Программа спецкурса «Мир и человек»



Скачать 199.7 Kb.
страница1/3
Дата01.08.2018
Размер199.7 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
  1   2   3



Пояснительная записка

Программа спецкурса «Мир и человек» (начальная философия) предполагает знакомство обучающихся с основными научными и обществоведческими, философскими понятиями, направлениями и представляет собой интегративный курс начальной философии с биологией, химией, физикой. На протяжении школьных лет учащиеся изучали математику, химию, биологию, физику, историю как отдельные друг от друга науки - вполне самостоятельные, независимые одна от другой. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости.

Элективный курс создан на основе Программы по обществознанию 10-11 классов под ред. Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» (М.,2001) и модульного курса «Социальная философия» (М.,1998)

В элективном курсе «Мир и человек» изложены основы философских знаний, представлены различные взгляды на философию, ее место и роль в жизни.

В курсе выделяется три основных подхода к осмыслению мира: через учение о мире и знании (теоретическая философия). Через обращение к человеку (философия человека). через изучение общества (социальная философия)

Материал курса дается таким образом, что учащиеся имеют полную свободу в выборе взглядов, мнений, могут выдвигать свои проблемы, гипотезы, суждения, отстаивать собственные позиции.

Занятия представлены в виде лекционного материала, проблемных вопросов, заданий, а также дополнительного материала для индивидуальных заданий. Докладов.

Словарь терминов может использоваться как в лекционном материале в изучении новой темы, так и в виде контрольно-измерительных материалов, понятийных диктантов. самоконтроля знаний учащихся.


ЗАДАЧИ КУРСА
Данный курс призван помочь обучающимся лучше разобраться и усвоить такие сложные вопросы, как:

  • общие представления о мире, его возникновении и развитии;

  • жизнь в космосе, русский космизм о месте человечества во Вселенной;

  • начало Вселенной и человека;

  • возникновение жизни и человека на Земле;

  • природа и сущность человека, его судьба и предназначение.


КУРС ПОМОЖЕТ:


  • представлять обучающимся различные философские взгляды и теории на поднятые темы;

  • излагать материал таким образом, чтобы учащиеся имели полную свободу в выборе мнений и взглядов;

  • формировать личность учащихся через поднятые на занятиях проблемы и основополагающие вопросы;

  • формировать у обучающихся способность к коммуникативным функциям, оценочной деятельности.


КУРС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ

ЦЕЛЕЙ:


  • развитие у обучающихся научного мировоззрения, способности сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, версии, теории и концепции на ту или иную проблему;

  • формирование и развитие умений: видеть проблему, определять и аргументированно представлять собственное отношение к представленной проблеме в ходе дискуссии; работать с научным понятийным материалом и литературой, владеть поиском и систематизацией научного материала, критически анализировать любую информацию, исследовать её в форме научных рефератов, проектов, докладов;

  • воспитание у обучающихся чувства толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.

Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 11 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрений, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций.

В целях контроля знаний по окончании изучения каждого раздела проводятся повторительно-обобщающие занятия в форме семинаров, дискуссий, «круглых столов» по поднятым проблемам. В конце учебного года проводится итоговое повторение в виде дискуссий, семинаров.

Система обучения по программе - 34 часа, 1 час в неделю.

Срок реализации программы – в течение всего учебного года.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в курс (2 ч)

Что изучает философия?

Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии.

Взгляды русского философа и публициста П.С.Юшкевича о смысле философии. Точки зрения на философию русских мыслителей и философа. Швейцера, Н.Н.Трубникова, Н.А.Бердяева, М.К.Мамардашвили.



Основные понятия: бытие, идеальное, идеология, идея, истина, материальное, материал, метафизика, мировоззрение, наука, познание, сущее, философия, человек, язык.

РА3ДЕЛ 1: ЧЕЛОВЕК И МИР (13 ч)
Тема: Мир - реальность или иллюзия (3 ч)

Учения греческих философов Гераклита, Демокрита, Анаксимена, Платона о многообразии мира.

Учение о душе по Аристотелю. Душа по Ф.М.Достоевскому - высшая деятельность человеческого тела.

Элементарные частицы - слагаемые и структуры мира. Их свойства и закономерности движения. Классификация частиц. Учение В.И.Вернадского и его «Биосфера».



Основные понятия: Вселенная, всеобщее, действительность, душа, дух, иллюзия, картина мира, космология, космос, материальное, практика, пространство, развитие, реальность, случайность, сознание, субъект, теория, явление.
Т е м а 2: Возникновение, существование и перспективы мира (3 ч)

Общие представления о мире, его возникновении и развитии. Теория эволюции Дарвина. Жизнь в космосе. Вселенная и разум. Свойства Вселенной. Законы физики, математики, естественные процессы в природе о развитии мира.

Возникновение жизни и человечества на Земле. Суждения и споры русского математика и философа В.Н.Тростникова о «сотворении мира», американский ученый т.Моррис о споре между креационистами и эволюционистами. Ученые-косметисты В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский об идее конца Вселенной и о месте человечества во Вселенной.

Основные понятия: абсолют, анализ, догматизм, знание, креационизм, мышление, познание, отражение, синтез, случайность, космология, Вселенная, эволюционизм.
Те м а 3: Мир в его новых замыслах (2 ч)

Смысл жизни .Модель мира в античности, Средневековье, эпохе Просвещения, XX веке. Место человека в законах мироздания. Происки бытия в философии. Взгляды З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ч.Дарвина, Г.Галилея о восприятии мира.



Основные понятия: время, Вселенная, закономерность, мировоззрение, мера, метафизика, онтология, познание, развитие, язык, бытие.


Т е м а 4: Познание человеком мира и самого себя (2 ч)

Процесс познания. Анализ и синтез. И.Кант о процессе познания. Чувственное (эмпирическое) и рациональное познание. О процессе мира русский социолог и литературный критик XIX века Н.К.Михайловский.

Соотношение истины и заблуждения, иллюзии и реальность. Суждения и умозаключения.

Основные понятия: гносеология, диалектика, мышление, ощущение, противоречие, разум, рассудок, синтез, сознание, теория, универсум.
Т е м а 5: Вера, мнение, знание (2 ч)

Сущность знания. Соотношение знания и убеждений. Отличие знаний от верований. Вера. Соотношение мнения, веры и знания. Взгляды Р.Декрата о процессе познания.



Основные понятия: опыт, практика, разум, синтез, сознание, истина, субъективное, субъект, теория, знание, познание, бессознательное.
Повторительно-обобщающее занятие по разделу I (1 ч)

Каталог: upload -> images -> files
files -> Урок по изучению творчества Е. И. Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве»
files -> Программа Семейное воспитание в условиях детского дома как средство успешной социализации
files -> Рабочая программа «От рождения до школы»
files -> Межведомственная комиссия совета безопасности республики татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Концепция профилактики вич/спида в образовательной среде


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница