Программа по литературе «Предуниверсарий ниу вшэ» Уровень: среднее общее образование 2016 год



страница1/4
Дата28.07.2018
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Рабочая программа по литературе

«Предуниверсарий НИУ ВШЭ»

Уровень: среднее общее образование

2016 год
Рабочая программа по литературе (углубленный курс)1
Основные цели предмета литературы определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности. Подразумевается, что изучение литературы, ведущее к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, происходит на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Результатами освоения программы является овладение следующими компетенциями:



  • воспринимать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, концептуально осмысливать прочитанное;

  • анализировать литературно-художественные произведения разных исторических эпох;

  • воспринимать отдельное литературное произведение в контексте эпохи, в его историко-литературных связях;

  • находить в произведении черты взаимодействия литературной традиции и новаторства писателя;

  • использовать литературоведческий аппарат при разговоре о произведении;

  • воспринимать своеобразие и ценность каждого историко-культурного периода;

  • находить общие черты в произведениях определённого исторического периода; различать произведения, созданные разными художественными методами, принадлежащие к разным литературным направлениям и течениям;

  • улавливать основные тенденции развития литературы, её связь с историей развития общества;

  • видеть эволюцию писателя в процессе его творческого пути;

  • самостоятельно формулировать тему сочинения;

  • формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

  • оценивать язык литературного искусства; ориентироваться в литературном процессе.

В настоящей программе историко-литературный материал используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора, а не для создания полной историко-литературной картины. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче глубокого понимания отдельного художественного произведения.

Любая научная периодизация историко-литературного процесса является достаточно условной и схематичной: очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом (это касается как творчества отдельных писателей, так и литературного процесса в целом). Условна и периодизация литературы XX века: так, более двух десятилетий ведущие учёные России и зарубежные слависты спорят о том, каковы рубежи литературы Серебряного века.

В связи с этим приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:


  • на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;

  • представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жёсткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;

  • одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

В программе по литературе основное место уделяется истории, своеобразию и развитию русской литературы 19-20 вв., поскольку:

  • в русской литературе во всей полноте и многообразии проявляются свойства любой из национальных литератур;

  • русская литература на протяжении своего существования и развития тесно связана с жизнью общества и процессами, происходящими в нем, и, одновременно, являет собой, в каждом значительном произведении, феномен духовного мира, создаваемого присущими только литературе специфическими средствами, что позволяет именно на примерах русской литературы изучать и социальный аспект творчества, и самостоятельно живущий мир литературного произведения, создаваемый словом писателя;

  • в произведениях русской литературы наличествует необходимая связь между социально-психологической сферой творчества и словом, воплощающим мироощущение, - связь, которая в произведениях зарубежных писателей, при многообразии переводов, либо утрачивается, либо значительно ослабевает;

  • программа по литературе связана с программой по русскому языку, которая предусматривает изучение особенностей языка произведений русских классиков – как особого мира, что создает необходимость работы с произведениями именно русской литературы.

Изучение литературы предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.

В процессе изучения литературных произведений выявляется не только объективная, внеисторическая значимость литературного произведения, но и актуальность его для современного общества и человека.

Курс литературы строится на сочетании анализа отдельных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).

Программа построена с учетом базового компонента – курса истории русской литературы 19-20 вв. для 10 – 11 классов средней школы – при значительном углублении по следующим направлениям.

1) Знание и понимание главных философских и социальных концепций в определенные периоды развития России и их проявлений в различных областях жизни общества. Так, к примеру, в программе 10 класса предусмотрено ознакомление с идеями русских мыслителей и философов 19 века, философской и исторической основой поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, произведений А. К. Толстого, этической системой ценностей Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого в контексте современного им православия в России; связью проблематики произведений Ф.М. Достоевского с антиутопическими произведениями XX века. В 11 классе рассматривается философская основа творчества символистов; своеобразие христианского мироощущения в произведениях А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.

2) Расширение круга писателей, творчество которых изучается более детально (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. К. Толстой – в 10 классе; Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, Н.А. Заболоцкий, обэриуты – в 11 классе), а также круга произведений писателей, творчество которых рассматривается в базовом компоненте. Например, кроме «Бедных людей» и «Преступления и наказания» Достоевского, в программе предусмотрено изучение «Записок из подполья» и других произведений, необходимых для понимания философских и нравственных идей в творчестве писателя, их развития и воплощения, а также языка произведений Достоевского.

3) Включение в программу критических работ, относящихся как к эпохе создания произведения, так и современных, что позволяет учащимся воспринимать различные, даже противоположные, оценки жизненных и литературных явлений как равно имеющие право на существование. Поэтому большое значение приобретает работа не только с текстом художественных произведений, но и привлечение широкого спектра критических оценок. Так, при изучении творчества Л. Н. Толстого важными оказываются статьи и критиков, и философов, и политиков (В. Набоков, В. Ленин, В. Розанов, Н. Бердяев), творчества И.С. Тургенева – работы как Д.И. Писарева, так и Ю.И. Айхенвальда, Ф.Тютчева – В. Соловьева и В. Ходасевича. Такой подход не только расширяет кругозор, но и формирует толерантность и интерес к восприятию и пониманию сложных и разнообразных идей и взглядов людей прошлого и наших современников.

  Произведения зарубежных писателей включены в программу в тех случаях, когда необходимости идейного, этического, эстетического или жанрового сопоставления с целью расширения представлений учащихся о литературном подходе к определенной жизненной проблеме или понимания значения и места произведения русской литературы в контексте развития европейской культуры.

Поскольку литература последних тридцати лет ещё не вполне является фактом научной истории литературы, её отдельные явления могут стать предметом историко-критического изучения (по усмотрению учителя и предпочтениям учащихся).

Количество часов на изучение программы по русскому языку и литературе является примерным и зависит от конкретного распределения часов по полугодиям и продолжительности учебного года.

Количество часов на изучение конкретной темы также является примерным и может варьироваться – в зависимости от подготовленности учащихся и их способности интенсивно усваивать материал – особенно в части осмысления сложных философских категорий и неоднозначных общественных и культурных явлений. Кроме того, следует учесть, что некоторые темы и вопросы могут требовать дополнительной работы по повторению курса основной школы.

Рекомендуемые программы, учебники, учебные пособия:



  1. Программа по литературе для профильных классов Е.С. Абелюк, З.А. Блюминой, К. М. Поливанова.

  2. Программа по литературе для профильных классов Ф. С. Югановой.

  3. Учебник для 10-11 класса Ю.А. Лебедева, а также другие учебники и пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ (на усмотрение учителя).

Формы работы по предмету

Наряду с традиционными формами, такими как урок общеметодической направленности, урок повторения и систематизации, урок рефлективной направленности, урок открытия нового знания, комбинированный урок, урок-практикум по работе с тестами ЕГЭ, урок развивающего контроля, программа предусматривает и рекомендует работу по форматам, направленным на восприятие, осмысление и систематизацию информации, погружение в материал, деятельностные формы работы, активную самостоятельную деятельность учащихся, развитие способностей работать в группе и предъявлять результаты в различных формах презентации.

Лекция – как форма

- предваряющая изучение большой по объёму темы, задающая параметры точек зрения и ракурсов рассмотрения материала;

- как обзор темы, предусматривающей самостоятельную работу учащихся по выбранным аспектам;

- как обзор дополнительного материала, расширяющего кругозор и поле интертекста.

Семинар – как форма воспроизведения и анализа материала, требующая индивидуальной самостоятельной работы по отбору материала (анализ критической статьи, исследование фактов биографии, исторического контекста, работа с конкретным фрагментом художественного произведения, разработка системы аргументации при ответе на поставленные к семинару вопросы.

Доклады учащихся с последующим обсуждением – как форма самостоятельной работы по одному из разделов, требующая выбора темы, отбора и систематизации материала по теме и отрабатывающая навык форматов презентации, а также способности воспринимать, анализировать и аргументированно откликаться на представленный докладчиком материал.

Групповая работа по выбранным ракурсам (в том числе и групповая реферативная работа) – как форма, предусматривающая систематизацию материала одной из тем и развивающая навыки работы в группе. Эта форма может реализовываться и в мини-сессиях (см. Образовательная сессия) по каким-либо темам, связанным с тенденциями в литературе, художественными направлениями, идейно-теоретическими аспектами, историко-культурными контекстами.

Читательская конференция – как форма работы, предусматривающая самостоятельное прочтение произведений по выбору учащихся и представлений этих произведений в рамках изучения определенной темы.

Зрительская конференция (киноклуб) – как форма работы с экранизацией (или различными вариантами экранизаций) литературного произведения, направленная на привлечение интертекста, широкого культурного плана в понимании художественных феноменов, анализ трактовок, интерпретаций и сопоставление художественного языка различных видов искусства.

Спектакль (зачёт-спектакль) – как творческая форма реализации представлений о драматических произведениях различных жанров и направлений.

Проектная и исследовательская работа (после изучения каждого крупного раздела) - как форма самоопределения в выходе за пределы изучаемых по школьной программе явлений, побуждения к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (как правило, под руководством учителя-консультанта) внепрограммных материалов, деятельность, которая продолжается во внешкольной сфере и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах.

«Образовательная сессия» (ОС), «погружение» – как форма работы, включающая анализ ситуации, ее проблематизацию, использование своих знаний для поиска средств решения проблемы, поиск новых знаний и сведений, отбор и систематизацию, освоение новых средств, в т.ч. – моделирование, схематизацию, метапредметность – выстраивание алгоритмов, построение понятий, выделение сущностей, рефлексию, выработку личного отношения к материалу работы. Формат ОС особенно эффективен при работе с произведениями (группой произведений, социо-культурной ситуацией и т.п.), когда имеются широкие возможности для трактовок, интерпретаций, оценок, вырабатываемых в результате интенсивного погружения в групповой работе с материалом (предложенной проблемой) и создается коммуникативное поле обмена результатами работы и их присвоением.

В настоящей программе предусмотрены три ОС, однако, если учитель сочтет такую форму работы эффективной для изучения и других тем, количество ОС может быть увеличено.

Тематическое планирование


Каталог: upload -> iblock -> 9ba
iblock -> Программа по обществознанию
iblock -> А. Г. Свинаренко
iblock -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
iblock -> Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры
iblock -> Право. Личность. Интернет Предисловие
iblock -> Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля
iblock -> Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве
iblock -> Тема №10 Проблема сознания в философии и науке


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница