Программа по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология»



Скачать 339.71 Kb.
страница1/16
Дата10.05.2018
Размер339.71 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология»

(наименование учебной дисциплины)
для специальности 031000 «Педагогика и психология»

(код и название)


курс II (3,5 лет обучения)

курс IV (5,5 лет обучения)

ОЗО



Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры

Неволиной И. Я. педагогики протокол №__от_______ к.п.н., доцент Зав. кафедрой___________________


________________________ _______________________________

(подпись) (подпись)

Славянск-на-Кубани

2008


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Назначение психолого-педагогической антропологии

и ее место в системе подготовки специалистов
Анализ проблем профессионального педагогического образования показал, что основной их причиной является излишняя акцентированность на владении специальными знаниями по предметам при недостаточном внимании к антропологическому знанию – знанию о человеке. Отсюда непонимание того, что специальные знания по любому предмету являются лишь инструментом воспитания, а не единственной целью педагогической деятельности.

Введение в учебный план курса «Психолого-педагогическая антропология» обусловлено переосмыслением процедуры подготовки будущего учителя с антропологической позиции.



Учебный предмет помогает студенту:

  • усваивать базовые ценности развития человека, его жизни;

  • расширять диапазон гуманитарных знаний, органично включая их в профессиональную культуру будущего педагога;

  • относиться к себе и к окружающим как к целостной личности, а не только исполнителям ролей и функций;

  • получить навыки анализа процессов построения внутреннего мира человека в закономерности развития основных психических функций;

  • научиться адекватной оценке собственной деятельности и ответственности за ее результаты;

  • развивать компетентности будущего специалиста.

Основными задачами курса являются:

  1. Систематизация и интеграция современных теоретических знаний о человеке, ребенке, его развитии и воспитании.

  2. Погружение студентов в дидактический материал, отражающий антропологические знания с обсуждением на семинарских занятиях.

  3. Оказание помощи студентам в формировании научно обоснованной гуманистической идеологии, осмыслении с антропологических позиций традиционных и инновационных педагогических систем, своего собственного жизненного и педагогического опыта.



1.2. Квалификационные требования,

психолого-педагогические компетентности
В процессе изучения курса «Психолого-педагогическая антропология» студентам предъявляются требования к сформированности первоначальных компетенций различных уровней.

1. Предметно-знаниевые:

  • знать основные базовые понятия курса (антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, развитие человека как вида, пространство и время развития, культура, человек в культуре, воспитание, ребенок как субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, идеалы в воспитании и др.);

  • знать содержание работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»;

  • знать закономерности развития человека;

  • иметь понятие о ценности жизни, здоровья ребенка, каждого периода детства как самоценности развития;

  • уметь создавать для ребенка условия свободного, осознанного выбора жизнедеятельности;

  • знать гуманитарные принципы построения развивающей ребенка среды.


2. Учебно-прикладные (навыки):

  • владеть методами формирования гуманистического мировоззрения школьников;

  • уметь ставить сущностные вопросы и находить на них ответы;

  • позитивно относиться к педагогической профессии и воспитательной деятельности;

  • иметь навык интерпретации и анализа научной и учебной литературы;

  • уметь интегрировать знания педагогической антропологии в другие психолого-педагогическими предметными области знаний;

  • владеть технологией кодирования (свертывания) учебной информации в опорные конспекты-схемы;

  • уметь систематизировать учебный и дополнительный материал для предъявления к контролю;

  • уметь самоорганизовать свою учебную деятельность.


3. Коммуникативно-организационные (умения):

  • анализировать процессы развития ребенка в антропологической закономерности и целостности;

  • самостоятельно анализировать психолого-педагогические явления в жизни;

  • осуществлять мониторинг накопления психолого-педагогических компетенций;

  • рефлексировать (индивидуально, группой);

  • строить групповое взаимодействие в процессе практических занятий;

  • планировать и прогнозировать траектории профессионального саморазвития;

  • преобразовывать индифферентную образовательную среду в оптимальное пространство профессионального развития.



1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины
Курс «Психолого-педагогическая антропология» как учебная дисциплина предполагает 8 лекционных часа, 4 часа практических занятий и зачет. Лекционные часы включают в себя изучение истории антропологии, понятия педагогической антропологии и его современного толкования, социальности и разумности человека, его целостности и противоречивости, пространства и времени развития личности, теоретический анализ проблем развития. На лекциях раскрывается понятие культуры как антропологического феномена, взаимосвязь культуры как явления и культуры человека, анализируется характеристика безупречных педагогических систем. Воспитание рассматривается как человеческий способ бытия и как специально организованная деятельность в связи с требованиями к современному воспитателю.

На семинарских занятиях изучается и анализируется работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К каждому семинарскому занятию предполагается выполнение студентами творческой работы, терминологических диктантов.

По завершении изучения материала студенты выполняют тестовые задания и по окончании курса сдают зачет по дисциплине.

1.4. Рекомендации к выполнению различных видов учебных занятий

и критерии оценивания
Для подготовки студентов к семинарам необходимо составить опорный конспект-схему (таблицу, рисунок, график), обобщив материал лекций и дополнительный материал, отраженный в вопросах и рекомендациях к семинарским занятиям. Оценивается данный вид работы по пятибалльной системе, как наличие конспектов и умений «свернуть» учебный материал, так и умение в устном ответе «развернуть» (раскрыть) «закодированную» информацию.

На семинарских занятиях проводятся терминологические диктанты с целью усвоения базовых понятий, терминов. После их проверки дается анализ теоретических знаний студентов и групповое обсуждение с уточнением при составлении словаря терминов и понятий.

Терминологический диктант оценивается по пятибалльной системе, где критерием является наличие следующих компетентностей студентов:


  • сформулировать свою мысль теоретически грамотно;

  • предъявить точность понятий, определений, терминов, полный объем раскрытых понятий по данному разделу.

Творческая письменная работа, выполняемая по заданной педагогом тематике, предполагает реферирование, аннотирование частей педагогического сочинения К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К реферированию добавляются собственные самостоятельные суждения и выводы, что является наиболее значимым с точки зрения оценивания работы преподавателем.

Творческая письменная работа оценивается по следующим критериям:



  • наличие умения найти в работе К.Д. Ушинского ответ на поставленные вопросы;

  • наличие умения фиксировать в конце работы выводы, собственные умозаключения, точку зрения, демонстрируя компетентность в гуманистическом и антропологическом мировоззрении.

Выполнение курсовых работ по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» не предусмотрено в связи с отсутствием достаточного опыта, аналитических возможностей и навыков в самостоятельной работе первокурсников.

По окончании изучения учебной дисциплины студенты с целью самообследования выполняют тестовые задания на компьютере.

Зачет по учебной дисциплине получают студенты:


  • не пропускавшие занятия по неуважительной причине;

  • предъявившие конспекты всех лекций и семинарских занятий с полным объемом ответов на поставленные вопросы в форме сжатых схем, таблиц, рисунков, графиков;

  • активно работавшие на семинарских занятиях;

  • выполнившие тестовые задания на высокий балл.

Студенты, не выполнившие вышеуказанные требования, сдают зачет после ликвидации задолженности по всему пройденному материалу.

Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль при наличии определенного уровня компетентности. Тестовый материал включает 60 вопросов, составленных по принципу выявления уровня предметно-знаниевых компетенций в овладении:



  • понятийно-терминологическим аппаратом;

  • понятиями основных проблем дисциплины;

  • знаниями антропологических концепций;

  • знаниями факторов, влияющих на процессы и явления;

  • ориентацией в содержании работы К.Д. Ушинского;

  • знаниями сущности процесса развития и т.д.

Каждый вопрос содержит 3 варианта ответов, среди которых имеются абсолютно неверный, правильный и не совсем точный. Задача тестируемого – выбрать правильный ответ из числа предложенных.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница