Программа по предмету «Ансамбль» рассчитана на учащихся по классу фортепиано возраст от семи до четырнадцати лет по семилетнему курсу обучения



Скачать 78.23 Kb.
Дата30.01.2018
Размер78.23 Kb.
ТипПрограмма

Разработчик программы - Волынская О.В., преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Рецензент – Радишевская М.А., директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Музыкальное образование – одна из важнейших составляющих эстетического воспитания и духовного развития ребёнка. Задача детской школы искусств создать условия для формирования и развития их художественного вкуса, выявить и развить творческие задатки детей, обучить ихигре на музыкальных инструментах.

Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, в частности, таким формам, как ансамбль и аккомпанемент.

Учащиеся, владеющие основами самостоятельной творческой деятельности в области ансамблевой игры и аккомпанемента, легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников в общеобразовательной школе, являются, по сути, пропагандистами музыкального образования.

Данная программа по предмету «Ансамбль» рассчитана на учащихся по классу фортепиано – возраст от семи до четырнадцати лет – по семилетнему курсу обучения.

Цель программы - формирование устойчивого интереса к музицированию и в целом обучению в школе. Программа создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков, способствует поддержанию интереса к занятиям у детей со средними и слабыми музыкальными данными.

Задачи программы: реализация исполнительских возможностей учащихся с хорошими музыкальными данными; достижение возможности художественного самовыражения и реализация полученных навыков учащимися со средними и слабыми музыкальными данными; осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса; решение социальных задач – повышение коммуникабельности, воспитание морально-эстетических принципов социального поведения.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся. Так , например, одной из эффективных форм ансамблевого музицирования является ансамбль педагог-ученик, особенно в начальных классах.

Ансамблевые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ.

1й этап.


1-4 классы – обучение первоначальным навыкам игры в ансамбле как с преподавателем, так и с учащимся.

2й этап.


5-7 классы – совершенствование навыков игры в ансамбле.

Занятия предполагают практическую форму работы раз в неделю и рассчитаны на 40 минут, т.е. 1 урок.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. Главная задача первого года обучения – научиться слушать друг друга.

При изучении первых ансамблей рекомендуется разбирать их сначала в классе.

По мере усложнения художественных задач усложняются и технические трудности ансамблевых произведений. Усложняется фактура: появляются гармонические и мелодические интервалы, аккорда, короткие арпеджио; усложняется ритмический рисунок, появляются синкопы; расширяется тональная сфера за счёт тональностей с большим количеством знаков и т.д. Каждый новый тип фактуры лучше осваивать с двудольного размера.

На определённом этапе работы происходит освоение, а затем и осознание жанровых особенностей музыки – песенности,маршевости, танцевальности.

Наряду с воспитанием образного мышления в ансамбле решаются проблемы развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащихся. Практика показала, что в ансамблевой игре эти навыки закрепляются значительно прочнее и интенсивнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.

Ученик с первых же уроков участвует в исполнении многоголосной музыки. Это способствует развитию гармонического слуха.

Ансамблевая игра развивает и ладовое ощущение ученика особенно на начальном этапе игры вместе с педагогом, так как партия педагога обогащает и проясняет ладовые связи музыкального произведения.

Исполняя произведения с элементами полифонии( преимущественно разнотемной и подголосочной), развивается полифонический слух и вкус ученика. Это является определённой ступенью в подготовке к самостоятельному исполнению полифонических пьес.

Кроме ансамбля по вертикали (звуковое соотношение, временное совпадение) необходимо слышать ансамблевый диалог. Любой ансамбль требует ритмической точности, согласованности нюансировки, распределения внимания на обе партии. Желательно, чтобы ученик научился следить по нотам за обеими партиями, не глядя на руки.

Другая важная задача, стоящая перед юными пианистами – это педализация. В фортепианном ансамбле эта роль отдаётся второй партии. Это должна быть тонкая, красочная педализация, точно соблюдены паузы. Кроме прямой и запаздывающей педалей желательно использовать полупедаль (в старших классах).

В специальных классах ансамбля следует широко практиковать чтение с листа ансамблевых произведений. В ансамбле должны играть как сами учащиеся, так и педагог с учеником. Эта форма работы вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Не мола важно, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию.

В старших классах работа над навыками ансамблевого исполнения продолжается.

Пары учащихся в ансамбль подбираются с учётом их индивидуальных особенностей, продвинутости. Это позволяет максимально развить музыкальные способности каждого ученика.

УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ.

Основной формой учёта успеваемости является выставление оценок на уроке и в конце полугодия. В конце учебного года выставляется итоговая оценка на основании оценок за полугодия и зачётных результатов. Учащийся в течение года должен изучить не менее 4х произведений различных по характеру. Ансамблевые номера включаются в классные, шефские и школьные концерты.

Программа для исполнения на зачёте составляется с учётом индивидуальных возможностей учеников и должна состоять из двух контрастных по характеру произведений. Все выступления обсуждает и оценивает комиссия педагогов.

В свидетельство об окончании школы выводится итоговая оценка, учитывающая успехи ученика в течении всего периода обучения в классе ансамбля

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОГРАММЫ ЗАЧЁТОВ.

1 класс


  1. Обр. Литовко Ю. В сыром бору тропина.

  2. Качурбина М. Мишка с куклой.



  1. Обр. Римского-Корсакова Н. Здравствуй, гостья зима.

  2. Р.Паулс. Перел. Геталовой. Сонная песенка.



  1. Шишкин М. Ночь светла.

  2. Шаинский В. Песенка крокодила Гены.



2 класс

  1. Витлин В. Обр.Любомудровой. Детская песенка.

  2. Обр. Дементьевой-Васильевой С. Украинский танец. Дождик.



  1. Гречанинов А. На зелёном лугу.

  2. Вивальди. Финал из маленькой симфонии № 1.



  1. Кепитис Я. Латышский народный танец.

  2. Рубинштейн А. Мелодия.



3 класс

  1. Моцарт. Отрывок из 1 части симфонии соль минор.

  2. Обр. Берковича. У соседа хата была.



  1. Обр. Мильмана М. Украинский народный танец.

  2. Вилкис Э. Пер. В.Дуловой. Сбацаем блюз.



  1. Керн. Дым.

  2. Петерсон. Старый автомобиль.

4 класс

  1. Рыжкова И. Вариации на тему русской народной песни «Ах, вы, сени…»

  2. Штраус. Персидский марш.

  1. Медведовский Е. Когда не хватает техники. Фортепианная версия песни Б. Савельева.

  2. Хачатурян К. Танец тыквы из балета «Чипполино».



  1. А.Петров. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля».

  2. Дашкевич. Увертюра из к/ф «Шерлок Хомс и доктор Ватсон».

5 класс

  1. Хачатурян К. Галоп из балета «Чипполино».

  2. Лоу Ф. Куплеты Дулиттла из оперетты «Моя прекрасная леди».



  1. Джоплин С. Клеопа.

  2. Хачатурян К. Вальс цветов из балета «Чипполино».



  1. Шуберт Ф. Музыкальный момент.

  2. Верди. Дуэт Альфреда и Виолетты из оперы «Травиатта».

6 класс

  1. Гайдн И. Серенада.

  2. Вильельдо А. Эль-чокло. Танго.



  1. Монк. Буги-вуги.

  2. Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».



  1. Медведовский Е. Рядом с джазом. Маленький парафраз на тему песни В. Шаинского.

  2. Пер. Брамса. Соловей.

7 класс

  1. Петров А., Петрова О. Вальс из т/с «Петербургские тайны».

  2. Гершвин Дж. Прелюдия.



  1. Медведовский Е. Приглашение к танцу.

  2. Сапожников В. Путешествие в небеса.



  1. Дворжак. Славянский танец.

  2. Пер. Рыжковой И. Синематограф.

РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ.

  1. Ю.Литовко. Один + один. СПб.: Союз художников, 2005.

  2. В. Дулова . Джаз в 4 руки.СПб.: Союз художников, 2006.

  3. В. Дулова. Русские романсы в 4 руки.СПб.: Союз художников, 2008.

  4. П.И.Чайковский Лёгкие переложения в 4 руки. М.: Классика-ХХ1, 2004.

  5. Ж.Бизе. Детские игры в 4 руки. М.: Классика-ХХ1, 2002.

  6. Сост. Альтерман С. Хрестоматия для уч-ся мл. и ср. классов. Пьесы, ансамбли, гаммы, словарь.СПб.: Композитор, 2004. Вып.1

  7. Металлиди Ж. Чайковский.Балеты. Переложение в 4 руки.СПб.: Композитор, 2004.

  8. Металлиди Ж. Глинка. Популярные фрагменты в лёгком переложении в 4 руки.СПб.: Композитор, 2001.

  9. Металлиди Ж. Мой Штраус. Ансамбли в 4 руки.СПб.: Композитор, 2000.

  10. Металлиди Ж. Мой Верди. Ансамбли в 4 руки.СПб.: Композитор, 1996.

  11. Металлиди Ж. Мой Чайковский. Ансамбли в 4 руки.СПб.: Композитор, 2002.

  12. Шмитц М. Мини-джаз. Т.2. 19 лёгких пьес в 4 руки. М.: Классика-ХХ1, 2001.

  13. Шмитц М. Мини – джаз Т.3. 13 лёгких пьес в 6 рук. М.: Классика-ХХ1, 2001.

  14. Сост. Осин И. Джаз , и не только… СПб.: Композитор, 2003.

  15. Сост. Криштоп Л. Ансамбли в 4 руки. СПб.: Композитор, 2006.

  16. Сост. Андреева Н., Индейцев Л. За роялем всей семьёй. Популярные переложения для ф-но в 4 руки.СПб.: Композитор, 2003.

  17. В.Дулова. Русские романсы в 4 руки. СПб.: Союз художников, 2008.

  18. Альбом переложений в 4 руки. Музицируем вдвоём. Минск, 1994.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Изд. 3.-м.: Музыка, 1978.

  2. Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.

  3. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика – ХХ1, 2005.

  4. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика – ХХ1, 2004.

  5. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.: Классика – ХХ1, 2004.

  6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. –М.: «Кифара»,2002.

  7. Савшинский С. Пианист и его работа. –М.: Классика – ХХ1, 2004.

  8. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка, 1992.

  9. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика – ХХ!, 2002.

  10. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973.

  11. Романова Н. Ансамбль и аккомпанемент в классе рояля.1984.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница