Программа по подготовке воспитанников детского дома к помещению в замещающую семью



Скачать 174.29 Kb.
страница1/40
Дата17.01.2018
Размер174.29 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Суздальский специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. Директора по УВР Директор д /дома №3

___________ М.В.Чеснокова ____________ И.В.Долженко

«____»__________2015г. «___»___________2015г.

КОМПИЛЯТИВНАЯ ПРОГРАММА

по подготовке воспитанников детского дома

к помещению в замещающую семью

Зининой Елены Николаевны – социального педагога,

Герасимчук Евгении Андреевны – социального педагога

Бударгиной Оксаны Сергеевны – педагога-психолога

«Мой путь домой»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»___2015г.

20__ / 20__ учебный год

Суздаль 2015



Содержание
Введение…………………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………6

Психолого-педагогические инструменты мониторинга…………….15

План занятий в старшей дошкольной группе………………………..16

План занятий в младшей школьной группе………………………….17

Материально-техническое обеспечение программы………………...18

Источники информации ……………………………………………….20

Приложение……………………………………………………………..23



Введение

Воспитание детей-сирот очень непростая для обсуждения тема: и по масштабности, и по значимости проблемы. В последние несколько лет общество и государство, наконец, повернулись лицом к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты осознали возможность проведения серьезных научных исследований по этой проблематике. Дети, которые попадают в печальную "сиротскую" статистику - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы "аутизм", "задержка психического развития", "олигофрения в степени дебильности" не так уж и редки. И самая страшная характеристика: практически все они - "социальные сироты", то есть сироты при живых родителях или, как их называют официально, "дети, оставшиеся без попечения родителей".

В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным кодексом введены многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья; детский дом семейного типа; учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.). Кроме того, дети могут направляться в кадетские школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой или быть зачисленными в качестве воспитанников в воинские части в возрасте от 14 до 16 лет и находиться там до 18 лет.

По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является помещение его в замещающую семью. Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируются на психологии неформального, ответственного отношения друг к другу в семье, на погружении ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских, супружеских отношений и, конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни. Для обеспечения защиты прав ребенка при создании замещающей семьи, следует исходить из приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семья подбирается для ребенка, а не ребенок для семьи); профессионализма родителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение, с учетом критериев и показателей деятельности); наличия системы социальной помощи такой семье и обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка и всей семьи специалистами.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно рассматривать семью как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. Целый ряд факторов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: характерный признак последних лет – распространение социального сиротства, определяемого ухудшением жизни российских семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до отказа от воспитания и полного вытеснения их из семьи. Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться. Результаты исследований говорят о том, что больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог дошкольного возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях. Практика показывает, что, попадая из интернатного учреждения в семью, ребенок теряется, не знает, как жить ему в новом для него социальном пространстве. Один из выходов из создавшейся ситуации напрашивается сам собой: ребенка-сироту, необходимо готовить к проживанию в замещающей семье.

В нашем учреждении с января 2012 год успешно реализуется программа подготовки лиц, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Осуществляется проведение волонтерской практики на базе учреждения для граждан прошедших обучение в «Школе замещающего родителя» как в детском доме так и в Центре психолого-педагогической и социальной поддержки г.Владимира.

В ходе этой работы мы пришли к выводу о необходимости подготовки воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью. Специально организованное социальное, психолого-педагогическое сопровождение ребенка до помещения в семью, которое опосредовано спецификой переходного периода, адаптацией к новой социальной ситуации развития и реабилитации негативного прошлого опыта, и стрессогенных факторов помогает нивелировать (минимизировать) «трудное» поведение ребенка в семье.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница