Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «социальная психология» специальности «психология»



Скачать 421.59 Kb.
страница1/9
Дата14.04.2018
Размер421.59 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация специалист и включает следующие разделы
Раздел 1. Введение

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания.

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Современное понимание предмета социальной психологии.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли. “Утилитаризм” и приоритет онтологических и социальных проблем над гносеологическими. Проблема соотношения личности и общества в концепциях М.М.Лаврова, и Н.К.Михайловского. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Позиция Г.И.Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Три точки зрения на предмет социальной психологии, предложенные в дискуссии. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. К.Н.Корнилов о социальном поведении личности в группе как “реакции” на средовые стимулы. Реактология и рефлексология как разновидность бихевиоризма в отечественной психологической традиции.

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

Общественно-исторические и гносеологические предпосылки формирования научных представлений о социальной структуре, социальном поведении человека, соотношении индивидуального и социального. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. Первые попытки осмысления структурных особенностей социума, вычленения стадий социальной динамики, механизмов социального контроля поведения, анализа процесса интериоризации социальных норм как психологической основы социального поведения человека (на примере концепций О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма).

Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения в рамках классической западноевропейской социологии. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни (концепция Э.Дюркгейма). “Факты коллективного сознания” как исторический аналог понятия социальных представлений современной когнитивистской ориентации в социальной психологии.

Культура как предмет социально-психологического анализа в «психологии народов» В. Вундта.

Иррационализм в анализе социального поведения: психологическое направление в социологии и первые социально-психологические концепции. Представления Г. Тарда о механизмах взаимодействия индивидов в больших группах. Психологические характеристики толпы, механизмы заражения и внушения в большой группе. “Психология масс” Г. Лебона как одна из первых социально-психологических концепций. Социально-психологическая проблематика в классическом психоанализе. Полемика З. Фрейда с Г. Лебоном: проблема механизмов человеческого поведения, вопросы лидерства и внутригрупповой структуры. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.

Феноменологические традиции исследования социальности. Основные положения концепции М. Вебера.

Начало экспериментального периода в развитии социальной психологии в ХХ веке. Специфика «американского» подхода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Гуманистическая психология и ее роль в практической социальной психологии.

Анализ закономерностей социального поведения в основных необихевиористских концепциях. Теория фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда. Представления А.Бандуры о механизмах социального научения. Теории межличностного взаимодействия как обмена (подходы Д.Тибо, Г.Келли, Дж.Хоманса).

Представления о развитии малой группы в рамках психоаналитической ориентации в социальной психологии (концепции В.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, В.Шутца). Теория авторитарной личности Т.Адорно.

Символический интеракционизм Д.Г.Мида у истоков становления интеракционистской ориентации в социальной психологии. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма. Ролевые теории (И.Гоффман, Т.Сарбин) и теории референтной группы (Г.Хаймен, Р.Мертон и др.).

Когнитивистская ориентация в социальной психологии. Теории когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т. Ньюком, Л.Фестингер, Ч. Осгуд и П.Танненбаум). Позиция "второй версии" когнитивного подхода. Когнитивистская ориентация и современная психология социального познания.

Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине ХХ века: американские и западноевропейские подходы. Позиции В.МакГвайра, К.Гергена, С.Московиси, А.Тэшфела. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии ХХI века.
Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования.

Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.

Понятие методологии научного исследования в современном науковедении: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования.

Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Основные типы социально-психологических исследований: фундаментальное и прикладное. Программа социально-психологического исследования: структура и функции. Понятие "цель", "задачи", объект", "предмет" исследования. Виды гипотез (описательная и объяснительная). Стратегический план исследования: поисковый, описательный, экспериментальный. Проблема репрезентативности. Понятия генеральная и выборочная совокупности. Способы формирования выборки. Ошибки выборки.

Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, шкалы. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (достоинства и недостатки лабораторного эксперимента; квазиэксперименты). Методы обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Соотношение методологии и конкретных методик исследования.

Понятие качественных методов. Валидность и достоверность качественных данных. Пути повышения валидности результатов. Надежность качественных данных. Критерии оценки достоверности качественных исследований. Выборка в качественном исследовании. Полнота полученных данных. Соответствие теории и результатов исследования.

Классификация и тактики качественного исследования. Использование нескольких методик и их сочитаемость.

Качественные методы исследования: индивидуальные (глубинное фокусированное интервью, наблюдение) и групповые (групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйисторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы).

Предмет фокус группового исследования. Ситуации применения фокус-групп. Процедура и методические приемы фокус-группы. Рекрутирование участников. Критерии отбора респондентов. Количество участников группы. Ограничения на участие в группе.

Принципы составления топик-гайда. Задаваемые вопросы. Количество вопросов. Выбор необходимых проективных методик. Роль модератора. Факторы, определяющие стиль модерирования. Возможные ошибки модерирования. Организация работы фокус-группы. Стратегия поведения модератора в ходе работы группы. Вступительное слово модератора. Тактика модератора по отношению к различным категориям участников группы.

Критерии эффективной фокус-группы.

Проективные техники, используемые в качественных исследованиях.

Сравнительные характеристики качественных и количественных методов исследования.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

Консультирование. Виды и этапы социально-психологического консультирования. Индивидуальное, семейное, организационное консультирование. Общие принципы и специфические характеристики.

Тренинг. Тренинг как подготовка и тренировка. Концепции обучения, основанного на опыте и обучения, ориентированного на компетенции.

Организация и проведение тренинга. Информационно-методическое обеспечение. Оценка эффективности тренинга. Шкала Киркпатрика.

Тренинг компетентностей. Место тренинга в системах развития компетентности. Универсальные и специализирующие тренинги. Социально-психологический тренинг. Основные принципы конструирования программы социально-психологического тренинга. Тренинг базовых коммуникативных умений. Тренинг личностного роста. Тренинг ассертивности.

Тренинг командообразования. Обучающаяся команда как основа самообучающейся организации. Формирование общего видения. Позиционирование в команде. Командная сыгровка.


Раздел 2. Общение

Тема 4. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Методологические проблемы в анализе общения. Структура общения.

Общественные и межличностные отношения. Социальная роль как способ поведения личности в системе общественных отношений. Понятие "межличностные отношения", их эмоциональная основа. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии. Методологические проблемы в анализе общения: общение как интенциональный и неинтенциональный процесс; общение как акт поведения и как коммуникативное состояние личности; проблема соотношения общения и деятельности.

Уровни анализа общения: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Общение с реальным партнером (партнерами) и различные формы квазиобщения (М.С.Каган). Структура общения: коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны общения (Г.М.Андреева). Вербальное и невербальное общение. Виды общения (А.А.Леонтьев, М.И.Бобнева, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская), трудности межличностного общения (В.Н.Куницына, Е.В.Цуканова), феномен затрудненного общения (В.А.Лабунская).

Теоретические подходы к разработке проблемы общения в отечественной психологии (В.М. Бехтерев, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, К.С.Станиславский, А.А.Леонтьев, А.У.Хараш).

Основные направления исследования общения в современной отечественной психологии: трансформация психических процессов в условиях общения; общение в условиях совместной деятельности; общение и личность; общение как коммуникативное воздействие; проблемы невербальной коммуникации; психолингвистические исследования общения; онтогенетические исследования общения; общение в контексте обучения и воспитания.


Тема 5. Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией.

Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация; способы организации текста. Монологическое и диалогическое общение (М.М.Бахтин, А.У.Хараш). «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Явление фасцинации (А.А. Брудный).

Основные знаковые системы. Речь как средство вербальной коммуникации. Процессы, препятствующие достижению взаимопонимания в речевом общении. Проблемы эффективности речевого воздействия.

Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Характеристики коммуникатора, сообщения, аудитории и канала как условия эффективности коммуникативного воздействия. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения.

Убеждающая коммуникация. Исследования К.Ховланда и его коллег. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации: вероятностная модель обработки информации (Р.Петти, Дж.Качоппо), эвристико-систематическая модель (Ш.Чейкен).

Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) и ее культурная обусловленность. Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека (Р.Бёрдвистел) и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации (П.Экман и В.Фризен). Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения в речь) и ее значение для придания выразительности речи. Проксемика: пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Дистанции в общении (Э.Холл). Другие виды невербальной коммуникации (тактильный контакт, ольфакторная система). Проблема интерпретации невербального поведения. Системы психологических значений и типы интерпретаций невербального поведения (В.А.Лабунская).

Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью – проблема коммуникативных ситуаций. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития (Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская).
Тема 6. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями.

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский). Основные понятия транзактного анализа Э.Берна. Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии (Н.В.Гришина, А.И.Донцов, Л.А.Петровская). Виды конфликтов (М.Дойч). Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (модель и методика К.Томаса). Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Проблема управления конфликтом. Принципиальный подход к переговорам (Гарвардский проект Р.Фишера, У.Юри и Б.Паттона).

Манипуляции в общении (Е.Л. Доценко). Понятие ассертивного поведения.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса и возможности ее практического использования. Попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.


Тема 7. Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей.

Анализ перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер). Специфика использования понятия "социальная перцепция в социальной психологии. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалёв).

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация).

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; модели атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Понятие социальной атрибуции. Содержание и значение стереотипизации. Функции стереотипов.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен атракции (Л.Я.Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни атракции. Факторы, влияющие на атракцию. Практическое значение исследований атракции. Доверительность в общении (В.С.Сафонов, Т.П.Скрипкина).

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга (Ю.М.Жуков). Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности. Понятие и функции обратной связи, ее виды и формы (Л.А.Петровская, О.В.Соловьева).

Общение и познание. Роль коммуникации при познании социальных явлений. Процесс производства социальной информации. Общая характеристика: а) особенности категоризации социальных объектов; проблема эвристик (их основные виды); б) основные этапы когнитивной работы: внимание, кодирование, хранение (прототипы, схемы, скрипты, имплицитные теории личности), восстановление информации; возможные ошибки на каждом этапе; в) язык и языковые элементы в процессе переработки социальной информации. Социальное познание как конструирование образа социального мира (Г.М.Андреева).

Необходимость выхода «за пределы когниций». Эмоциональные компоненты социального познания: а) дискуссия по поводу соотношения эмоций и когниций в социальном познании (два подхода); б) роль настроения в процессе социального познания (влияние на работу с когнитивными схемами); в) роль социальных установок на различных этапах работы с социальной информацией («биполярная модель» К.Джуда и Дж. Кулика); г) перцептивная защита и ее специфические формы в социальном познании («вера в справедливый мир», «синдром выученной беспомощности). Учет эмоциональных факторов как попытка ликвидации когнитивной «стерильности» работы с социальной информацией.


Каталог: educat -> dnevn -> gos
educat -> Тема 7: Социальные изменения и процессы. Основные вопросы
educat -> Рабочая программа учебной дисциплины социология для подготовки бакалавров фгос впо 3-го поколения Направление: 110500. 62: «Садоводство»
gos -> Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Медиапсихология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология развития» специальности «психология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология развития» специальности «психология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «социальная психология» специальности «психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница