Программа по экономической и социальной географии позволяет ввести и актуализировать понятие «менталитет» в теме «География населения мира»



Скачать 40.54 Kb.
Дата05.05.2018
Размер40.54 Kb.
ТипПрограмма


Судаков А.В.

(ГОУ СПО «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»)
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ МЕНТАЛЬНОСТИ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся одна из важнейших развивающих задач преподавателя-предметника. Эти компетенции складываются из ценностных установок, соответствующих требованиям права и морали, гуманистическим идеалам и умению следовать им. Стержнем гуманизма личности являются идеи Всеобщей декларации прав человека, ст. 1 которой определяет, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Гуманистические ценностные установки формируются средствами ряда предметов, в том числе при формировании широкой группы понятий на уроках экономической и социальной географии мира.

Одним из таких понятий является «менталитет». География горячих точек планеты в значительной степени определяется конфигурацией ментального поля, которое является одним из предметов изучения социальной географии.

Наряду с политическими и экономическими причинами отношения народов зависят от их менталитета. Поэтому этот социально-психологический феномен следует изучать уже в школе, чтобы подготовить учащихся к конструктивному общению с представителями любых этнических и социальных групп. Программа по экономической и социальной географии позволяет ввести и актуализировать понятие «менталитет» в теме «География населения мира» и формировать при его изучении ценностную установку на интерес к другим народам и культурам и толерантное, конструктивное отношение к ним.

Термин вводится наряду с другими этногеографическими понятиями во время занятия по теме «География цивилизаций, религий и культур». При изложении этой темы используется материал гл. IV учебника Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира», в которой формирование этнокультурных различий рассматривается как результат исторического развития и влияния географической среды. В названном учебнике нет термина «менталитет», однако авторы широко оперируют термином «цивилизация». Опираясь на него, я ввожу термин «менталитет», подчёркивая, что этот социально-психологический феномен является одной из важнейших сущностных характеристик цивилизации.

При осмыслении и закреплении понятия «менталитет», решаются ситуационные задачи, в которых учащиеся моделируют типичные поведенческие реакции индивидов в зависимости от их ментальной принадлежности. При помощи учителя ученики определяют ведущие черты русского национального характера и осмысливают, почему русские такие, как на их формирование влияли особенности географической среды. В процессе беседы они вспоминают пословицы о русском национальном характере, типичных героев классических произведений русской литературы, исторические события, которые его характеризуют. Выясняется, что в мире сложилось две группы цивилизационных общностей. Цивилизации Европы и Америки (включая Австралию и Новую Зеландию, ментально идентичную европейской социальной общности) являются цивилизациями западного типа, все остальные – восточного. Характеристика каждой современной цивилизации даётся с опорой на демонстрационную таблицу, в которой характеризуется место человека в обществе, отношение к частной собственности и характер взаимодействия государственных и общественных структур. Данная таблица составлена по материалам Л.С. Васильева [1, гл. 16] в авторской интерпретации с указанием географического распространения цивилизаций на карте [2, с. 208].

Затем учитель делает краткий исторический экскурс, прослеживая, как на протяжении исторического времени менялась география ментальных полей и даёт характеристику их современной конфигурации. При этом их границы сопоставляются с размещением «горячих точек» на карте. Делается вывод о том, что очаги межгосударственных и внутригосударственных этнических конфликтов приурочены к территориям стыка ментальных полей.

Для формирования ценностной ориентации учащихся на признание системы общечеловеческих ценностей (их перечень пока невелик и, безусловно, включает право народов жить так, как требуют их традиции, право на мир, на культурную самобытность и идентификацию, на существование и развитие) необходимо дать краткий анализ динамики и тенденций развития ментальных полей в современном мире.

Вторая половина XX в. охарактеризовалась мощной ментальной реакцией Востока против Европейско-Американской западной цивилизации. Это проявилось: в росте национального самосознания и развале колониальной системы, в отвержении системы ценностей западного мира, навязываемого им образа жизни и освобождении значительного числа промышленно развитых стран Восточного полушария от оков неоколониализма. Западный мир, который на протяжении длительного времени осуществлял экономическую, политическую, военную и культурную экспансию против цивилизаций Востока, столкнулся с беспрецедентным противодействием, включающем силовые акции против прозападных режимов (Саудовская Аравия, Пакистан, Турция и др.), с угрозой исламского фундаментализма и международного терроризма [2, с. 208].



Главная цель урока убедить учащихся в том, что выработка механизмов сосуществования цивилизаций различных типов, их прогрессивного конвергентного развития является одной из самых важных глобальных проблем человечества. Этносы с различной ментальностью должны учиться понимать друг друга на основе признанных всеми общечеловеческих ценностей.

Литература:

  1. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2, гл. 16. М. 1993.

2. Васильев А.В., Чесноков А.А., Судаков А.В. География ментального пространства в современном мире: динамика и тенденции. – Сборник студенческих работ № 12: материалы научной студенческой конференции 17 апреля 2008 г., часть II, Волгоград «Колледж», 2009.
Опубликовано: Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования. Материалы научно-практической конференции 21 января 2010 года. Ч. I. Волгоград 2010. С. 252 – 254. (50 экз.).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница