Программа Семейное воспитание в условиях детского дома как средство успешной социализации



Скачать 117.93 Kb.
страница1/3
Дата17.01.2018
Размер117.93 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Нижнекамский детский дом»



Авторская программа

"Семейное воспитание в условиях детского дома
как средство успешной социализации


детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Автор: воспитатель


первой квалификационной категории
Абдуллиной С.И.

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, особенно в определении и исполнении социальных ролей. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, определяющих его стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически весьма важного в самостоятельной жизни.

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию.

Анализ состава детского контингента в Нижнекамском детском доме показывает, что из 20 воспитанников у нас преобладают дети, чьи родители лишены родительских прав или отказались от них при рождении ребенка, недееспособны по болезни. В нашем детском доме только 3 (15%) воспитанника имеют статус «ребенок-сирота», остальные (85%) – «социальные сироты». Из них 2% - дети, которые обучаются в специализированной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида и 2% - в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат VI вида.

Для ребенка, который воспитывается в детском доме, микро факторы социализации имеют иную значимость, чем эти же факторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми объектами социализации для воспитанника детского дома являются: коллектив, сверстники, воспитатели детского дома, школа и т.д. При этом происходит социальное самоопределение воспитанников – выбор ими места в обществе и последующее включение их в систему общественных отношений на основе сформировавшихся у них (воспитанников) интересов и потребностей. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. Но вот у детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у детей-сирот нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации их представлений о роли личности в обществе (о роли их собственной личности).

Дети попадают в наше учреждение, пройдя тяжелые жизненные испытания. Есть такие, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Нетрудно себе представить, насколько возрастает в этом случае роль детского дома.

Есть у нас и дети, их большинство, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они в ней не живут. Зная, однако, о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, нередко ищут для себя оправдания их асоциальному поведению, что исподволь формирует у таких детей недоверие и даже враждебное отношение к окружающим их взрослым из детского дома; безусловно, у этих детей непросто заслужить доверие.

В такой ситуации особую трудность представляет работа педагога, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение воспитанниками социальной роли члена семьи. Причем важно не создать у ребенка искаженное представление о семье. Обеспечить это можно только в условиях сотрудничества, взаимной поддержки и ответственности.

Администрация и коллектив нашего детского дома задумались над тем, как же вырастить из воспитанников детского дома хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Однако, они чаще, чем домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить благополучную семью. Как подготовить детей к самостоятельной жизни?

Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. В педагогической науке данной проблеме не уделяется должного внимания, отсутствуют государственные программы для детских домов. В России нет государственных разработанных технологий, программ воспитания детей-сирот.

Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и т. д., но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- формировать представление о семейных ролях членов семей и взаимоотношениях в семье;

- приобщить к положительным традициям национальной культуры русской семьи. Формирование семейных ценностей на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье;

- формировать "семейные" отношения в группе;

- воспитание семьянина, способного в будущем самостоятельно создать семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, способных вырастить своих детей (профилактика сиротства);

- подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях.



ЗАДАЧИ:

- обобщение и закрепление общежитейских умений и навыков;

- создание системы социально-бытовых, экономико-трудовых, гражданско-правовых и коммуникативных навыков.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: занятия, включающие практическую работу; лекции; беседы; деловые и ролевые игры, создание коллажей.

Выбор форм и методов должен быть направлен на повышение уровня усвоения материала.



ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: воспитанники школьного возраста.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

  1. Уважение и доверие к человеку (свобода выбора, развитие инициативы, взаимоуважение, поощрение достижений).

  2. Сотрудничество (переход к субъективно-субъектным отношениям).

  3. Индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей, жизненного и социального опыта, психолого-педагогическое изучение каждой личности).

  4. Обогащение личности через приобщение к общечеловеческим ценностям.

  5. Постоянное совершенствование и творчество.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

- постоянное изучение и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- организация общения и развития коммуникативных способностей детей в совместной деятельности;

- социально-практическая направленность воспитательной работы – применение приобретенных знаний и умений в быту, на практике;

- сотворчество детей и взрослых;

- создание развивающей среды с учетом индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.

Работа по программе носит всесторонний характер, состоит из разделов, рассчитана на один год. Работа не ограничивается занятиями воспитателей. Учитывая тематическое разнообразие программы, к работе привлекаются и узкие специалисты детского дома – педагог-психолог, социальный педагог (правовая база), инструктор по труду, медицинская служба.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: сентябрь 2014 года – май 2015 года.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


  1. Сформированность понятий и знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, домашнем труде, хозяйстве семьи, ее бюджете, нформированности по вопросам сохранения собственного здоровья.

  2. Осмысленное осознание института семьи как ценности, формирование мотивации для создания собственной семьи и воспитания собственных детей

  3. Позитивная динамика воспитанников по отношению к семье, стабилизация морально-нравственного климата в микросоциуме детского дома (в группе).

  4. Приобретение навыков саморегуляции и рефлексии.

Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. «Мир, в котором я живу»


5

3

Раздел 2. «Семья. Семейные роли»


4

4

Раздел 3. «Семейные ценности»


5

3

Раздел 4. «Дом, в котором мы живем и семейные традиции»


5

3

Раздел 5. «Экономика. Потребительская среда»


4

3

Раздел 6. «Жилищно-бытовая система»


3

2

Раздел 7. «Система социального обеспечения. Здравоохранение»



5


3

Раздел 8. «Мир, который построю я»

3



2

Общее количество часов:

32

23



Каталог: upload -> images -> files
files -> Урок по изучению творчества Е. И. Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве»
files -> Рабочая программа «От рождения до школы»
files -> Межведомственная комиссия совета безопасности республики татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Концепция профилактики вич/спида в образовательной среде
files -> Рабочая программа учебного предмета ансамбль дополнительной общеобразовательной


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница