Программа повышение квалификации по направлению «Основы православной культуры»



страница1/71
Дата11.08.2018
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

ПРОГРАММА

повышение квалификации

по направлению «Основы православной культуры»


ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТЕЙ


ВИД РАБОТЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Лекции

56

Практические занятия

16

Итоговая аттестация: зачет




ВСЕГО

72



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: дать представления о богословских, культурологических, педагогических и методических основах теологии.

Задачи:


- повысить уровень компетентности слушателей в области богословских, культурологических, педагогических и методических основ теологического образования;

- сформировать правильный, соответствующий современным научным представлениям, взгляд на теологию в ходе объективного информирования педагогов о характере ее исторического развития и современном состоянии;

- сформировать ценностное отношение к историческому наследию российской культуры, в котором православная религия и церковь всегда занимали значительное место и сыграли важную роль в его созидании;

- сформировать объективное и ясное представление о воспитательном потенциале, о возможностях использования материала основ теологии с целью приобщения учащихся к истокам российской национальной культуры, патриотического, нравственного, эстетического воспитания школьников;

- оказать помощь в использовании культурно-исторического наследия православия;

- обеспечить участников курсов методической и учебной литературой.



  1. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Обучение рассчитано на 72 часов аудиторных занятий и занимает 8 дней.

  1. ПРОГРАММА КУРСА

3.1. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Краткое содержание

Лекции

Тема 1. Священная История Ветхого Завета

Предварительные сведения о Священном Писании. Сотворение мира и человека. Допотопное и послепотопное человечество. Патриархальный период истории еврейского народа. Период пребывания евреев в Египте. Период вождей. Период судей. Период царей. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах. Период вавилонского плена. Состояние ветхозаветной истории после освобождения иудеев из вавилонского плена до Рождества Иисуса Христа.



Тема 2. Священная История Нового Завета

Понятие о Священном писании Нового Завета. Краткий обзор истории канона священных книг Нового Завета. Краткий обзор истории священного новозаветного текста.



Тема 3. Ведение в Литургическое Предание

Общие понятия православного учения о Таинствах. Первые Таинства (Таинства Крещения и Миропомазание). Таинства Покаяния и Елеосвящения. Таинство Причащения. Таинство Брака. Таинство Священства.



Тема 4. Основы Православия

Основы христианского мировоззрения. Основы христианской нравственности. Основы православного христианского мировоззрения.



Тема 5. Основное богословие

Понятие о религии. Происхождение религии. Различные гипотезы о происхождении религии. Философские учения о религии: деизм, пантеизм, теизм. Обоснование основных истин религии. Религия и наука. Откровение Божие. Некоторые проблемы апологетики в современном мире. Обоснование сверхъестественного происхождения христианства.



Тема 6. Христианская антропология

Введение. Человек первозданный. Человек падший. Человек во Христе. Человек в вечности.



Тема 7. Иконография.

Начало научной разработки церковного искусства, зарождение церковной археологии. Возникновение научной реставрации памятников древнерусского искусства. Искусство в ранних формах богослужения (катакомбы). 2-4 вв. Взгляд на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого, Григория Нисского. Иконоборчество и защитники иконопочитания. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Типология иконных изображений (иконография Спасителя). Типология иконных изображений (иконография Богоматери).



Тема 8. Церковный этикет

Нравственная культура и этикет. Феноменология православного благочестия и правила хорошего тона. Основные концепты этикетной культуры. Сфера эстетических ценностей и их влияние на формирование этикетной культуры.



Тема 9. История Русской Церкви

Досинодальный период истории Русской Церкви. Синодальный период истории Русской Церкви. Новейший период истории Русской Церкви.



Тема 10. Церковнославянский язык

Понятие о церковнославянском языке как высшей форме русского. Церковно-славянский язык как поэтический текст. Появление славянской письменности. Особенности изучения церковнославянского языка, программы и учебные пособия.



Тема 11. Православие и музыкальная культура

Основные положения теории и истории богослужебного пения. Появление музыки и пения в истории человечества. Певческая традиция: культурная и культовая. Богослужебное пение в Новом Завете и в апостольский век. Святые отцы - песнотворцы. Октоих св. Иоанна Дамаскина. Осмогласие Восточной Церкви. Ектении. Трисвятое. Пение в Русской Православной Церкви. Колокольные звоны.



Тема 12. Православие и русская литература

Введение. Православие и русская литература. Русская литература ХVII –ХVIII веков и Православие. Русская литература ХIХ века и Православие. Литература ХХ века и Православие.



Тема 13. Христианская педагогика

Введение. Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения. Теоретические основы православной педагогики и психологии. Практическая педагогика.



Тема 14. Методика преподавания богословских дисциплин

Богословские дисциплины в системе образования России. Концептуальные основы преподавания православной культуры в светской школе. Учебно-методическое обеспечение преподавания богословских дисциплин. Основы методической культуры преподавателя богословских дисциплин. Основы проектирования преподавания богословских дисциплин.


Тема 15. Методика преподавания модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

Урок православной культуры. Методы и приемы преподавания «Основ православной культуры». Особенности построения беседы с опорой на литературное произведение. Организация внеклассных мероприятий в рамках курса «Основы православной культуры»

Тема 16. Государственная политика в области образования

Религиозное образование. Профессиональное религиозное образование. Статус учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений). Образовательная деятельность религиозных организаций. Закон «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Содержание понятия «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Общие требования к содержанию образования. Воспитательный компонент образования. Отражение национальных культур и региональных культурных традиций в содержании образования. Образовательные учреждения.

Права родителей в области образования детей. Значение мировоззрения родителей в вопросах воспитания детей.

Обучение детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Обучение детей религии и религиозное воспитание последователей: уставная деятельность религиозных организаций с точки зрения Закона «Об образовании» и Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Практические занятия

Ведение в Литургическое Предание

Тема 1. Проведение службы: Литургия.

Участие слушателей в богослужении в качестве регентов, певцов, чтецов, уставщиков и алтарников.



Тема 2. Проведение службы: Всенощное бдение.

Участие слушателей в богослужении в качестве регентов, певцов, чтецов, уставщиков и алтарников.



Христианская педагогика

Тема 1. Дидактические средства: методики и технологии.

Понятие методики как последовательности организационных форм внутри учебного периода. Качественные признаки методик. Понятие педагогической технологии. Классификация технологий. Технологические карты. Интенсификация процесса обучения как дидактическая проблема. Интенсивные образовательные технологии. Технологии преподавания в вузе.



Методика преподавания богословских дисциплин

Тема 1. Основы методической культуры преподавателя богословских дисциплин.

Понятие духовно-нравственного развития. Личностное самоопределение учителя в традициях православной церковности и православной культуры. Мировоззренческое самоопределение. Самоопределение в отношении саморазвития.

Самодисциплина и самоорганизация учителя. Развитие рефлексивной культуры. Развитие навыков методического проектирования. Коммуникативная культура учителя.

Категориальные схемы педагогики как инструмент анализа педагогического опыта и методических систем. Принципы реализации активных педагогических методов. Методы организации дискуссий и обсуждений. Методы развития навыков исследовательской деятельности. Методы развития организационной культуры. Методы работы с ценностно-смысловым компонентом содержания образования.



Тема 2. Основы проектирования преподавания богословских дисциплин.

Способы описания педагогической деятельности и образовательной системы. Богословская дисциплина в системе педагогической деятельности и в образовательной системе. Формирование образовательной программы и программы педагогической деятельности. Двудоминантность педагогической деятельности. Категории проектирования программы: принципы, предмет, целевая группа, цель, задача, содержание, методы, результаты, оценка результата. Проблема педагогических методов освоения ценностно-смыслового содержания. В условиях мировоззренческого плюрализма современной России.



Тема 3. Особенности организации учебной деятельности при изучении богословских дисциплин.

Специфика принципов и средств православной педагогики. Методы и приемы формирования теологических знаний. Конфессиональный характер преподавания теологии. Закономерности формирования религиозных представлений. Тематическое, перспективное и текущее планирование религиоведческих курсов. Специфический характер теологических знаний и особенности (методики) работы с ними.



Методика преподавания модуля “Основы православной культуры” курса ОРКСЭ

Тема 1. Урок православной культуры.

Структура урока. Особенности каждого этапа. Цели и задачи, определяющие содержание и структуру урока. Типы уроков православной культуры и возможные формы их проведения. Методическое обеспечение уроков. Технические средства обучения. Аудио- и видео-средства и их использование на уроках ОПК в начальной школе.



Тема 2. Методы и приемы преподавания ОПК.

  • методы устного изложения (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (демонстрация, иллюстрация, видеометод),

  • практические методы (упражнения, практические работы),

  • дидактические игры,

  • самостоятельная работа,

  • метод организации дискуссий и обсуждений.

Тема 3. Организация внеклассных мероприятий в рамках курса ОПК.

Внеклассные мероприятия в рамках курса православной культуры. Паломнические поездки. Экскурсии. Организация школьных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, День Победы, День Славянской письменности и культуры). Православное краеведение.

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Учебный план прогаммы



№ п/п

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля


Лекции

Практич.

занятия



Священная История Ветхого Завета

4

4








Священная История Нового Завета

10

10








Введение в Литургическое Предание

8

4

4





Основное богословие

4

4








Основы Православия

8

8








Христианская антропология

4

4








Иконография

2

2








Церковный этикет

4

4








История Русской Церкви

4

4








Церковнославянский язык

2

2








Православие и музыкальная культура

2

2








Православие и русская литература

4

4








Христианская педагогика

4

1

3





Методика преподавания богословских дисциплин

4

1

3





Методика преподавания модуля «Основы
православной культуры» курса ОРКСЭ

4

1

3





Государственная политика в области образования

4

4









Итоговая аттестация










Зачет


Каталог: doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница