Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в фгбоу во «ЮУрггпу» (бакалавриат)



Скачать 141.93 Kb.
страница1/2
Дата07.08.2018
Размер141.93 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА

Пояснительная записка

Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» (бакалавриат). Экзаменационные задания по обществознанию соответствуют требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Данная программа ставит целью проверку знаний, навыков, умений по обществознанию у поступающих в вуз абитуриентов в объеме программы общеобразовательной школы. Экзаменационный тест соотносится с целями обучения обществознания в школе. В результате выполнения работы проверяются наиболее существенные элементы содержания курса обществознания основной и средней (полной) школы, сформированность у абитуриентов научного мировоззрения и их компетентности; они должны:
Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека;

- основные этапы и факторы социализации личности;

- место и роль человека в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- основные социальные институты и процессы;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинноследственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Продолжительность экзамена – 2 астрономических часа.

Содержание программы

Человек и общество

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) .Мировоззрение, его виды и формы .Виды знаний .Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества .Понятие культуры. Формы и разновидности культуры .Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) .



Экономика

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система .Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина .



Социальные отношения

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак .



Политика

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России .



Право

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.



Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. Обществознание – М. «Просвещение», 2012-2014.

  2. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание – М. «Просвещение», 2012-2014.

  3. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М. и др. Обществознание – М. «Баллас», 2012-2014.

  4. Кравченко А.И. Обществознание – М. «Русское слово», 2012-2014.

  5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание – М. «Русское слово», 2012-2014.

  6. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание – М. «Дрофа», 2012-2014.

  7. Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание – М. «Мнемозина», 2012-2014.

  8. Жихаревич М.Е., Федорова Н.Д., Пасман Т.Б. Обществознание – М. «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012-2014.

  9. Обществознание: пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. – Изд.9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

  10. www.fipi.ru

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из трех частей, включающих в себя 37 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.

Часть 3 содержит 9 заданий с развернутым ответом (С1-С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать или аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Все бланки бланки ЕГЭ заполняются черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком. Обращаем ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Например:



Тема: «Человек и общество»

Часть А

Начало формы



1.Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены

  

 1) 

возрастные физические особенности

  

 2) 

расовые отличия

  

 3) 

проявления наследственности и изменчивости

  

 4) 

духовные идеалы и ценности




Начало формы

2.Научные знания отличаются от обыденных тем, что они

  

 1) 

отражают окружающую действительность

  

 2) 

предполагают проверку истинности полученных сведений

  

 3) 

формируются на основе наблюдений

  

 4) 

передаются из поколения в поколение



Начало формы



3.Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.

Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Начало формы

4.В отличие от учёбы, труд

  

 1) 

способствует познанию мира

  

 2) 

предполагает использование специального оборудования

  

 3) 

позволяет удовлетворять материальные потребности

  

 4) 

осуществляется как индивидуально, так и сообща



Начало формы



5.Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?

  

 1) 

экономические

  

 2) 

социальные

  

 3) 

идеальные

  

 4) 

эстетические




Начало формы

6.Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру.

Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Начало формы

7.К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

  

 1) 

«золотой век» человечества остался в прошлом

  

 2) 

история «движется по кругу»

  

 3) 

менее совершенные формации сменяются более совершенными

  

 4) 

общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам




Начало формы

8.Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

  

 1) 

социальные

  

 2) 

биологические

  

 3) 

материальные

  

 4) 

эстетические




Начало формы

9.Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

  

 1) 

вера в существование сверхъестественных сил

  

 2) 

теоретическое обоснование законов развития природы и общества

  

 3) 

художественное выражение отношения к миру

  

 4) 

предложение законченной мировоззренческой системы




Начало формы

10.Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

  

 1) 

личности

  

 2) 

индивида

  

 3) 

гражданина

  

 4) 

общественного деятеля








Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница