Программа по курсу Концепт идеологии в социально-философской мысли для бакалавров философского факультета



Скачать 285.29 Kb.
страница1/9
Дата10.05.2018
Размер285.29 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В.ЛОМОНОСОВА


Философский факультет
Кафедра социальной философии и философии истории

ПРОГРАММА


по курсу

Концепт идеологии в социально-философской мысли

для бакалавров философского факультета

Составитель: Смирнова Е.В.

Москва


  • Организационно-методический раздел.

Актуальность курса связана с тем, что концепт идеологии является одним из самых сложных и противоречивых в социальной философии. Английский политический философ Д. Маклеллан называл ее «самым неуловимым концептом во всей социальной науке»1. Хотя этот термин является популярным и широко используется в политическом дискурсе, до сих пор не существует его общепринятого определения. Более того, некоторые авторы (в частности, Т. Иглтон,который приводит в своей работе более 20 дефиниций данного термина ), утверждают, что единое и всеобъемлющее определение найти невозможно. Дело в том, что термин «идеология» употребляется в научном и философском дискурсах в настолько разных значениях, что некоторые из них попросту несовместимы друг с другом. К примеру, указывая на позитивные функции идеологии, такие как способность объединять людей (консолидирующая функция) и мотивировать их к созидательной деятельности, современные исследователи и политические деятели утверждают необходимость создания общероссийской идеологии, что явно контрастирует с не менее распространенной трактовкой идеологии как «иллюзорного сознания».

Трактовка понятия идеологии порождает множество аналитических сложностей, учитывая, что этот феномен проявляет себя практически во всех сферах жизни общества, будучи неотъемлемой составной частью культуры. В силу этого анализ идеологии выходит за предметные рамки нефилософской гуманитаристики и обществознания и требует философских методов исследования.

В настоящее время изучение идеологии не менее актуально, чем раньше. Двадцать первый век выступает наследником века двадцатого, который парадоксальным образом называют и «веком идеологий» и одновременно веком деидеологизации. Среди представителей власти и социальной науки растет понимание того обстоятельства, что от правильной трактовки идеологии непосредственно зависят не только духовные, но и практические аспекты жизни общества.

К примеру, многие исследователи и общественные деятели считают одной из бед современной России наличие «идеологического вакуума» и вызванного этим кризиса идентичности. Постулируется необходимость поиска объединяющей системы ценностей.2 При таком подходе феномен идеологии часто ассоциируют с наличием общенациональной идеи, как консолидирующей общество системы ценностей. Однако, несмотря на то, что понятия идеологии и «национальной идеи» часто используются в качестве синонимов, они не тождественны. Связь между ними не столь однозначна. При единой общенациональной системе базовых ценностей могут иметься несколько различных противоборствующих идеологий (на что указывает конституционно закрепленное право на свободу мысли, которое, в частности, выражается в допустимости идеологического многообразия). Чтобы избежать подобной путаницы, важно четко определить понятие идеологии, выделить ее основные характеристики и функции.



Цель курса состоит в рассмотрении идеологии как социального феномена и как философского концепта, формирование представления о роли идеологии в современном обществе, уточнение знания о ее политических функциях

Задачи курса предполагают анализ:

  • исторических причин и эпистемологических основания генезиса концепта идеологии, а также рассмотрение многообразных трактовок данного понятия.

  • теоретических и социальных истоков появившихся в середине ХХ в. концепций деидеологизации.

  • системообразующих признаков идеологии, а также выявление ее социальных функций, места, которое она занимает в общественном сознании.

  • изменения способов бытования идеологии в контексте научно-технического прогресса и развития масс-медиа.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница