Программа по философии для аспирантов нгу



страница1/7
Дата05.05.2018
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7



С.С. Розова, Л.С. Сычева, В.П. Таратута


ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ АСПИРАНТОВ НГУ
Задачей курса является углубленное изучение философии, направленное на формирование у каждого аспиранта осознанного личностного отношения к философским проблемам, отчетливого понимания специфики философии как фундаментальной основы любого и, в частности, этического и познавательного отношения человека к миру. Вместе с тем курс ориентирован на специальное изучение аспирантами философии и методологии науки как гносеологической базы их профессиональной исследовательской деятельности, необходимой для формирования у каждого аспиранта адекватного современному состоянию науки уровня философской рефлексии. Тематически курс разбит на четыре раздела:

  1. Специфика философского знания.

  2. История философии. Философские альтернативы ХХ века.

  3. Онтология. Теория познания. Философия науки.

  4. Социальная философия.

I. Специфика философского знания.


Предмет философии как методологическая проблема.

Постановка вопроса о предмете философии как аналогия с вопросом о предмете науки. Вопрос о предмете науки как попытка выявить и зафиксировать границы научной дисциплины, определяемые принципами отбора и систематизации знания. Связь вопроса о предмете науки с ее кумулятивным характером.

Обращенность философии к предельным основаниям и исходным предпосылкам мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы, как источник ее некумулятивности. Некумулятивный характер философии и отсутствие общефилософских принципов отбора и систематизации знаний и проблем. Невозможность однозначного ответа на вопрос о предмете философии и некорректность самого вопроса.

Оправданность этого вопроса в рамках отдельных философских школ и по отношению к философии как учебному предмету. История философии как последовательность мировоззрений, не теряющих своего значения и не сменяющих друг друга, а продолжающих сосуществовать в настоящем как целостные и самодостаточные миры.

Курс философии как решение двуединой задачи - изложение различных философских концепций и погружение в одну из них с целью начать философствовать, то есть строить собственное мировоззрение. Ограничение на этом пути в виде принципа дополнительности Нильса Бора: практическое применение всякого слова находится в дополнительном отношении с попытками его строгого определения, то есть попытки строгого определения философии дополнительны к попыткам философствовать, опираясь на конкретные образцы.
Философия как выявление и анализ предельных оснований человеческой жизни и деятельности.

Понятие предельных оснований как границ рационального обоснования выбора. Точки произвольного выбора как один из видов границ человеческой свободы. Ценности и гносеологические допущения как два типа предельных оснований. Философия как служба обеспечения свободы, как создание арсенала субъективных предпосылок выбора.

Проблема существования объективного мира, проблема его предзаданности субъекту познания, проблема фундамента познания и проблема критерия истины как точки произвольного выбора при формировании гносеологических допущений.
Способы бытия философии в культуре.

Понятие реальной философии как совокупности самых разных актов философствования, совершаемых людьми по стихийно сложившимся образцам. Философия учений и систем как продукт профессиональной деятельности философов, направленной на выявление, осмысление и анализ стихийно сложившихся традиций реальной философии и ее результатов.

Индивидуальное бытие философии в форме «живых» актов философствования, совершаемых конкретными людьми, и продуктов этих актов – философского содержания их сознания. Надындивидуальное бытие философии в форме социальных эстафет философствования, передающих образцы философских актов от человека к человеку и от поколения к поколению. Философские знания и программы философствования, зафиксированные в текстах, как содержание социальной памяти.

Проявление реальной философии на уровне индивида в наличии у человека феномена рефлексии, в рефлексивном устройстве человеческого сознания. Проявление реальной философии в надындивидуальной форме ее существования в наличии неявных философских знаний, имплицитно содержащихся в житейском здравом смысле и научных понятиях.


Различные интерпретации природы философии.

Неопозитивистская концепция философии.

Логический позитивизм о философии как аналитической деятельности по отысканию значений языковых выражений, фиксирующих как обыденный опыт, так и научные знания. Отрицание у философии собственной проблематики и претензий на статус онтологической теории. Критика метафизики и очищение философии от метафизических проблем, признаваемых бессмысленными. Философский анализ языка науки как единственная цель философии. Философия как аспект научной деятельности, проясняющий смысл научных понятий, составная часть научного исследования, благодаря которой ученый осознает свои собственные действия.

Лингвистический позитивизм о неправильном употреблении языка как источнике философских проблем. Философия как критико-аналитическая деятельность по прояснению языка, как анализ речевой практики.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница