Программа обучения по дисциплине (Syllabus) «Культура и гендер» для студентов специальности 050204 Культурология Павлодар



Скачать 165.58 Kb.
страница1/2
Дата17.04.2018
Размер165.58 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/37



Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет Истории и права
Кафедра философии и культурологии

Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
«Культура и гендер»
для студентов специальности 050204 Культурология

Павлодар


Лист утверждения

Программы обучения по дисциплине

(Syllabus)






Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/38




УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета истории и права

_________ Акишев А.А.

«____»____________2010 г.

Составители: к.ф.н., доцент Кожамжарова М.Ж.

Кафедра философии и культурологии
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Syllabus)
«Культура и гендер»

для студентов очной формы обучения специальности 050204 «Культурология»


Программа разработана на основании рабочей программы, утвержденной

«____»_________20__г.


Рекомендована на заседании кафедры от « ___» _____________ 20__г.

Протокол № _______

Заведующий кафедрой ____________ Ахметова Г.Г. « ___» _______ 20__г.

Одобрено учебно-методическим советом факультета истории и права «__»_______20__г. Протокол № ___

Председатель УМС ______________Мошна Н.И. « ___»________ 20__г.

1 Сведения о преподавателях и контактная информация:

Кожамжарова Майра Жанайдаровна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии.

Кафедра философии и культурологии находится в А корпусе, аудитория №423, контактный телефон 678635 вн. 1153.

2 Данные о дисциплине

"Гендер и культура" - предмет ставит перед собой актуализировать представления о "мужском" и "женском" в культуре, сформировать у студентов современные представления о гендере, гендерной системе и перспективах гендерного развития. Дать представление об основных категориях гендерных исследований.

3 Трудоемкость дисциплины


Семестр

Количество кредитов

Количество контактных часов по видам аудиторных занятий

Количество часов самостоятельной работы студента

Формы контроля

всего

лекции

практические

лабораторные

студийные

индивидуальные

всего

СРСП

5

3

135

15

30

-

-

-

90

45

экзамен

Всего

3

135

15

30

-

-

-

90

45

экзамен

4. Цели и задачи дисциплины: ознакомление с основными исследованиями по теории феминизма, женского движения, гендерной теории и их сравнительное изучение.

- Выяснить роль и место гендера в культуре;

- Изучить основные этапы и концепции женских и гендерных исследований;

- Дать сравнительных анализ женского движения на Западе и в Казахстане;

- Проанализировать гендерный аспект основных сфер культуры;

- Изучить гендерные аспекты теории культуры, общее и различное в гендерных и культурных исследованиях.



В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:

- содержание основных теоретических концептов гендерологии;

- овладеть понятийным аппаратом дисциплины;

- иметь представление о важнейших теоретических и практических направлениях гендерных исследований.



В результате изучения дисциплины магистранты должны уметь:

- разрабатывать учебные программы по дисциплинам культурологии с учетом гендерного подхода;

- иметь навыки работы с литературой по проблемам гендерного исследования;

- уметь анализировать демографические изменения в гендерологии.



5. Пререквизиты

  1. Социология;

  2. Философия;

  3. Социология культуры;

  4. Теория культуры.




Тематический план дисциплины




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/07




6 Содержание дисциплины

6.1 Тематический план дисциплины

№ п/п

Наименование тем

Количество контактных часов по видам занятий




лекции

практические (сем)

лабораторные

студийные

индивидуальные

СРС

1

Пол и гендер. Гендерные исследования

2

4

-

-

-

10

2

Проблема пола в истории философской мысли

2

4

-

-

-

10

3

Феминизм и женские движения Запада. «Государственный феминизм» в СССР

2

4

-

-

-

10

4

Гендерная социализация

2

4

-

-

-

10

5

Мужчина и женщина в экономической сфере

2

4

-

-

-

10

6

Гендер и семья

2

4

-

-

-

10

7

Гендер и политика

2

4

-

-

-

10

8

Ген. Гендер и теория культуры

1

2

-

-

-

20

ИТОГО :

15

30

-

-

-

90



  1. 8 Компоненты курса

Содержание лекционных занятий

Тема 1. Пол и гендер. Гендерные исследования

Пол как биологические и анатомические различия между мужчиной и женщиной. Гендер как различие социальной идентификации и самоидентификации женщины и мужчины. Различие социального положения мужчины и женщины: гендерная система. Психологические, социальные и культурные особенности гендерного различения. Гендер и сексуальность. Гендер как культурная метафора. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендера и гендерной системы. Гендер и история. Возникновение гендерных исследований. Связь женских и гендерных исследований. Университетские программы гендерных исследований. Гендерное образование. Состояние и перспективы гендерных исследований и образования в современной России.



Тема 2. Проблема пола в истории философской мысли

Философы античности о поле (Платон, Аристотель). Гностицизм. Средневековая мысль: христианство, манихейство. Исключение характеристик женского из философского мышления периода патристики. Отождествление женского с извращённой чувственностью. Функциональная заданность женского в философии Фомы Аквинского. Просвещение: легализация чувственности. Признание возможности развития женских интеллектуальных способностей и возможности женского образования. Ж.-Ж. Руссо. Кантовская этика как проявление мизогинизма. Мизогинизм философии Гегеля. Мизогинизм этики Артура Шопенгауэра и Отто Вейнингера. Мизогинизм философских текстов В.С.Соловьёва, Н.Ф.Фёдорова, Н.А.Бердяева. Гендерная проблематика в современной философии. Концептуализация женской субъективности. Мишель Фуко. Концепция тела как эффекта власти. Жиль Делёз. Концепция желания как производства.



Тема 3. Феминизм и женские движения Запада. «Государственный феминизм» в СССР

Феминизм как движение и течение мысли за гражданское равноправие мужчин и женщин (Олимпия де Гуж, Мэри Уоллстонкрафт, Абигайль Адамс). Суфражизм. Принцип взаимодополняемости и принцип взаимозаменяемости. Либеральное, социалистическое и радикальное направления феминизма. Психоаналитический и постмодернистский феминизм. "Государственный феминизм" - специальная политика советского государства в отношении женщин. Октябрьская революция и женский вопрос. А.Коллонтай. ("Труд женщины в эволюции хозяйства"). Законодательное уравнивание прав женщин и мужчин. Культурная революция и "освобождение женщины". Гендер и политическая система СССР. Семья и производство: положение женщин и мужчин.



Тема 4. Гендерная социализация

Понятие социализации. Усвоение социального опыта в результате общения и деятельности. Категории статуса и дифференциации. Гендерная стратификация - распределение в обществе статусов, связанных с полом человека и их общая иерархия в социальном пространстве. Гендер и власть. Биологический пол и гендерная идентичность. Биологический пол как предпосылка отнесения индивида к мужскому или женскому сообществу. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Гендерные роли в первобытных обществах: данные этнографии (Маргарет Мид "Пол и темперамент", 1935). Игорь Кон "Лунный свет на заре" (1997). Причины асимметрии в гендерной стратификации. Теории и механизмы социализации. Феминистская критика социального конструирования гендера. Основные теории социального конструирования (З.Фрейд, Ж.Пиаже, Н.Чадороу, С. Бем). Случай Агнес, описанный американским антропологом Гарольдом Гарфинкелем. И.Гофман: гендерный дисплей. Институты социализации: семья, школа, сверсники. Ресоциализация и её факторы.



Тема 5. Мужчина и женщина в экономической сфере

Рынок труда и домохозяйство - две сферы гендерной экономики. Гендерная структура занятости и её развитие. Количественные и качественные аспекты структуры занятости: зарубежные и российские реалии.Понятие домохозяйства и гендерные факторы ведения домохозяйства. Основные направления теоретического анализа домохозяйства. Теория новой экономики; марксистский подход; институциональные концепции; феминистская критика неоклассической теории. Разделение труда и принятие решений в домохозяйстве. Дискриминация по полу в сфере занятости. Гендерная сегрегация на рынке труда. Горизонтальная и вертикальная профессиональная сегрегация. Мужская и женская безработица. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики. Теория двойственных систем (Айрис Янг, Хайди Хартман).



Тема 6. Гендер и семья

Основные понятия социологии семьи. Семья, родство, брак. Семья как социальный институт. Брачные программы в истории человечества. Групповой брак, полигиния, полиандрия, моногамия. Современная семья: тенденции развития в Западной Европе и Северной Америке Семья в России: история и современность. Основные принципы семейной политики в России. Кризис семьи. Развод и его социальные последствия. Домашнее насилие. Проблемы студенческой семьи. Будущее семьи. Институт семьи в различных течениях феминизма. Гендерные исследования семьи, брака, любви.



Тема 7. Гендер и политика

Женщина и политика: подходы и аспекты исследования. История участия женщин в политике. Женщины - руководительницы государств. Борьба женщин за участие в политике. Гендерное неравенство и современная представительская демократия. Анализ политического поведения женщин-избирательниц. Представленность женщин в органах власти: опыт Европы, Северной Америки и России. Изменение гендерных структур политики и проблема политических альтернатив. "Наделение женщин властью" - выражение женского начала в политике. Политические теории феминизма. Женщины и мужчины в политической жизни современной России. Женщины Рязанского региона в политике. Идеи гендерного равенства в международных правовых документах. Политические требования современного феминизма.



Тема 8. Гендер и теория культуры

Пол и гендер в контексте дихотомии "природа - культура". Эссенциализм. Антиэссенциалистский поворот в феминизме - культурализм ("Всё есть культура") Конструирование культуры. Культурные исследования и культурология. Категория культуры в культурных исследованиях и в культурологии. Гендерная проблематика в культурных исследованиях. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций (гендерные стереотипы культуры; "женские жанры" в культуре; женщина как субъект визуальной культуры). Значение гендерных исследований для современной российской культурологии.


Перечень практических занятий

Тема 1. Пол и гендер. Гендерные исследования

  1. Психологические, социальные и культурные особенности гендерного различения.

  2. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендера и гендерной системы.

  3. Возникновение гендерных исследований.

Тема 2. Проблема пола в истории философской мысли

1. Философы античности о поле (Платон, Аристотель).

2. Средневековая мысль: христианство, манихейство.

3. Гностицизм.

4. Признание возможности развития женских интеллектуальных способностей и возможности женского образования. Ж.-Ж. Руссо.

5. Мизогинизм философии Гегеля.

6. Гендерная проблематика в современной философии.

Тема 3. Феминизм и женские движения Запада. «Государственный феминизм» в СССР

1. Либеральное, социалистическое и радикальное направления феминизма.

2. Октябрьская революция и женский вопрос.

3. Семья и производство: положение женщин и мужчин.



Тема 4. Гендерная социализация

1. Категории статуса и дифференциации.

2. Теории и механизмы социализации.

3. Институты социализации: семья, школа, сверсники.



Тема 5. Мужчина и женщина в экономической сфере

1. Рынок труда и домохозяйство - две сферы гендерной экономики.

2. Основные направления теоретического анализа домохозяйства.

3. Дискриминация по полу в сфере занятости.



Тема 6. Гендер и семья

1. Брачные программы в истории человечества.

2. Современная семья: тенденции развития в Западной Европе и Северной Америке Семья в России: история и современность.

3. Институт семьи в различных течениях феминизма.

4. Гендерные исследования семьи, брака, любви.

Тема 7. Гендер и политика

1. История участия женщин в политике.

2. Женщины и мужчины в политической жизни современного Казахстана

3. Политические требования современного феминизма.



Тема 8. Гендер и теория культуры

1. Конструирование культуры.

2. Культурные исследования и культурология.

3. Гендерная проблематика в культурных исследованиях.



СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА



Виды СРС

Виды отчета

Форма контроля

Обьем в часах

1

Подготовка к лекционным заниятиям.

Рабочая тетрадь

Участие на занятиях

22,5

2

Участие в практических занятиям.

Рабочая тетрадь

Участие на занятиях

22,5

3

Коллоквиум


Реферат

Диспут

22,5

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

конспект

Тест

22,5




Итого:







90


Перечень тем для самостоятельного изучения

1. Университетские программы гендерных исследований. [1], стр. 45-67, [4] стр.4-90

2. Мизогинизм этики Артура Шопенгауэра и Отто Вейнингера. [1], стр. 45-67 [3] стр. 5-75

3. Феминизм как движение и течение мысли за гражданское равноправие мужчин и женщин (Олимпия де Гуж, Мэри Уоллстонкрафт, Абигайль Адамс). [1], стр. 45-67 [2] стр.5-19

4. Гендерные роли в первобытных обществах: данные этнографии (Маргарет Мид "Пол и темперамент", 1935). [1], стр. 45-67 [2] стр.260-278

5. Теория двойственных систем (Айрис Янг, Хайди Хартман). [2] стр.308 [5] стр. 4-299

6. Институт семьи в различных течениях феминизма. [2] стр. 332-355 [5] стр. 4-299[5] стр. 4-299

7. "Наделение женщин властью" - выражение женского начала в политике. [[6] стр.45-62

8. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций (гендерные стереотипы культуры; "женские жанры" в культуре; женщина как субъект визуальной культуры). [3] стр. 4-59[ 5] стр. 4-299


Литература

Основная литература

1. Введение в гендерные исследования под ред. С.Жеребкина, I-III ч., Харьков ХЦГИ,2001г.

2. Введение в теорию гендера. Учебное пособие. Алматы, 1999 г.

3. Гендерные исследования под ред. И.Жеребкиной, Харьков ХЦГИ, №2 1999г.,№6,2001г

4. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований»

5. Теория и история феминизма. Харьков, «Ф-Пресс», 1996



Каталог: arm -> upload -> umk
umk -> Титульный лист программы дисциплины (syllabus)
umk -> Рабочая программа по дисциплине «Общая психология 1» для студентов специальности
umk -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Политическое лидерство»
umk -> Рабочая программа по дисциплине «Политическое лидерство» для студентов специальности 050502 «Политология»
umk -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории»
umk -> Рабочая программа по дисциплине «Проблемы размещения производительных сил» для студентов специальности 050510 «Государственное и местное управление»
umk -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Постмодерн и культура»
umk -> Программа дисциплины (Syllabus) 123Eti Этика Павлодар, 2013г. Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница