Программа семинарских занятий: История социологической мысли 4



Скачать 154.12 Kb.
Дата31.01.2018
Размер154.12 Kb.
ТипПрограмма

Планы семинарских занятий по социологии

Программа семинарских занятий:



История социологической мысли

4

Методы социологических исследований.

2

Общество.

2

Личность .

2

Культура в общественной системе

2

Социальные институты

2

Социальные изменения

2

Социальная стратификация

2

Всего

18ч



Тема 1. Развитие социологии.
Цель семинарского занятия: Ознакомиться с направлениями социологической мысли, рассмотреть основные социологические школы, выявить сходства и отличия в сравнении с западными социологами.

Основные категории: институционализация, интерпретация, позитивизм, субъективная социология, марксизм, солидарность, антагонизм, прогресс, регресс, парадигма, научная школа.

План семинара:

  1. Структура социологии

  2. Парадигмы в социологии.

  3. Национальные школы социологии:

3.1Французская школа

3.2Немецкая школа

3.3Американская


  1. Институционализация социологии в России.

  2. Направления в российской социологии:

5.1Субъективная социология

5.2Психологическое направление

5.3Позитивизм

5.4Марксистские подходы в российской социологии

6. Российские социологи и их теории:

Теория «героя и толпы» Н.К.Михайловского.

«Психологическая социология» Е.В. де Роберти.

Теория социального прогресса М.М.Ковалевского.

Теория социокультурной динамики П.А.Сорокина.


  1. Современные направления российской социологии.

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999

История социологии: Учебное пособие/ А.Н.Елсуков и др.-М.,1997

Дополнительная литература:

Кукушкина ЕМ. Университеты и становление социологического образования в России. // Социологические исследования.— 2002.— № 1.

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России. // Социологические исследования.— 2002.— № 10.


Тема 2. Методы социологических исследований.
Цель семинарского занятия:

Закрепить представления об эмпирической социологии, знакомство с методами исследований, создание проекта анкеты.



Основные категории: анкета, интервью, эксперимент, контент-анализ, валидность, каузальность, выборка, верификация, репрезентативность.

План семинара:

  1. Способы анализа и интерпретации данных

  2. Разработка анкеты.

  3. Подготовка к защите анкеты.


Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов—М.: Логос, 1998.

Рабочая книга социолога.--М„ 1983.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М.: КД «Университет» ,1998



Дополнительная литература:

Бутенко И.А. Организация прикладного социологическо­го исследования.— М., 1998.

Войкова В.Д., Черпаков Н.Е. Организация группового оп­роса на промышленном предприятии // Социологические исследования.— 1982.— № 1.

Давыдов А.А. Объем выборки // Социологические иссле­дования.— 1988.— № 3.

Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социологи­ческие исследования.— 1982.— № 3; 1990.— № 1.

Жабский М.И. Идеология выборочных исследований // Социологические исследования.— 1994.— № 8 — 9.

Овсянников В.Г. О научности опросов общественного мне­ния // Социологические исследования.— 1991.— №9.

Логический контроль анкеты.

По окончании компоновки анке­ты ее подвергают логическому контролю, позволяющему прове­рить ее на соответствие научным критериям качества. Контроли­руются два основных параметра социологической анкеты - пра­вильность формулировки вопросов и правильность компоновки всей анкеты, ее композиция.

В первом случае каждый вопрос проверяется по следующим Критериям:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и тому подобные, дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополни­тельных высказываний респондентов.

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности? (В последнем

случае добавляют вопрос-фильтр.)

4. Достаточно ли объяснена респонденту техника заполнения

вопроса?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом форму­лировки вопроса и шкалой измерения?

6. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, ко­торые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

7. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? (Если такое подозрение есть, то нужен контрольный вопрос-фильтр на поверку компетентности.)

8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашивае­мых?

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? Если это так, то нужно расчленить список на тематический блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.

10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его досто­инства, престижных представлений?

11. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие негативные эмоциональные состояния, нарушающие психологический комфорт ситуации оп­роса)?



План защиты анкеты.

  1. Определение цели исследования.

  2. Формулировка гипотез.

  3. Направления исследования.

  4. Блоки вопросов, логичность, компоновка, завершенность.

  5. Типология вопросов, применяемых в анкете.


Тема 3 :Общество.

Цель семинарского занятия: рассмотреть основные подходы к обществу, выявить сильные и слабые стороны, проанализировать состояние cовременного российского общества с позиций структурно-функционального анализа .

Основные категории: общество, детерминизм, структурно-функциональный анализ.

План семинара:

  1. Общество в функционализме.

  2. Общество с позиций детерминизма.

  3. Общество с позиций индивидуализма

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Курбатов В И. Современная западная социология: Учебное пособие. -Ростов - на Дону.2001

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999

История социологии: Учебное пособие/ А.Н.Елсуков и др.-М.,1997



Дополнительная литература:

Руткевич М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия. // Социологические исследо­вания. 2001. № 1.

Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества. // Социологические исследо­вания. 2001.№ 4.
Тема4: Личность

Цель семинарского занятия: познакомиться с подходами в рассмотрении личности, уяснить особенности понимания личности в социологии, рассмотреть проблемы становления личности в современных условиях.

Основные категории: личность, социализация, социальный контроль, девиация, аномия, десоциализация, ресоциализация.

План семинара:


  1. Типологии личности.

  2. Личность как объект общественных отношений.

  3. Личность как субъект общественных отношений.

  4. Социализация личности:

    1. Агенты социализации.

    2. Этапы социализации

    3. Социализация в экстремальных условиях

  5. Девиантное поведение.

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999



Дополнительная литература:

Заиграев Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности. // Социологические исследования.— 2001— № 11.

Левченко И.Е. Феномен социальной смерти. // Социологические исследования.— 2001—№ 6.
Тема5 Культура в общественной системе

Цель семинарского занятия:

Рассмотреть структуру культуры, выяснить функции культуры,

познакомиться с формами культуры, проанализировать ценностные ориентации современного россиянина.

Основные категории: культура, ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура,
План семинара:


  1. Структурная архитектоника культуры.

  2. Структурная динамика культуры (концепции П.Сорокина, Т.Парсонса, Л.Уайта)

  3. Ценности как основная категория социологии культуры.

  4. Основные институты культуры: религия, наука, образование.


Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999

История социологии: Учебное пособие/ А.Н.Елсуков и др.-М.,1997

Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян. // Социологические исследования.— 2001— № 1.

Соколов А.В., Щербакова И.О.. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования.— 2003— № 1.

Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур. // Социологические исследования.— 2002— № 5.

Луков В. А Особенности молодежных субкультур в России. // Социологические исследования.— 2002— № 10.
Тема 6: Социальные институты

Цель семинарского занятия:

Рассмотреть виды и функции социальных институтов, используя материалы периодических изданий проанализировать функционирование социальных институтов современной России, ознакомиться с проявлением дисфункций.



Основные категории: социальный институт, функция, дисфункция, семья, брак экзогамия, эндогамия, эгалитарная семья, традиционная семья, эксплуататорская семья, групповой брак, калым, гостевой брак, развод.

План семинара:

  1. Дисфункции социальных институтов в современной России.

1.1Проявление явлений дисфункции в деятельности социального института;

1.2Варианты преодоления дисфункции;



  1. Семья как социальный институт.

2.1. Формы брака.

2.2 Проблемы современной семьи.

2.3 Развод (мотивы, последствия).
Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999



Дополнительная литература:

Закирова В.М. Развод и насилие в семье - феномены семейного неблагополучия. // Социологические исследования.— 2002— № 12.

Лебедь О.Л., Дудина Ю.В., Куликова Е.Н. Имидж семьи в современных русских песнях. // Социологические исследования.— 2002— № 3.

Штомпка П. Социальное изменение как травма. // Социологические исследования.— 2001— № 1


Тема 7: Социальные изменения

Цель семинарского занятия:

Познакомиться с основными концепциями постиндустриального общества, выявить проблемы связанные с процессом глобализации, определить место России в современном мире.



Основные категории: глобализация, золотой миллиард, общество постмодерна.

План семинара:

1.Социологические концепции постиндустриального общества.

2.Глобализация и социальные проблемы.

3.Место России в современном мире.

4.Концепции социальных изменений.

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Канаева Л.В. Теории социальных изменений: Учебное пособие.- Челябинск ,1999

Курбатов В И. Современная западная социология: Учебное пособие. -Ростов - на Дону.2001

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999



Дополнительная литература:

Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России. // Социологические исследо­вания. 2001. № 3.

Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление. // Социологические исследо­вания. 2002. № 12.

Заславская Т.Н. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России. . // Социологические исследо­вания. 2002.№8.

Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность. . // Социологические исследо­вания. 2002. № 3.

Романовский Н.В. Иммануил Валлерстайн предупреждает... (Еще раз о глобализации). // Социологические исследо­вания. 2001. №5.


Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997.

Тоффлер О Прогноз и предпосылки // Социологические исследо­вания. 1987. № 5.

Тоффлер О Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.

Уоллерстайн И. Капиталистическая цивилизация // РЖ Социология, 1993, № 3-4.

Уоллерстайн И. Холодная война или третий мир? // Рубежи. 1997. № 1.

Уоллерстайн И. Общественное развитие или развитие мировой сис­темы? // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1.

Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке. // Социологические исследо­вания. 2001. № 7.

Шимов Я.В. Россия на пороге XXI века: социально-политическая трансформация. // Социологические исследо­вания. 2001. № 5.

Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации. // Социологические исследо­вания. 2001. № 7.

Тема 8: Социальная стратификация.

Цель семинарского занятия:

Рассмотреть основные теории стратификации, выявить особенности стратификации в современном российском обществе, выяснить значимость социальной мобильности, проанализировать перспективы студентов по окончании ВУЗов.



Основные категории: социальная стратификация, социальная структура,

социальная мобильность, абсолютная бедность, относительная бедность, депривация.



План семинара:

1.Теории социальной стратификации.

2. Социальная стратификация в современной России.

3. Проблемы бедности в индустриальном обществе.

4.Социальная мобильность.
Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.-М.,1998

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология : Учебное пособие.- М.,1999



Дополнительная литература:

Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы. // Социологические исследования.— 2001— № 6.

Здравомыслов Г.А. Российский средний класс - проблема границ и численности. // Социологические исследования.— 2001— № 5.

Орлов С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ. // Социологические исследования.— 2001— № 11.



Контрольные вопросы:
  1. Предмет социологии

  2. Функции современной социологии


  3. Структура социологического знания.

  4. Возникновение социологии (Отцы – основатели О. Конт и Г.Спенсер)

  5. Основные социологические школы.

  6. Проблемы социологического познания.

  7. Методы социологических исследований.

  8. Способы анализа и интерпретации данных.

  9. Системный подход к общественной жизни.

  10. Типология социального взаимодействия.

  11. Концепция общества в функционализме и индивидуализме.

  12. Общество с позиций детерминизма.

  13. Ролевые теории личности.

  14. Социализация личности.

  15. Девиантное поведение.

  16. Основные элементы культуры.
  17. Типы и взаимодействие культур


  18. Социальные функции культуры.

  19. Виды и функции социальных институтов.

  20. Семья как социальный институт.

  21. Классификация социальных групп.

  22. Взаимодействие в малой группе.

  23. Формальные и неформальные группы.

  24. Структура и ценности производственных организаций.

  25. Стиль руководства.

  26. Теории социальной стратификации.

  27. Социальная мобильность.

  28. Социальная стратификация в современном обществе

  29. Основные институты культуры: религия, наука, образование.

  30. Институционализация социологии в России.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница