Программа по учебному предмету «ансамбль» п. Энергетик 2015 г. «Одобрено» Методическим советом



Скачать 47.86 Kb.
страница1/6
Дата30.01.2018
Размер47.86 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

п. Энергетик
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»
программа по учебному предмету

«АНСАМБЛЬ»

п. Энергетик 2015 г.





«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД ДШИ
_______________________2015 г.

дата рассмотрения



«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДШИ – Швецова Инга Александровна

______________(подпись)

_______________________2015 г.

(дата утверждения)

Разработчик – Ширяева Ольга Викторовна - преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ п. Энергетик.

Рецензент – Светлана Васильевна Костромитина - преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ п. Энергетик.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка…………………………………………..

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;




3

II. Содержание учебного предмета…………………………………..

- Учебно-тематический план;

- Содержание разделов;

- Примерный репертуар;




5

III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………..


9

IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………..

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;


9

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


10

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…


12




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение первоначальных навыков игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.

Введение предмета «Ансамбль» с первого класса обусловлено рядом факторов, среди которых:

- фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности;

- радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства, что способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте;

- при игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало;

- игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром на начальном этапе происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Изучение программы начинается с первого класса. При реализации 3-летней общеразвивающей программы «Фортепиано», продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Ансамбль» составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6




Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная работа

16

19

16

19

16

19

105

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

210


Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная или мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока - 40 минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.


Цели и задачи учебного предмета

Цель:


  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося и овладение им первоначальных навыков грамотного исполнения на фортепиано ансамблевых произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства, формирование творческой потребности в музицировании.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром.


Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия по учебному предмету «Ансамбль» в соответствии с санитарными нормами проводятся в учебной аудитории, которая соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда.



Оборудование класса: два инструмента фортепиано, два стула, подставки для регулирования высоты сидения, метроном, портреты пианистов и композиторов, методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия.


  1. Содержание учебного предмета

В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Ежегодно ученики должны пройти 4-5 ансамблевых произведений различного уровня сложности и с различной степенью подготовки. В конце каждого полугодия обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.


Учебно-тематический план (ежегодный)




Каталог: img -> upload
upload -> Общая характеристика исследования
upload -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
upload -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
upload -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании
upload -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
upload -> Философия политики освальда шпенглера
upload -> Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития
upload -> Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)
upload -> Русская антиутопия хх-начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница