Программа по информатике для 10-11 классов. Углубленный уровень Цели изучения информатики в старшей школе



страница1/22
Дата28.07.2018
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Н.Н.Самылкина, И.А.Калинин

Программа по информатике для 10-11 классов. Углубленный уровень


  1. Цели изучения информатики в старшей школе

Предлагаемая программа рассчитана на использование УМК по информатике углубленного уровня авторов: И.А. Калинина, Н.Н. Самылкиной. Учебно-методический комплект (УМК) авторов состоит из данной программы углубленного курса информатики, 2 учебников информатики (10 и 11 классы), задачника-практикума, сборника проверочных тестов и методического пособия для учителя. Учебники рассчитаны на углубленный уровень изучения предмета, т.е. на достаточную (желательно на углубленном уровне) математическую подготовку и могут использоваться в естественнонаучном, социально-экономическом и технологических профилях.

Содержательный материал учебников разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС).

Предлагаемый авторами углубленный курс информатики ориентирован на достижение следующих образовательных целей:

- формирование научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся за счет освоение основных понятий и методов информатики;

- анализ и оценку информационных моделей, систем из различных предметных областей, в частности, информационных моделей, возникающих в процессе изучения технических, биологических, социальных систем, а также освоение широко используемых на практике методов формализации (языки, алгоритмы и их программная реализация);

- освоение методов, средств и технологии работы с информацией различных видов, технологии работы с информационными ресурсами общества, методы и средства обеспечения информационной безопасности и пр.;

- освоение основных методов информатики, прежде всего, имитационного моделирования;

- обеспечение социализации учащихся в современном информационном обществе и подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, современный курс информатики старшей школы на углубленном уровне, строиться на тех же сквозных линиях, что и курс информатики основной школы, а именно:

- информация и информационные процессы;

- моделирование, информационные модели;

- области применения методов и средств информатики.




  1. Общая характеристика учебного предмета

Основные авторские идеи, реализованные в углубленном курсе информатики, который ориентирует учащихся на будущую профессию в области информатики и ИКТ, а также на большинство инженерных специальностей в том, что подход к изложению теоретических основ предмета должен опираться на контекст той теоретической базы, которая лежит в основе существующих современных средств работы с информацией (информационных технологий), используется при создании аппаратной, математической и программной базы, является основой создания и организации реальных информационных процессов.

В результате такого подхода появляется возможность показать истоки и направления развития современных средств ИКТ, показать их не как набор "кнопок", а как часть технологического процесса, и сами процессы показать как то, что может быть построено и усовершенствовано. Именно тогда становятся очевидными роль, назначение и основные вопросы развития информационных технологий: средств, автоматизирующих значительную часть деятельности человека, задачи организации хранения и поиска информации, задачи интеллектуальных систем и т.п. Авторы демонстрируют каким образом информация может быть представлена для автоматизированной обработки, как (и что самое главное – для чего) реализуется автоматизированная работа с информацией, какие теоретические и практические средства для этого существуют и разрабатываются, как и в каких случаях они применяются.

Такой подход исключает восприятие теории как чего-то отдельного от практической деятельности, в первую очередь потому, что теоретические положения в этом случае позволяют показать механизмы построения и использования практических средств, позволяют поставить и решить существенно более сложные задачи, имеющие несомненное практическое применение.

Стоит также отметить, что подход также позволяет показать, что информационные технологии в «чистом» виде, - без понимания основы их построения, – инструмент опасный, поскольку целый ряд особенностей их функционирования без понимания теоретических основ их построения влияет непосредственно на результат применения (например, вопрос точности вычислений или статистический характер закономерностей).

Еще одно требование к изложению, логически вытекающее из этого подхода – опора на существующие и вновь разрабатываемые отраслевые стандарты, необходимость рассматривать механизм их функционирования, цели и результаты их создания и доработки.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения на изучение углубленного курса информатики должно быть выделено 4 часа в неделю в 10 и 11 классах. В этом случае полностью будут востребованы все компоненты УМК.

Вместе с тем, возможно расширение курса информатики за счет изучения курсов по выбору, направленных на систематизацию знаний и умений. В этом случае состав в УМК будут включены авторские элективные курсы:



  • И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях», учебное пособие, М.; БИНОМ, 2008;

  • Н.Н. Самылкина и др. «Готовимся к ЕГЭ по информатике», учебное пособие, М.; БИНОМ, 2008.

В предлагаемом тематическом планировании предусмотрено время для обобщающего повторения с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Если подготовка к ЕГЭ будет осуществляться в рамках изучения основного курса информатики (за счет резерва до 26 часов в 11 классе), то целесообразно использовать следующие издания:

  • Л.М.Дергачева "Решение типовых экзаменационных задач по информатике", с диском, БИНОМ, 2011;

  • Н.Н. Самылкина и др. «Готовимся к ЕГЭ по информатике», учебное пособие, М.; БИНОМ, 2008, (выборочно);

  • Н.Н.Самылкина, Е.М.Островская "Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания", М.; Эксмо, 2013.

Если по выбору участников образовательного процесса предусмотрено изучение курса по выбору для подготовки к ЕГЭ, то в приложении 4 к данной учебной программе по информатике представлена программа курса по выбору: «Алгоритмизация и программирование» как основа подготовки к ЕГЭ по информатике», рассчитанная на изучение в 11 классе в объеме 36 часов (по 1 часу в неделю). Методические рекомендации по работе с диском и материалы для тренинга из данной программы можно использовать отдельно.

Указанные во ФГОС направления развития личности, по которым целесообразно использовать потенциал внеурочной деятельности представлен тремя траекториями обогащения курса углубленного информатики. В приложении 5 представлены конкретные варианты сочетания информатики с существующими курсами по выбору. Программы указанных курсов изданы в сборнике программ курсов по выбору для старшей школы и в серии олимпиадной информатики. Предлагаемые курсы по выбору обеспечены учебными пособиями.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

В соответствии с ФГОС в старшей школе значительное развитие получают метапредметные умения, формирующиеся на базе информатики. Продолжается развитие системы универсальных учебных действий, при этом в равной мере уделяется всем типам: личностным, познавательным, регулятивным, знаково-символическим, коммуникативным.

Таблица 1



Таблица соответствия личностных результатов по ФГОС и материала учебников


Личностные результаты из ФГОС

Каким образом достигается в учебниках

Где в явном виде реализовано в учебниках

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения

к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою

Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его

великом будущем;



Использование исторических фактов и справок об открытиях советских и российских ученых, о выдающихся достижениях отечественной науки, влияющих на развитие ИТ. Общемировые тенденции развития информационных технологий.

Каждая глава

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного

и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,

осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;




Рассмотрение вопросов правового регулирования в информационной сфере.

Объяснение положений федеральных законов на практических примерах (жизненных ситуациях). Организация семинарских занятий по актуальным вопросам правового регулирования в информационной сфере.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница