввиду общего парадигмального подхода к нашему предмету, в перечне литературы мы отказались от ее группировки по темам, разделив только на: 1) ведущие учебники и хрестоматии, 2) основную литературу, необходимую для сдачи экзаменов и зачетов, 3) (условно) дополнительную литературу, необходимую, однако, для тех, кто действительно хотел бы нас понять.

Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и студентов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Студент может высказывать свою позицию в письменных (курсовых) работах, эссе и рефератах, на семинарах и в личных беседах с преподавателем на консультациях (что только поощряется и может быть учтено на экзамене). Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана.

Указания по учебному плану, контролю и отчетности

Учебным планом предусмотрено 44 часа учебных занятий (28 лекционных часов и 16 часов семинарских занятий). Ввиду большого объема материала по решению ведущего преподавателя количество лекционных занятий может быть увеличено.

Учебным планом предусматривается также написание каждым студентом реферата (в 4-м модуле) и курсовой работы (по выбору студента, в 4-м модуле).

Изучение курса истории политических и правовых учений завершается экзаменом по данной дисциплине.



Критерии оценки




Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса
2013 -> Политические ориентации современной российской молодежи
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Исследование особенностей жизнедеятельности семей в современной России
2013 -> Владимир карлович кантор
2013 -> Факт и образ: жанровая специфика мультимедийных и телевизионных проектов на темы истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница