Программа среднего (полного) общего образования «Духовное краеведение Подмосковья»



Скачать 319.42 Kb.
страница1/2
Дата11.08.2018
Размер319.42 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Пояснительная записка

Программа среднего (полного) общего образования «Духовное краеведение Подмосковья» разработана в соответствии:



  1. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ№1312 ОТ 09.03.2004.

  2. С требованиями федерального компонента государственного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004. года №1032.

  3. Примерной программы среднего (полного) общего образования по Духовному краеведению Подмосковья 8 класс под редакцией Шевченко Л. Л.

  4. С авторской программой Шевченко Л.Л.

  5. С учебным планом МБОУ Одинцовская гимназия №14

Программа ориентирована на УМК «Духовное краеведение Подмосковья» Л.Л. учебное пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений М. ОБЛ., Москва, 2007год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.


Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа отражает содержание курса «Духовное краеведение Подмосковья». Курс рассчитан на изучение в 8 классе – 34 часа при нагрузке 1 час в неделю Рабочая программа опирается на авторскую программу Л.Л. Шевченко «Православная культура».

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно – историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.


Цель курса: Сформировать на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условия для развития духовной личности. Сформировать духовные качества личности, ценностную картину мира, освоить и осмыслить такие сложные философские категории, как: - любовь; - совесть; - душа; - духовность; - разум; - ответственность; - долг; - истина; - благо; - красота и пр.
Важнейшие задачи курса: формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям; воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства и гордости за ее достижения: развивать у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории.

В результате изучении данного курса учащиеся должны знать: памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.

Выполнение вышеуказанных задач позволяет реализовать установку Закона РФ «Об образовании». Концепцию развития национального образования в части обеспечения единства образовательной и воспитательной функции. Сделать духовно-нравственное воспитание опорой актуализации школьных знаний в этнокультурном контексте краеведения.

Формы контроля:

Контрольные работы, круглые столы, олимпиады, самостоятельные работы, конференции, экскурсии, исторические, терминологические диктанты и тестирования, рефераты, защита рефератов.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно – историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).



В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34ч для обязательного изучения «духовного краеведения» на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в 8 классе- 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Согласно учебному плану МБОУ Одинцовская гимназия №14 на изучение «духовного крае ведения» на базовом уроне ступени среднего (полного) общего образования отводится 34 ч 15 8 классе в год. Данная программа используется для УМК JUL Шевченко, утверждённого Федеральным перечнем учебников.


Требовании к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса «Духовного краеведения Подмосковья» ученик 8 класса должен

Знать /понимать:

  • историю культуры родной земли;

  • выдающихся церковных деятелей;

  • шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры;

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения):

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГ О КУРСА

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные эстетические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан - веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в кон тексте русской культуры и истории.


Тематические образовательные блоки содержании. Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации/М., 2002/.

С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:



  1. Религиозное мировоззрение.

(Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)

  1. Нравственно-этическая культура христианства.

  2. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

  3. Письменные источники христианской православной культуры.

  4. Религиозное искусство.

  5. Традиционные религии мира.

  6. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих* выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева. ВД. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, II.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки. II.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. Г.П. Левитана. А.А. Иванова В.М. и A.M. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.



Календарно-тематическое планирование курса «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности

Дата

План

Факт

1

Введение. Путешествие по земле Подмосковной (1 час)










Часть 1. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» История христианской православной культуры (12 часов)

2

Что такое «религиозная культура» § 1

Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий.

Использовать навык работы с историческими

источниками. Аргументировать и высказывать свою

точку зрения. Соотносить единичные.

события и исторические факты и события. Систематизировать материал, обобщать, делать выводы. Уметь устанавливать причинно- следственные связи: изменения в жизни

страны. Выделять

исторические закономерности.

Решать проблемные и познавательные задачи Российской истории.

Сравнить исторические

события края и России, определять в них общее и различное. Давать оценку событиям и значению. Работать с дополнительной литературой; обобщать, систематизировать материал.









3

Христианская православная культура §2, 2.1







4

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края § 2.2







5

Особенности православной культуры § 2.3







6

Особенности православной культуры § 2.3







7

Древнерусский монастырь центр христианской православной культуры £ 2.4







8

Библия. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры § 2.5







9

Символы христианской православной культуры § 3







10

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма § 4







11

Религиозная живопись. Иконы § 5







12

Письменные источники христианской православной культуры § 6







13

Повторительно-обобщающий урок по теме Духовное краеведение Подмосковья»










Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница